КАДРЫ КАК ОСНОВНОЙ РЕСУРС В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КАДРЫ КАК ОСНОВНОЙ РЕСУРС В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

Морозова И.Г. 1, Мирошниченко Е.В. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Термин «профессия» происходит из латинского и французского языков и переводится как: говорить публично, объявлять, заставлять.

Необходимо отметить, что единого определения понятия «профессия» не существует. Отечественные и зарубежные авторы, в числе приоритетных признаков, открывающих правовую, экономическую, психологическую и физиологическую сущность профессии, показывают: общность людей, занятых данным видом труда; продолжительно существующий комплекс трудовых обязательств; некая объективная и притом совершенно регламентированная организация действий личности; необходимая для общества и ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития; система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку; логически связанный набор возможных видов работ

В материале электронного учебника по педагогике и психологии отмечено, что профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру: заданные цели, представления о результате труда; заданный предмет (исходный материал, не обязательно вещь, но и ситуация неопределенности, любая система, например, социальная, знаковая, художественно эстетическая и др.); система средств труда (в зависимости от предмета они существенно различаются между собой);система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций); система прав; производственная среда, предметные и социальные условия труда [10, с. 53].

Более широкое определение профессии: «Профессия − род трудовой деятельности (занятия) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы» [11, с. 427]. Упорядочив признаки, характеризующие понятие термина «профессия», нужно уточнить и определение понятия «профессиональная деятельность». В широком смысле профессиональная деятельность − система взаимосвязанных действий (операций) работников, выполняя которые, они получают преднамеренные результаты − необходимые для жизни людей предметы потребления.

По мнению Е.М. Ивановой профессиональная деятельность определяется как «сложный многопризнаковый объект, представляющий собой систему. Интегрирующим компонентом данной системы, обеспечивающим ее жизнедеятельность, является субъект труда, осуществляющий взаимодействие всех компонентов системы, с учетом многообразия признаков, отражающих ее специфику» [6, с. 9]. Любая профессиональная деятельность имеет свою структуры, компонентами которой являются: цели, предмет, средства, профессиональные служебные обязанности, система прав, социальные условия труда.

Цели, состоят в представления о конечном результате профессиональной деятельности и зафиксированы в культуре посредством образцов соответствующей работы, их описаний, формулировки общих и специальных требований к ним. Но не в каждой деятельности образец задается при помощи должностных инструкций, государственных стандартов или соответствующей документации. Во многих случаях образцом профессиональной деятельности выступает компетентный специалист, признанный авторитет в своей профессиональной области. Именно такой образец присущ профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы.

Предмет труда ‒ это система взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, функций как материального, так и нематериального порядка и как бы противостоящих по отношению к человеку-специалисту. Содержательную характеристику термина «специалист» дает А.А. Ласкин: «специалист ‒ это подготовленный человек, обладающий определенными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Процесс его подготовки и формирования представляет собой становление комплекса профессионально важных качеств. По словам М.С. Миримановой понятия «специалист» создает определенною систему его действий - воспроизведение полученных и присвоенных умений, различных способов выполнения деятельности в любых ситуациях. В.И. Солодухин утверждает, что «Профессионал» - человек, характеризующийся способностью выйти за пределы собственной деятельности для ее анализа, оценки и последующей организации.

Профессиональное развитие личности понимается как развитие и рост в профессиональном труде личностных качеств и способностей, знаний и умений, но главное – это изменение прежде всего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии. Чтобы реализовать собственную профессиональную деятельность, он должен изменить предмет труда или создать нечто новое, ранее несуществующее. Предмет труда фиксируется при помощи документации, организации рабочего пространства и т.п. Но не всегда возможно четко описать предмет труда. В социально-культурной деятельности предметом специалиста выступает личность, точнее уровень ее культурного развитости и воспитанности. В процессе профессиональной деятельности в социально-культурной сфере у личности формируются духовно-творческие и досуговые потребности, навыки общественной и коллективной деятельности, собственного самоконтроля и самооценки.

Средствами профессиональной деятельности являются вещественные средства труда и невещественные вспомогательные (внешние и внутренние функциональные) средства трудовой деятельности, при помощи которых человек взаимодействует с предметом своего труда сообразно поставленной цели, изменяет и преобразовывает его [6, с. 65]. К вещественным средствам труда относятся: аппаратурные средства для приема, переработки и передачи информации; средства для осуществления практических действий в знаковых системах, системах художественного отображения реальности; ручные, простые и механизированные средства труда Внешние функциональные средства труда ‒ это выразительные средства поведения и речи человека как субъекта профессиональной деятельности (специалиста) [там же, с. 66]. В работе руководителя учреждения культуры, менеджера, диктора, артиста данные невещественные средства труда имеют большое значение.

