Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своём воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, учитывает интересы, способности, пожелания детей, а также взаимодействует с их родителями.
Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Актуальность изучения данной темы связана с совокупностью самых разных и сложнейших вопросов классного руководства, поэтому её рассмотрение вдвойне интересно. Она помогает раскрыть широкую картину научного видения воспитательного процесса и выделить школьные традиции организации воспитания детей, устоявшиеся в течение многих десятилетий, а также представить идеальную картину классного руководителя.
Классный руководитель – педагог-профессионал, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе и связи с этим наша цель раскрыть значимость правильно организованной деятельности классного руководителя в современной школе.
Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями, которые можно распределить на три уровня:
Целевые функции. К ним относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни.
Социально-психологические функции - организаторская;функция сплочения коллектива.
III. Организация и управление деятельностью - диагностическая функция (классный руководитель определяет исходный уровень и постоянно отмечает изменения воспитанности учеников; эта функция направлена на анализ и исследование личности и индивидуальных особенностей ребенка, на выявление причин неэффективности результатов и дает возможность увидеть характеристику педагогического процесса в целом); функция целеполагания; функции контроля и коррекции.
Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работыс детьми, которые различаются: 1) по видам деятельности – учебная, трудовая, спортивная, художественная; 2) по способу влияния педагога – непосредственные. В свою очередь, по времени проведения формы работы делятся на: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов); продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель); традиционные (регулярно повторяющиеся). По числу участниковформы организации деятельности классного руководителя делятся на: индивидуальные;групповые; массовые.
Методика организации деятельности классного руководителя зависит от его глубокого проникновения во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера – значит найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.
Следует отметить организацию классных часов как форму воспитательной работы с учащимися. Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру (Н.Е.Щуркова, Н.С.Финданцевич). (2)
Выделяют три основные воспитательные функции классного часа: просветительную, ориентирующую и направляющую.
Итак, организуя ценностно-ориентационную и направляющую деятельность школьников с помощью классного часа, педагог содействует передаче и развитию у учеников социально ценностных отношений, являющихся основной целью этой формы воспитательной работы.
Подготовка классного часа является не менее важным этапом. Необходимо тщательно продумывать содержание, чёткую структуру, подготовить рабочий материал и соответствующую обстановку.
Методика организации классного часа складывается из трёх основных направлений: определение содержания классного часа, организационное оформление, планирование серии классных часов. Организация классного часа должна начинаться с психологической подготовки учащихся. Также не маловажную часть общей организационной работы составляет подготовка помещения.
Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Основное правило регулирования времени можно сформулировать так: «Классный час должен быть закончен до того, как ученики стали ожидать конца». Значительная сложность классного часа заключается в том, что свобода, непосредственность должны сочетаться с чёткими правилами поведениями, чётким порядком, тишиной и абсолютным вниманием учащихся.
Структура классного часа состоит из трёх частей: вступительная, основная, заключительная. (1, 2) Назначение вступительной части – мобилизация внимания учащихся, назначение основной части – определение воспитательной задачи классного часа. Назначение заключительной части – подведение итогов.
Безусловно, все темы и содержание классных часов классный руководитель определяет только тогда, когда знает нравственные представления, взгляды, интересы и желания учащихся. Первый классный час должен пленить, поразить! Педагог может идти не от программы, а от того, что ему самому особенно близко и дорого.
С целью реализации на практике деятельности классного руководителя по взаимодействию с учащимися нами разработана серия классных часов под рубрикой «Азбука нравственности» для учащихся 3 класса.
Таблица 1. Тематический план классных часов «Азбука нравственности»
№ |
Название мероприятия |
Цели |
Формы и методы проведения |
1 |
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? |
Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения. |
2.Рассказ В.Осеевой «Плохо» 3. Составление сказки про Плохо и Хорошо |
2 |
«Об аккуратности» |
Формировать у детей стремление к осознанному соблюдению правил личной гигиены и внешнего вида, к аккуратности и организованности. |
1. Чтение К.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе» 2. Чтение пословиц 3. Примеры из жизни |
3 |
«Невежество и вежливость» |
Расширить и закрепить знания учащихся о вежливости в различных жизненных ситуациях и применении вежливых слов в этих ситуациях. |
1. Игра «Доскажи словечко…» 2. Проверка на знание вежливых слов с решением задач |
4 |
«Лень-матушка» |
1. Обсудить с ребятами проблему человеческой лени. 2. Побудить учащихся сделать собственные выводы о том, как можно преодолеть собственную лень. |
1. Беседа о том, как искоренить лень 2. Стихотворение А. Барто «Серёжа» |
5 |
«Жадность как порок» |
Воспитывать у учащихся положительные качества характера, желание преодолевать в себе недостатки. |
1. Беседа о жадности 2. Анализ стихотворения Э.Мошковский «Жадных нет» |
6 |
«От улыбки хмурый день светлей» |
1.Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями. 2. Воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту. |
1. Беседа с учителем 2. Работа над сочинением «Улыбчивые истории» |
7 |
«Что значит быть ответственным?» |
1.Научить думать, прежде чем что-то сделать. 2. Отвечать за последствия своих действий. |
1. Беседа «Что такое ответственность?» 2. Разбор конкретной ситуации-собрать портфель |
8 |
«Об обидах и их причинах» |
Растолковать понятие «обида», научиться с ней бороться, понимая причины её возникновения. |
1. Беседа на тему «Обида» 2. Нарисовать обиду 3. Истории из жизни |
9 |
«Лучшее слово о дружбе» |
Формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу. |
1. Беседа о дружбе 2. Рассказ учащихся о своих друзьях |
10 |
«Любовь правит миром» |
Обсудить с учащимися значение любви в жизни человека. |
1. Беседа о любви 2. Подумать, как завоевать любовь окружающих людей |
Разработанная тематика классных часов «Азбука нравственности» были организованы в МУ СОШ №39 г. Иваново в 3-б классе. Количество учеников – 28.
Реализация данных классных часов помогла развить у учащихся словарный запас слов и знаний на нравственные темы. Все выразили желание посещать такие занятия. Данный вывод был сделан на основе наблюдения и опроса учащихся после проведения серий классных часов. Если в начале урока их знания были минимальными, затруднялись выразить мысль, то к концу занятия ответы детей стали грамотнее, точнее и понятнее. Также целью проведения этих классных часов было обучение учеников ведению дискуссии на заданные темы. Учащиеся осознали важность дружбы и узнали больше вежливых слов, при этом обещая обучать ими своих знакомых.
Таким образом, мы убедились, что роль классного руководителя в школе велика и ответственна. Вместе с семьёй и обществом он влияет на становление и развитие воспитанников.
Литература
Об основных подходах к содержанию деятельности классного руководителя в новых условиях. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя // Вестник образования. – М.: 1991, № 8. – 2-40с.
ЩурковаН.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. –М.: Педагогическое общество России, 2000. – 257с.