РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Капустин В.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное состояние общества, обусловленное высочайшими темпами его развития, предъявляет новые, все более высокие требования к человеку и его здоровью. Возрастает значимость и ценность здорового образа жизни индивидуума при формировании культуры здоровья всей нации. Важность проблемы определяется основными документами Всемирной Организации Здравоохранения, где улучшение и укрепление здоровья молодежи, формирование здорового образа жизни, борьба с курением, алкоголизмом и профилактика употребления психотропных веществ выдвинуты как особо важные задачи развития общества и отдельной личности.

Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.

Количество информации и знаний неуклонно возрастает, нагрузка в школе тоже, экология при этом не улучшается, поэтому очень важно сохранять здоровье обучающихся: во-первых, за здоровьем школьников призваны следить педагоги, во-вторых, родители, а в-третьих, именно у школьников должна сформироваться привычка самостоятельно уделять внимание своему самочувствию и здоровью.

Все это выдвигает перед системой образования требования реализовывать в ходе учебно-воспитательного процесса не только основные положения наук о здоровье, но и обеспечить воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к здоровому образу жизни и навыков культуры здоровья.

Несмотря на значимость рассматриваемой темы, наблюдается противоречие между объективной необходимостью в воспитании культуры здорового образа жизни школьников и условиями организации воспитательной работы в этом направлении.

1. Общая характеристика базы опытно-экспериментальной работы. Определяющую роль в сохранении здоровья школьников имеет наличие тщательно разработанной, методически обоснованной программы здоровьесбережения и создание всех необходимых условий для её реализации. Рассмотрим результативность применения такой программы, изучив опыт работы в этом направлении МОУ «Начальная школа №18» городского округа Шуя, призёра областного конкурса «Школа здорового образа жизни».

Педагоги школы, большинство из которых имеет первую и высшую категорию, неоднократно занимали призовые места в городских и областных конкурсах методических разработок «За здоровый образ жизни», конкурсах «Педагог года», регулярно принимают участие в семинарах и научно-практических конференциях, посвящённых здровьесбережению школьников.

Начальная школа № 18 пользуется популярностью в городе: 12 полных класс-комплектов (по 3 класса в каждой параллели), более половины учащихся – дети, не проживающие на закреплённой за школой территории, т. е. из других микрорайонов города. Это обусловлено в первую очередь тем, что в школе созданы условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся.

Программа «Здоровье» действовала на протяжении 2007-2010 г.г. Новая программа принята в 2011 г. и рассчитана также на четыре года.

Состояние материально-технической базы школы позволяет обеспечить необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Школа имеет: центральное отопление, люминесцентное освещение, холодное и горячее водоснабжение, канализацию, столовую на 116 посадочных мест, спортзал, спортивную площадку (беговую дорожку, футбольное поле), гимнастический городок, кабинет искусств на 30 посадочных мест, читальный зал на 15 посадочных мест, 10 учебных кабинетов, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, спальню и игровую для учащихся 1-х классов, медицинский кабинет.

2. Концепция здоровьесберегающей школы. Поскольку здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования в соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об образовании», поэтому МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 18» организует работу, связанную с обеспечением сохранения и укрепления здоровья и психологической поддержки обучающихся и воспитанников: содействие в ежегодном медицинском осмотре всех учащихся и создание внутри школы «здоровой» образовательной среды путем снятия перегрузок, решения проблем неуспеваемости, организации психолого-педагогической поддержки, формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни. Это невозможно сделать без целостной системы воспитания.

Концепция и научно-методические основы построения разработанной для решения этих задач программы «Здоровье» учитывают те факторы, которые влияют на здоровье ребенка: и экологические, и социальные, и санитарно-гигиенические. Вопросы формирования здорового образа жизни младших школьников включены и в учебные предметы: «Физическая культура» и «Окружающий мир».

Данная программа рассчитана на четыре года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию. Успешность реализации данной программы зависит от сплочённой работы всего педагогического коллектива, осознанного понимания каждым учителем стоящих перед ним задач.

Школа подключается к общим для всех образовательных учреждений направлениям деятельности по комплексной стратегии улучшения здоровья с использованием оценки состояния здоровья учащихся школы и психолого-медико-педагогическим сопровождением детей с учетом индивидуальных особенностей их развития:

  1. использование диагностического комплекса мероприятий по выявлению уровня здоровья детей;

  2. разработка оптимальных режимов обучения и воспитания, психогигиены и психопрофилактики образовательного процесса;

  3. использование природных оздоровительных факторов и комплекса физической культуры;

  4. совершенствование индивидуальной коррекционной работы со школьниками.