Профессиональные служебные обязанности отражены в должностной инструкции и предписывают основные и обязанности его профессиональной деятельности. Система прав отражена в нормативных документах, принятых в системе законодательства, и отражает в себе условия работы, оплаты труда, повышение квалификации специалиста и другое.

Конечно, нормативные акты о собственном труде должен знать и умело ими пользоваться каждый специалист. При этом важно отметить, что существует определенная зависимость между заинтересованностью работника, его активностью и инициативой, с одной стороны, и уровнем регламентации его профессиональной деятельности, с другой. А именно, чем меньше работник имеет возможность реализовать свои профессиональные намерения, тем менее интересной становится для него данная профессия. И наоборот, чем больше профессиональных возможностей и свободы предоставляет для него данный труд, тем больше активности специалист может проявлять.

Предметные и социальные условия труда составляют среду на рабочем месте профессионала. К ним относятся витальные (жизненно важные) и санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности: шумы и различные звуковые условия, температура, влажность и давление воздушной среды, пыль, ультразвуки, различные виды лучистой энергии, вибрации, инфекции, вероятность получения физических и психических травм, динамические нагрузки.

Социальные условия труда ‒ это социальная значимость данной профессии, социально-психологический климат в трудовом коллективе и организации в целом, коллективные трудовые и профессиональные традиции, корпоративная культура в данной профессиональной сфере, система деловых взаимодействий и норм деловой активности, принятая в обществе в данный исторический период его развития [10, с. 53].

Социально-культурная деятельность как профессиональная деятельность многофункциональное явление, представляющее совокупность различных элементов и характеристик. Данная профессиональная деятельность осуществляется в сфере «человек-человек». Умение активно взаимодействовать с людьми, общаться, коммуницировать является главной составляющей труда в данной профессиональной сфере. Кроме того, профессионал в этой сфере должен иметь двойную подготовку: хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется деятельность, а также быть подготовленным к эффективному формальному, неформальному, деловому и творческому общению с людьми.

Как считают ученые, Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, «организатор социально-культурной деятельности призван выявлять, удовлетворять и развивать социально-культурные интересы разных групп населения, разрабатывать целевые культурные программы и социальные технологии их осуществления, стимулировать инновационные движения в сфере культуры, управлять экономическими механизмами организации социально-культурной деятельности, внедрять эффективные педагогические методики развития культурно-эстетического творчества. Принципиальная особенность такого специалиста в том, что знания социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других, общественно значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафункции прикладной культурологии – приобщения человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала»[1, c.34].

Характеризуя признаки, лежащие в основе профессионального мастерства специалиста сферы культуры, Н.К. Бакланова указывает, что деятельность специалиста культуры профессионально целесообразная, индивидуально-творческая и оптимальная, а профессиональное мастерство - это качественный уровень профессиональной деятельности, носящей творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат и оптимальный процесс его достижения [4, с. 8-9].

В диссертационном исследовании И.А. Базаровой выделены основные специфические черты профессиональной деятельности специалистов культурно-досуговой сферы: ориентированность деятельности специалиста на человека (взаимодействие «человек-человек»), на решение его социально-культурных и социально-психологических проблем, на удовлетворение и развитие его духовных потребностей, интересов, на стимулирование проявлений его творческих потенций и способностей; педагогическая направленность этой деятельности, заключающаяся в специально организованном педагогическом воздействии на личность в рамках ее досугового времени, обеспечивающем конструктивные качественные изменения человека и окружающей его среды; интеграция организационно-управленческих и творческих начал в деятельности культурно-досуговых работников; ее комплексный характер, заключающийся в том, что специалист одновременно выполняет несколько видов деятельности (и управленческую, и методическую, и творческую, и педагогическую), являясь носителем различных социальных ролей (и менеджера, и лидера, и педагога, и творца); постоянная необходимость обновления методик и совершенствования технологий работы, основанная на пополнении знаний (как профессиональных, так и общекультурных), вызванная необходимостью поддержания престижа профессии, обеспечения привлекательности культурно-досуговых учреждений для различных групп населения, характеризующейся зачастую абсолютно разными интересами и потребностями[3, с.47].

Нельзя недооценивать важность и серьезность данной профессии, пишет А.В. Лапшина, ведь вовлекать человека в мир культуры, формировать культуру личности, приобщать его к культурным ценностям – это сложнейшая профессиональная задача. Специалист социально-культурной деятельности в данном ключе сам становится своеобразным носителем культуры и духовно-нравственных ценностей, является образцом и эталоном для общества, своим примером он оказывает педагогическое, преобразующее воздействие на общество в целом и на каждого его члена в отдельности. Поэтому и профессиональная подготовка такого специалиста должна соответствовать требованиям, как к профессиональным, так и возможно в первую очередь, личностным качествам такого специалиста [7, с. 108].

