Формирование мотивации учебной деятельности у подростков является одной из главных проблем современной школы. Сегодня у многих школьников низкая успеваемость, причиной которой является отсутствие интереса к учёбе и желания учиться, хотя у многих из них есть способности. У таких подростков отсутствуют цели, идеалы, мировоззренческие ценности, то есть, у них отсутствует мотивация. Становление мотивации – это не простое возрастание положительного или отрицательного отношения к учению, но и стоящее за ними усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними. Эти отдельные стороны мотивационной сферы должны стать объектом управления учителя. Поэтому основная задача педагогов является воспитание мотивации учебной деятельности. А для этого необходимо знать особенности формирования мотивации в определенном возрасте. Если учитель сможет понять причины поведения школьника, то он сможет управлять его мотивами. Таким образом, учитель сможет скорректировать мотивационную сферу у учеников в нужном направлении.
При формировании мотивации учебной деятельности у подростков учителю необходимо учитывать, как возрастные особенности, так и специфические психологические характеристики возраста школьников.
Маркова А. К. выделила две группы особенностей подростка, способствующих становлению мотивации учебной деятельности и препятствующих этому: благоприятные и негативные.
Благоприятнымиособенностями мотивации в этом возрасте являются:
«потребность во взрослости» — нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по от ношению к миру, к другому человеку, к себе; особая восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослого человека;
общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками;
стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения требования другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении;
стремление подростка к самостоятельности;
увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), сочетающееся с появлением большей их избирательности, дифференцированное;
возрастание определенности и устойчивости интересов;
Развитие на основе этих качеств специальных способностей подростков.
Сочетание умственной активности с возрастающей самостоятельностью Психологи отмечают, что «в среднем школьном возрасте умственная активность сочетается с возрастающей самостоятельностью и ярко обнаруживается в широте склонностей. У детей и подростков общая умственная активность заметно опережает развитие специальных интересов и способностей».
Особенности негативной мотивации к учению у подростка вызваны рядом причин.
Незрелость оценок подростком самого себя и другого человека приводит к трудностям во взаимоотношениях с другими людьми: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми.
Стремление ко взрослости и нежелание прослыть маленьким среди сверстников вызывают внешнее безразличие ко мнению и отметке учителя, порой браваду, несмотря на то что реально подросток дорожит мнением взрослого.
Стремление подростка к самостоятельности вызывает его отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, репродуктивно-воспроизводящим видам учебной деятельности, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы.
Отсутствие понимания связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к учению.
Избирательный интерес к одним учебным предметам может препятствовать интересу к другим предметам из-за неумения подростка совместить их, организовать свою учебную работу.
Опираясь на данные особенности педагог может эффективно использовать различные пути и средства для корректировки мотивационной сферы подростка.
Для изучения особенностей мотивации учебной деятельности подростков было проведено анкетирование учащихся 8 класса МОУ Гимназии №1, г. о. Шуя. Учащимся были предложены диагностические методики «Направленность на отметку» и предложенные Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой.
Методика «Направленность на приобретение знаний» позволяет выявить доминирующий мотив учебной деятельности. В данном случае таким мотивом является получение учеником новых знаний. То есть цель методики - узнать является ли приобретение новых знаний для испытуемых главным мотивом их учебной деятельности.
Результаты анкетирования: 39,1% учащихся продемонстрировали высокий уровень направленности на приобретение знаний; 60,9% учащихся продемонстрировали средний уровень направленности на приобретение знаний; учащихся с низким уровнем направленности на приобретение знаний нет.
Методика «Направленность на отметку». Цель методики - узнать является ли получение отметок для испытуемых главным мотивом их учебной деятельности. Для 13% учащихся отметка является важным мотивом в получении знаний. Для 87% отметка не является ярко выраженным мотивом в приобретении знаний.
В результате можно сделать вывод, о том, что у учащихся 8 класса преобладают внутренние мотивы, связанные внутренними побуждениями человека, а не внешние, которые могут быть связаны с давлением со стороны родителей или других обстоятельств.
На основе анализа результатов проведенного анкетирования и с учетом важной психологической особенности подросткового возраста – желание общаться, были подобраны оптимальные формы и средства формирования мотивации учебной деятельности подростков: на уроках математики, физики, химии - увеличение количества задач прикладного характера, на уроках литературы, истории, географии, биологии, иностранного языка - организация дидактических игр и виртуальных экскурсий, «круглых столов» и пресс-конференций, сценок-диалогов.
Таким образом, нестандартный подход к организации занятия может помочь сделать урок интереснее и способствовать формирования положительной мотивации к учебной деятельности у подростков.