ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Дряхлова А.Ю. 1, Астанина О.И. 1, Ефремова Н.В. 1, Гененко О.Н. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья – это социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. В ней человек рождается и формируется как личность, перенимая культуру этой семьи. От того, каковы семейные традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Воспитательная работа дошкольного образовательного учреждения не может строиться без учета этого фактора формирования личности дошкольника. Только тесное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей может гарантировать возможно высокое достижение планируемых результатов.

Понятие «взаимодействие» является в настоящее время одним из основных понятий человекознания, диапазон исследований этой проблемы разнообразен. Она анализируется философами (Л.М. Архангельский, В.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, В.П. Фонарева и др.), социологами (Н. Смелзер), психологами (А.А. Бодалев, В.В. Давыдов, и др.), педагогами (Л.В. Полякова, Г.М. Иващенко, Л.И. Новикова, М.Н. Недвецкая).

Как отмечает А.В. Мудрик, «взаимодействие – это одна из философских категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого». В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Первую программу подготовки матерей к воспитанию и обучению маленьких детей дал Я.А. Коменский в книге «Материнская школа». Своей «Материнской школой» Коменский имел в виду «…помочь семьям, в частности матерям и няням, правильно, разумно поставить воспитание детей в преддошкольном и дошкольном возрасте». Я.А. Коменский все время стремился к тому, чтобы все дети получили правильное воспитание. Недаром в его системе образовательных учреждений материнская школа рассматривается как необходимая первая ступень образования и воспитания. Попытку осуществить практическую подготовку матерей к воспитательной деятельности сделал Ф. Фребель. С этой целью он создал детские сады, чтобы путем показа приемов правильного воспитания детей повысить педагогическую культуру матерей.

Социальные, педагогические и психологические аспекты семейных отношений глубоко исследовали отечественные педагоги и психологи: Ю.П. Азаров, И.В. Бестужев-Лада, С.В. Ковалев, К.Е. Игошев, А.С. Макаренко, М.С. Мацковский, Г.М. Миньковский, А.В. Петровский, С.Я. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, В.Я. Титаренко, А.Г. Хрипкова и др. О необходимости координации семейного и дошкольного воспитания писали К.Д. Ушинский, А.Н. Острогорский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, В.П.Вахтеров, П.Ф. Каптерев и другие. Разработка вопросов семейного и дошкольного воспитания способствует соединению педагогической теории с практикой, превращению педагогики в основу педагогического искусства, основанного не только на абстрактных теоретических схемах, но и на особенностях исторически сложившегося опыта народного воспитания.

П.Ф. Каптерев справедливо подчеркивал, что необходима неразрывная связь различных социальных институтов, которые оказывают влияние на развитие личности: семьи, образования, общества, государства. Именно в семье, по убеждению ученого, закладываются основы всего дальнейшего образования человека. Неумение и незнание родителей приводит к тому, что они не могут сознательно влиять на духовное становление ребенка, их заботы часто ограничиваются физической стороной воспитания. Поэтому он уделял большое внимание взаимодействию образовательных учреждений и семьи с целью образования не только детей, но и родителей. Чрезвычайно современно звучит его мысль о том, что семья и детский сад должны развивать нестандартность личности, ее индивидуальность.

Большое место занимали вопросы семейного воспитания в работах П.Ф. Лесгафта. По Лесгафту, именно в годы семейной жизни складывается определенный тип ребенка как результат усвоения привычек обычаев семьи и данной местности. В своей книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» П.Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: «щадить личность своего ребенка», показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними и т.д.) и разумного руководства, любой и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей. Главную задачу родителей в этот период он видел в создании в семье таких условий, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонично развиваться.

Сторонником семейного воспитания и обучения детей дошкольного возраста был и Л.Н. Толстой. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей. Главным условием первоначального семейного воспитания детей Толстой считал здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное нравственное самоусовершенствование их, близость, тесное общение родителей с детьми. Воспитание детей в семье должно быть направлено на гармоническое развитие их сил и способностей. Родители должны охранять и укреплять здоровье детей, умственно развивать их, беседуя с ними, читая детские книжки, при этом они должны обращать внимание на воспитание эстетических чувств детей.