Одна из особенностей социально-культурной деятельности заключается в самом характере этой деятельности, значительная часть которой протекает в так называемом организационном режиме. Организация присутствует как на этапе подготовки социокультурного мероприятия, так и в ходе его проведения. Чаще всего, организационный фактор прекращает свое действие с окончанием данного мероприятия. Организация социально-культурной деятельности неразрывно связана и с управлением, и с методикой, и с технологией. По словам А.И. Арнольдова, учитывая сложную социально-культурную ситуацию, специалист социально-культурной сферы «призван отстаивать ценности, спасающие человека от духовной нищеты и культурной ограниченности. С помощью культуры он получает широкие возможности интегрировать процесс общекультурного и социально-нравственного развития человека. Да и сама культура является для него инструментом совершенствования собственных профессиональных навыков».[2, с. 11].

Исключительно высокие требования, по словам Л.С. Жарковой, предъявляются к специалистам учреждений культуры, перед которыми стоит задача организации досуга людей в новых общественных отношениях. Поэтому кадры в учреждениях культуры должны обладать высокими деловыми качествами, , практическими навыками в новых условиях хозяйственного механизма [5, с.17].Важное значение в процессе профессиональной деятельности имеет информационная компетентность специалиста. Ведь именно информация является основой методического обеспечения. Критериями, позволяющими оценить степень развития информационной компетентности, И.А. Базаровой названы: «информационная активность»; «степень развитости информационных потребностей»; «знания»; «уровень освоения»; «умения и навыки работы с информацией и средствами информационно-коммуникационных технологий», в работе подробно рассмотрено их содержание [3, с. 102].

Специалисты, обладающие низким уровнем профессиональной компетенции характеризуются отсутствием потребности в получении информации; неспособностью к четкой формулировке своих информационных потребностей; пассивным информационным поведением; отсутствием навыков в работе с полученной информацией; слабое представление о возможностях, предоставляемых им системой информационно-методического обеспечения.

Специалисты среднего уровня, испытывают потребность в получении информации от случая к случаю; они слабо информированы в области теории информационной деятельности, недостаточно владеют технологическими навыками работы с информацией и средствами информационно-коммуникационных технологий; слабо осведомлены о системе методического обеспечения. Обращаются к ней за дополнительной информацией в процессе своей профессиональной деятельности лишь «время от времени»; а их информационное поведение может трактоваться нами как средне активное.

Специалистом высокого уровня информационной компетентности можно считать тех, у которых ярко выражена потребность в постоянном получении информации для совершенствования своей профессиональной деятельности. Они владеют технологическими навыками работы с информацией и со средствами информационно-коммуникационных технологий. Специалисты высокого уровня хорошо знакомы с системой методического обеспечения, постоянно обращаются к ней в процессе своей деятельности. Для них характерна информационная активность, устойчивость информационных интересов и структурированность информационных потребностей.

Каждый из выше указанных уровней информационной компетентности специалистов имеет возможность развиваться положительно, переходить на более высокий качественный уровень при условии соответствующей направленности деятельности информационно-методических служб. Деятельностно- личностный подход создаёт условия для каждого специалиста в зависимости от его уровня информационной компетентности и общего уровня профессиональной деятельности специалиста.

В современных условиях под влиянием все возрастающей роли информации в развитии общества изменяются функции специалиста социально-культурной сферы. Как отмечает А.А. Ласкин, профессиональные функции специалистов в сфере социально-культурной деятельности должны осуществляться в принципиально новой социальной, экономической, политичеcкой и культурной ситуации России XXI века. Эта ситуация характеризуется с большой динaмичностью, высoкой степенью независимости и ответственности специалистов, необходимостью осуществлять различные виды проектной деятельности, устанавливать конструктивные связи в многочисленных контактных средах [8].

Мысль ученого развивает Л.С. Жаркова, говоря о том, что «именно от квалификации специалистов зависит развитие творчества народа, обогащение содержания деятельности учреждений культуры, поиск новых форм с учётом современных запросов использовать те материальные и выразительные средства, которыми располагают учреждения культуры» [5, с. 18]. Специалист социально-культурной сферы должен уметь постоянно, глубоко и всесторонне изучать процессы развития, происходящие в обществе, уметь анализировать и давать объективную, верную оценку имеющимся противоречиям и трудностям. И без методического обеспечения решение вышеуказанных задач не возможно.

