ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Джишкариани Т.Д. 1, Вощинская А.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время организация деятельности классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения и основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своём воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, учитывает интересы, способности, пожелания детей, а также взаимодействует с их родителями.

Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Актуальность изучения данной темы связана с совокупностью самых разных и сложнейших вопросов классного руководства, поэтому её рассмотрение вдвойне интересно. Она помогает раскрыть широкую картину научного видения воспитательного процесса и выделить школьные традиции организации воспитания детей, устоявшиеся в течение многих десятилетий, а также представить идеальную картину классного руководителя.

Классный руководитель – педагог-профессионал, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе и связи с этим наша цель раскрыть значимость правильно организованной деятельности классного руководителя в современной школе.

Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями, которые можно распределить на три уровня:

  1. Целевые функции. К ним относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни.

  2. Социально-психологические функции - организаторская;функция сплочения коллектива.

III. Организация и управление деятельностью - диагностическая функция (классный руководитель определяет исходный уровень и постоянно отмечает изменения воспитанности учеников; эта функция направлена на анализ и исследование личности и индивидуальных особенностей ребенка, на выявление причин неэффективности результатов и дает возможность увидеть характеристику педагогического процесса в целом); функция целеполагания; функции контроля и коррекции.

Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работыс детьми, которые различаются: 1) по видам деятельности – учебная, трудовая, спортивная, художественная; 2) по способу влияния педагога – непосредственные. В свою очередь, по времени проведения формы работы делятся на: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов); продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель); традиционные (регулярно повторяющиеся). По числу участниковформы организации деятельности классного руководителя делятся на: индивидуальные;групповые; массовые.

Методика организации деятельности классного руководителя зависит от его глубокого проникновения во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера – значит найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.

Следует отметить организацию классных часов как форму воспитательной работы с учащимися. Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру (Н.Е.Щуркова, Н.С.Финданцевич). (2)

Выделяют три основные воспитательные функции классного часа: просветительную, ориентирующую и направляющую.

Итак, организуя ценностно-ориентационную и направляющую деятельность школьников с помощью классного часа, педагог содействует передаче и развитию у учеников социально ценностных отношений, являющихся основной целью этой формы воспитательной работы.

Подготовка классного часа является не менее важным этапом. Необходимо тщательно продумывать содержание, чёткую структуру, подготовить рабочий материал и соответствующую обстановку.

Методика организации классного часа складывается из трёх основных направлений: определение содержания классного часа, организационное оформление, планирование серии классных часов. Организация классного часа должна начинаться с психологической подготовки учащихся. Также не маловажную часть общей организационной работы составляет подготовка помещения.

Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Основное правило регулирования времени можно сформулировать так: «Классный час должен быть закончен до того, как ученики стали ожидать конца». Значительная сложность классного часа заключается в том, что свобода, непосредственность должны сочетаться с чёткими правилами поведениями, чётким порядком, тишиной и абсолютным вниманием учащихся.

Структура классного часа состоит из трёх частей: вступительная, основная, заключительная. (1, 2) Назначение вступительной части – мобилизация внимания учащихся, назначение основной части – определение воспитательной задачи классного часа. Назначение заключительной части – подведение итогов.

Безусловно, все темы и содержание классных часов классный руководитель определяет только тогда, когда знает нравственные представления, взгляды, интересы и желания учащихся. Первый классный час должен пленить, поразить! Педагог может идти не от программы, а от того, что ему самому особенно близко и дорого.

С целью реализации на практике деятельности классного руководителя по взаимодействию с учащимися нами разработана серия классных часов под рубрикой «Азбука нравственности» для учащихся 3 класса.

Таблица 1. Тематический план классных часов «Азбука нравственности»

Название

мероприятия

Цели

Формы и методы

проведения

1

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения.

  1. Беседа

2.Рассказ В.Осеевой «Плохо»

3. Составление сказки про Плохо и Хорошо

2

«Об аккуратности»

Формировать у детей стремление к осознанному соблюдению правил личной гигиены и внешнего вида, к аккуратности и организованности.

1. Чтение К.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»

2. Чтение пословиц

3. Примеры из жизни

3

«Невежество и вежливость»

Расширить и закрепить знания учащихся о вежливости в различных жизненных ситуациях и применении вежливых слов в этих ситуациях.

1. Игра «Доскажи словечко…»

2. Проверка на знание вежливых слов с решением задач

4

«Лень-матушка»

1. Обсудить с ребятами проблему человеческой лени.

2. Побудить учащихся сделать собственные выводы о том, как можно преодолеть собственную лень.

1. Беседа о том, как искоренить лень

2. Стихотворение А. Барто «Серёжа»

5

«Жадность как порок»

Воспитывать у учащихся положительные качества характера, желание преодолевать в себе недостатки.

1. Беседа о жадности

2. Анализ стихотворения Э.Мошковский «Жадных нет»

6

«От улыбки хмурый день светлей»

1.Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.

2. Воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту.

1. Беседа с учителем

2. Работа над сочинением «Улыбчивые истории»

7

«Что значит быть ответственным?»

1.Научить думать, прежде чем что-то сделать.

2. Отвечать за последствия своих действий.

1. Беседа «Что такое ответственность?»

2. Разбор конкретной ситуации-собрать портфель

8

«Об обидах и их причинах»

Растолковать понятие «обида», научиться с ней бороться, понимая причины её возникновения.

1. Беседа на тему «Обида»

2. Нарисовать обиду

3. Истории из жизни

9

«Лучшее слово о дружбе»

Формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу.

1. Беседа о дружбе

2. Рассказ учащихся о своих друзьях

10

«Любовь правит миром»

Обсудить с учащимися значение любви в жизни человека.

1. Беседа о любви

2. Подумать, как завоевать любовь окружающих людей

Разработанная тематика классных часов «Азбука нравственности» были организованы в МУ СОШ №39 г. Иваново в 3-б классе. Количество учеников – 28.

Реализация данных классных часов помогла развить у учащихся словарный запас слов и знаний на нравственные темы. Все выразили желание посещать такие занятия. Данный вывод был сделан на основе наблюдения и опроса учащихся после проведения серий классных часов. Если в начале урока их знания были минимальными, затруднялись выразить мысль, то к концу занятия ответы детей стали грамотнее, точнее и понятнее. Также целью проведения этих классных часов было обучение учеников ведению дискуссии на заданные темы. Учащиеся осознали важность дружбы и узнали больше вежливых слов, при этом обещая обучать ими своих знакомых.

Таким образом, мы убедились, что роль классного руководителя в школе велика и ответственна. Вместе с семьёй и обществом он влияет на становление и развитие воспитанников.

Литература

  1. Об основных подходах к содержанию деятельности классного руководителя в новых условиях. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя // Вестник образования. – М.: 1991, № 8. – 2-40с.

  2. ЩурковаН.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. –М.: Педагогическое общество России, 2000. – 257с.

Просмотров работы: 1822