Широкую известность получили работы А.С. Макаренко, посвященные проблемам семейного воспитания, в которых педагог убеждает родителей серьёзно отнестись к воспитанию ребенка, начиная с первых минут его жизни. А.С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Современная отечественная педагогика рассматривает семью как фундаментальную социальную ячейку общества, а «главной, центральной» ее функцией считает воспитание детей. В последнее время государство также начинает уделять внимание проблемам семьи, поскольку тенденция к снижению воспитательной роли семьи проявила себя в 90-е годы прошлого века. Это обусловлено целым рядом объективных и субъективных причин. В основе объективных причин, как подчеркивает Т.Е. Быковская лежит обнищание большинства российских семей в результате социально-экономических преобразований в стране, социальный пессимизм в обществе, ощущение многими его членами потери смысла жизни, недоверие к властям, стремление к самоизоляции от окружающего мира, ограничение в коммуникативном общении. Этими объективными факторами порождены некоторые субъективные причины. Низкий материальный уровень и депрессивное состояние общества детерминируют неблагополучный климат в семье, бездушие, отсутствие взаимопонимания между родственниками. Кроме того, есть субъективные факторы, обусловленные уровнем культуры всего общества. Так, многие родители не могут отказаться от авторитарного стиля в отношениях с детьми и принять антропологическую воспитательную модель с либеральными, демократическими взаимоотношениями в семье. Причиной этого может быть низкий культурный уровень самих родителей, ограниченность жизненных интересов, что вызывает падение их авторитета в глазах детей. К негативным тенденциям следует добавить неуклонный рост разводов, увеличение числа неполных семей, что затрудняет выполнение родителями педагогических функций. Л.В. Байбородова справедливо подмечает еще один фактор, негативно влияющий на воспитательную роль семьи: уменьшение количества детей в семье, что ведет к обеднению социально-коммуникативных связей ребенка.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. По мнению Л.В. Поляковой для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Недооценка ресурсов семьи, неумение ими грамотно «распорядиться» сдерживает переход как общественного, так и семейного воспитания из одного качественного состояния в другое.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в течение нескольких десятилетий в нашей стране осуществлялась политика превращения воспитания из семейного в общественное, в связи с чем в детских садах складывалось снисходительное отношение к домашнему воспитанию. В настоящее время в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается необходимость организовать взаимодействие воспитателей с родителями. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с расположенными на его территории социальными институтами). Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных – такое взаимодействие воспитателей и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Современные исследователи видят цель взаимодействия педагогического коллектива с родителями в создании социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе дошкольного обучения. Воспитательные воздействия, сфокусированные на личности дошкольника, должны быть гармонично и диалектично сочетаемы, взаимообусловлены и взаимодополняемы. Вот почему основной целью работы дошкольного образовательного учреждения является обеспечение гармонии взаимоотношения детского сада и семьи для создания максимально благоприятных условий развития ребенка, реализации им индивидуального потенциала в рамках «открытости» дошкольного образовательного учреждения. Эта цель обеспечивает принципиально иную, нежели поучительно-регламентирующая в командно-административной системе отношений, позицию воспитателя. Он, обладающий знаниями в области психолого-педагогических, этико-эстетических и других дисциплин, обладающий педагогическим опытом общественного воспитания и решения проблем детей, выступает для родителей мудрым советчиком, наставником, т.е. лицом профессионально-компетентным, личностно заинтересованным в решении возникающих проблем воспитания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Каптерев П.Ф.; Сост. П.А. лебедев ; Под ред. А.М. Арсеньева. - М.: ТЦ Сфера. - 704 с.

        2. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1992. - 576 с

        3. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значения. – М.: Академия, 2006. – 197 с.

        4. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей. Соч. в 7-ми т., т. 4. – М.: Педагогика, 1957. – 347 с.

        5. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед. Вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 200 с.

        6. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Около 60 000 слов и фразеологических выражений / Ожегов С.И. - М.: Оникс: Мир и Образование, 2007 - 973 с.

Просмотров работы: 1530