Таким образом, качество реализации государственной политики, направленной на сохранение и формирование культурного достояния, обеспечение современного уровня и качества социально-культурной деятельности и услуг на сегодняшний день во многом определяется системным изучением, oбoбщением и распространением опыта работы, планомерным осуществлением экспериментальной работы по апробации и внедрению инновационных моделей и технологий деятельности в социально-культурную практику. Решение этиx задач требует системного методического обеспечения профессиональной деятельности специалистов. Профессиональная компетентность как сoциально-личнoстный феномен выступает в качестве цели, задачи и результата современной социально-культурной практики, что отражает значительные преобразования в общем социокультурном процессе, связанные с изменившимися социокультурными и экономическими условиями[14, с. 66].Также, в условиях формирования информационного общества немаловажное значение приобретают не только прочные знания специалистов, но и их способность быстро реагировать на запросы динамично меняющейся действительности, эффективно осуществлять деятельность на основе постоянного совершенствования своих знаний, пополнения «информационной копилки», следовательно возрастает значимость информационной компетентности специалистов социально-культурной сферы.

Создание социокультурного пoля для удовлетворения культурных потребностей населения является главной деятельностью специалиста социально-культурной деятельности, повышения их духовно-нравственного уровня, развития творческих способностей. Все эти специфические черты, несомненно, должны быть учтены в процессе информационно-методического обеспечения профессиональной деятельности специалистов культурно-досуговой сферы. Более тoгo, правомерно говорить о взаимовлиянии методического обеспечения, способного выступить действенным фактором совершенствования профессиональной деятельности специалистов, и самой этой деятельности, специфические особенности которой оказывают влияние на принципы, фoрмы, методы, средства методического обеспечения.

К числу социальных проблем относится оптимизация профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы. Проблемой называют сложную практическую и научную задачу, требующую своего решения. Качественное методическое обеспечение может значительно повысить профессиональные характеристики специалиста и положительно сказаться на его профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Ариарский, М.А. Методика «погружения» в специальность [Текст] : науч.-метод. пособие в помощь, осваивающим специальность «социально-культурная деятельность» / М.А. Ариарский, И.А. Ивлева, Л.В. Полагутина. – СПб. : СПбГУКИ, 2007. – 337 с.

  2. Арнольдов, А.И. Культура и горизонты XXI века [Текст] / А.И. Арнольдов // Вестник МГУКИ. ‒ 2003. ‒ №1. ‒ С. 9-18

  3. Базарова, И.А. Информационно-методическое обеспечение как средство совершенствования профессиональной деятельности специалистов культурно-досуговой сферы [Текст]: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Базарова И.А. ‒ Санкт-Петербург, 2008. ‒ 251 c.

  4. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры[Текст] / Н.К. Бакланова. – М. : изд-во МГУКИ, 2004. – 224 с.

  5. Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности [Текст] / Е.М. Иванова. − М. : изд-во Моск. ун-та, 1987. – 312 с.

  6. Интеллектуальная культура специалиста в условиях научно-технической революции[Текст] : тез. докл. и выступлений к науч.-метод. / редкол. : И.С. Ладенко (отв. ред.). и др. ‒ Новосибирск , 1983. ‒ 112 с.

  7. Лукин, В.В. Социальный заказ на подготовку специалиста на основе информатизации методической системы обучения [Текст] / Лукин В.В. // Информатика и образование, 2002. – Вып. 10. – С.7-14.

  8. Методические рекомендации по разработке социально-культурных проектов [Текст]. – Барнаул :АКЦНТиД, 2004. – 37 с.

  9. Мириманова, М.С. Конфликтология [Текст] / М. С. Мириманова. – М., 2003, ‒ 320 с.

  10. Сабуцкая, С.В. Формирование методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе[Текст]: автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / С.В. Сабуцкая; Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств. –Барнаул, 2006. – 22 с.

  11. Совершенствование информационной работы по культуре и искусству : методические рекомендации [Текст] / М-во культуры БашкАССР, Респ. б-ка им. Н.К. Крупской / сост. Г. Байбурина. – Уфа : ВЦ СУ, 1982. – 28 с.

  12. Соколов, А.В. Социально-культурная деятельность как учебный предмет и объект теории [Текст] / А.В. Соколов //Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – 2005. – № 2. – С. 73-82.

  13. Солодухин, В. И. Система профессиональной подготовки специалистов этнокультурной деятельности[Текст] / В.И. Солодухин; Федер. агентство по культуре и кинематографии, Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – Улан-Удэ : изд-во Бурят.науч. центра СО РАН, 2007. – 254с.

  14. Терехов, П.П. Специалист социокультурной сферы: педагогическая компетентность[Текст] / П. П. Терехов. – Казань : Изд-во Казан.ун-та, 2002. – 143 с.

  15. Критерии эффективности профессиональной деятельности социального педагога [Электронный ресурс]. – Электрон. текст дан. – Режим доступа: http://vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/108-

Просмотров работы: 2432