Учителями начальных классов разработаны инновационные педагогические технологии, сберегающие здоровье: игровые методики и развивающие уроки в начальной школе, проектная деятельность и уроки, использующие возможности компьютера в учебном процессе.

Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика.

Кроме традиционных форм работы, содействующих сохранению и укреплению здоровья, в школе проводится профилактика так называемых «школьных» болезней. Профилактика и коррекция «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки) заключается в соблюдении гигиенических норм естественного и искусственного освещения, соответствия размеров школьной мебели возрастно-антропометрическим параметрам школьника, а учебной нагрузки. Среди специфических методов профилактики прогрессирования близорукости используется специальная гимнастика для снятия зрительного напряжения.

Для профилактики и коррекции нарушений осанки используется гимнастика, позволяющая формировать правильную осанку и стабилизировать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника. Для коррекции осанки проводятся занятия физкультурой в школе и дома, игры во время внеурочной занятости детей, способствующие улучшению осанки.

Учитель физической культуры для профилактики заболеваний применяет закаливающие процедуры, различные комплексы упражнений с предметами (гимнастические палки, малые и большие мячи, фитболы, скакалки и т.д.).

В МОУ «Начальная школа №18» создана система работы в направлении формирования представлений о здоровом образе жизни. Ежемесячно проводится День Здоровья, который способствует развитию детского организма, укреплению здоровья, развитию двигательных навыков. Согласно плану спортивно-массовых мероприятий каждый месяц проходят «Веселые старты» и различные спортивные соревнования. К проведению туристических походов и экскурсий привлекаются родительские комитеты классов.

Педагогический коллектив совместно с родителями проводит большую работу по привитию навыков здорового образа жизни, укреплению здоровья учащихся.

Кроме здоровьесберегающей организации учебного процесса проводится целенаправленная работа по организации рационального и полного питания. Анализ организации питания показал, что 100% учащихся обеспечены горячим питанием (завтраками), 70% – обедами и полдниками.

В завтраки и обеды включаются салаты из овощей: капусты, свеклы, свежих огурцов, томатов, лука, зелени; молочные продукты: молоко, творог, сыр. На третье столовая предлагает учащимся напитки из свежих фруктов, компоты из сухофруктов, кисели. В приготовление завтраков и обедов включаются мясо и рыба. Администрация школы и Управляющий совет контролируют организацию питания в школе в течение всего года.

Анализ состояния здоровья школьников проводился через анализ медицинских карт, результаты диспансеризации, сведения по хроническим заболеваниям обучающихся. По результатам анализа были сформированы группы здоровья.

Таблица 1.

Состояние здоровья обучающихся по видам заболеваний

 

2011-2012 г.

2012-2013 г.

2013-2014 г.

Болезни нервной системы

61%,

34,2%

33,6%

Болезни пищеварительного тракта

3,8%,

2,8%,

3,7%

Болезни мочеполовой системы

8,5%

4,4%

4,1%

Болезни органов дыхания

12,4%

10,4%

11,4%

Болезни костно-мышечного аппарата

37,6%

33,5%

35,4%

Таблица 2

Группы здоровья

Группа здоровья

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Основная

72%

69,6%

65,6%

Подготовительная

21%

26,4%

31,4%

Специальная

0,8%

2,5%

1,9%

Освобожденные

0,3%

1,9%

0,9%

В 2013-2014 учебном году по сравнению с предыдущим годом снизилось число освобождённых от физкультуры по состоянию здоровья на 1,6 %. Повысился процент детей в подготовительной группе на 5% и увеличилось количество детей отнесённых к специальной группе на 0,5 %.

Проследив за динамикой хронической заболеваемости, очевидно, что произошло снижение количества детей с заболеванием нервной системы, пищеварительной системы и костно-мышечного аппарата. Это связано с правильно организованным режимом дня ребёнка, достаточным контролем со стороны родителей в направлении сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Реализация инновационной Программы школы «Здоровье» в течение трех лет позволила добиться определенных успехов: снизился процент заболеваемости, увеличился процент учащихся относящихся к основной группе здоровья, выросла занятость учащихся во внеурочное время, всё большее количество родителей с каждым учебным годом принимают участие в общешкольных мероприятиях по сохранению и укреплению здоровья детей.

Просмотров работы: 1086