ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Джишкариани Т.Д. 1, Пхаладзе А.Р. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
История женского образования в России уходит корнями глубоко в прошлое. Появление в нашей стране в последнее время различных типов средних учебных заведений, в том числе и женских гимназий, вызывает живой интерес к историческому прошлому данного образовательного учреждения. К сожалению, основная масса современных гимназий лишь внешними атрибутами напоминает свои исторические прототипы, не переняв из их педагогического опыта полезных для себя идей. Объясняется это следующими причинами.

Во-первых, существует большой временной разрыв между гимназией дореволюционной России и современной. К тому же между ними в истории образования России находится другой тип школы - советской, преемницей которой в большей степени и является современная гимназия. Перечеркивать положительный опыт, приобретенный школой за советский период существования, было бы неразумно.

Во-вторых, педагогические коллективы, работающие в женских гимназиях, не имеют достаточно возможностей для ознакомления с опытом своих предшественников, поскольку труды, обобщающие его, отсутствуют.

Все вышесказанное убеждает нас в необходимости рассмотрения объективного опыта, накопленного дореволюционной гимназией, обращая внимание на наиболее ценные достижения в их деятельности.

Женские гимназии за годы своего существования, с одной стороны, приобрели богатый опыт духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, с другой - через своих выпускниц способствовали распространению просвещения, а, следовательно, повышению культурного уровня населения России. Изучение этой важнейшей страницы истории образования России, является актуальной задачей.

В связи с этим нами была поставлена цельизучить и обобщить накопленный образовательный опыт женских гимназий в XIX - XX вв. в России и показать его историческую значимость и актуальность в сфере социокультурного развития общества в наши дни.

Действительно, работа может представлять интерес для педагогов, специалистов сферы образования, исследователей, которые заинтересованы в изучении истории дореволюционных женских гимназий России возрождении их приемлемых идей в настоящее время.

Современные преобразования российской школы опираются не только на новейшие достижения педагогической науки и инновационной педагогической практики, но на возрожденные давно забытые традиционные педагогические ценности. Естественно, их фундаментальной опорой является и исторический опыт отечественного образования.

Опыт дореволюционной системы образования в России, ее лучшие традиции должны быть творчески осмыслены, органически соединены с требованиями современности и использованы в наши дни, как фактор обеспечения культурной преемственности в развитии общества.

Новая всесословная средняя женская школа, практически заново созданная в 60-90-х гг. XIX в., стала ключевым звеном системы женского образования в пореформенной России. Она обеспечила необходимые предпосылки для организации высших женских учебных заведений. Она же стала важнейшим фактором развития начальной народной школы, подготовив для нее значительную часть учительских кадров.

Современная гимназия старается продолжить традиции гимназического образования. В современных гимназиях важными целями образовательного процесса стали развитие у гимназистов самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Таким образом, современные гимназии нацелены на формирование разносторонне развитой личности, ответственного гражданина.

В своем историческом развитии средняя женская школа России прошла несколько основных этапов.

Первый этап - становление и первоначальное развитие отдельных учреждений женского образования, выстраиваемых в русле образовательной концепции «просвещенного абсолютизма» - «формирование новой породы отцов и матерей». Этот этап охватывал вторую половину XVIII века и шел с постепенным угасанием к концу века.

Второй этап охватывал первую четверть XIX столетия и характеризовался узко-прагматической направленность женских институтов - на подготовку «жены и матери семейства.

Третий этап развития среднего женского образования во второй четверти XIX века шел в русле николаевских образовательных реформ, с их стремлением к введению единообразия, унификации всего и вся, ужесточению правительственного контроля над образованием, усилению сословного принципа в школьном деле.

Четвертый этап эволюции женского образования совпадает с «эпохой великих реформ». В этот период в результате реформирования женской школы и создания новых ее компонентов происходит окончательное складывание, формирование системы среднего женского образования..

На первом этапе нашего исследования нами были поставлены определенные задачи - проанализировать и обобщить на основе собранного материала накопленный образовательный опыт женских гимназий в XIX - XX вв.; показать его историческую значимость в сфере социокультурного развития исследуемой эпохи и актуальность приобретенного опыта в наши дни. Наше исследование в этом направлении продолжается и предполагается в дальнейшем провести подробный обзор возрожденных образовательных ценностей и их состоятельность в современной системе развития женского образования.

Просмотров работы: 1176