СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Черченко М.А. 1, Калашникова Н.Н. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развивающийся процесс умножения роли неформальных, неинституциональных факторов, формирующих личность, и, прежде всего, факторов открытой микросоциальной среды, не мог не отразиться и на состоянии психологического, социального, культурного развития подростков. Тема является актуальной, так как в процессе социально-культурной деятельности, воспитания, идет передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению.

С точки зрения многих исследований культурная деятельность – это деятельность направленная на создание, сохранение и распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.Социально-культурная деятельность соответственно может быть определена как объединяющая многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социально работы. Ее целью является: организация содержательного и рационального досуга людей, развитие и удовлетворение их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

В социальных, психологических и педагогических иссле­дованиях для обозначения девиантного пове­дения человека используются различные определения: деликвентное поведение, девиантное поведение, асоциаль­ное поведение и т.п. Девиация – это одна из сторон явления изменчивос­ти, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связа­на с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активнос­тью подростка. В связи с этим поведение подростков принято различать как нормальное и от­клоняющееся.

Нормальное (адекватное, адаптивное) поведение под­ростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Отсюда отклоняющееся пове­дение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляю­щееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам[2, с. 10].

Таким образом, девиантное поведение – это вид отклоняющего­ся поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Типичными проявлениями девиантного пове­дения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематичес­кое отклонение от учебы или трудовой деятельности; си­стематические уходы из дома и бродяжничество, пьян­ство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркоти­зация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида[5, с.22–23].

П.И. Сидоров, Н.Я. Копыт основными направлениями профилактики отклонений в поведении подростков считаютпедагогическое, психологическое, санитарно-гигиеническое, медико-социальное и экономическое. Большое значение в профилактике отклоняющегося поведения подростков имеет социально-культурная деятельность, при этом организация свободного времени несовершеннолетних требует особо тщательного внимания, поскольку беспредметно проведенныйдосуг является одним из основных факторов, которые влияют на возникновение и проявление отклоняющегося поведения. Социально-культурная деятельность предлагает множество форм и методов, которые помогают формировать и осваивать культурно-досуговую среду [4,с.30].Эффективность воздействия социально-культурной деятельности на воспитание подростков напрямую зависит от выбора форм как важнейших способов выявления содержания деятельности. Способы профилактики девиантного поведения – это варианты организации конкретного воспитательного процесса.В социально-культурной деятельности предпочтение отдается таким методам, как: воспитательный (убеждение, одобрение-осуждение); просветительный (подача материала, демонстрирование предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков); методу организации творческой деятельности (постановка творческих задач, организация творческого круга и распределение творческих обязанностей); методу рекреации (привлечение к развлекательным занятиям, замена не представляющих ценностей развлечений полезными, организация игровых соревнований).

Учреждения культуры Белгородской области успешно используют различные методы социально-культурной деятельности в работе с подростками с отклоняющимся поведением. Например, муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Ракитянского района» проводит цикл комплексных мероприятий по предупреждению и коррекции такого поведения детей и подростков, используя библиотерапию, и такие нетрадиционные формы работы, как ролевые и развивающие игры, ситуативные, тренинговые и психологические программы, театрализованные представления, интернет-викторины и другие.

Все направления культурно-досуговой деятельности библиотеки взаимосвязаны, взаимозависимы, повышение качества личности делает эту деятельность наиболее эффективной. Процесс целенаправленного воспитания личности подростка происходит с двух сторон – с одной это духовное и нравственное развитие, с другой – идет своеобразное разграничение способностей подростка, раскрываются его способности и интересы, происходит интеграция подростков в общественную деятельность, которая носит положительную направленность.

Таким образом, мы можем рассматривать социально – культурную деятельность, как приоритетное направление в профилактике социальной девиации подростков, в виду ряда факторов.Во-первых, социокультурная сфера является привлекательной для подростков, так как дает им возможность показать себя в качестве социально значимого деятеля, пoлучить признание результата cвoей деятельности, что способствует самoутверждению личности, обеспечивая саморазвитие и реализацию социально значимых качеств, формирование социально активной личности, у которой общепринятые позитивные ценности находятся на уровне ценностных ориентаций и являются основополагающими в регулировании поведения.Во-вторых, социально-культурная деятельность как «обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры» обеспечивает «вовлечение человека в мир культуры; в систему сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок»[1,с.251–253]. В-третьих, прикладная культурология как наука, находящаяся на границе фундаментальной культурологии с социологией, политологией, юриспруденцией, педагогикой, психологией этикой и употребляющая их методы и технологии, обеспечила социально-культурную деятельность необходимым инструментарием по практическому воздействию на поведение и сознание несовершеннолетних с целью нахождения, изменения и формирования социально-регулятивных механизмов поведения личности.Таким образом, роль социально-культурной деятельности в профилактике девиантного поведения вполне оправдана. Она выполняет миссию преобразования объекта воспита­тельного воздействия в субъект социаль­но–культурного творчества. Социально–культурная деятельность, по своей сути, является воспитательной деятельностью; она носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. В процессе этой деятельности направленно изменяются социальные и культурные отношения и связи между людьми, сами люди и окружающая их реальная действительность [4, с.72].Благодаря разнообразным способам и методам влияния на личность социально-культурная деятельность может разрешить проблему профилактики девиантного поведения подростков, изменить поведение, следовательно, мировоззрение, развить инициативу, активность, самостоятельность, выработать нравственные ценности и духовные предпочтения.

Литература:

  1. Ариарский М. А. Прикладная культурология [Текст] / М.А. Ариарский – 2–е изд., испр. и доп. – Издательство «ЭГО», 2001. – 251–253 с. 522

  2. Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В.Н. Иванов - Социально–политический журнал. 1995. – № 2.–С. 49

  3. Киселева Т. Г., Ярошенко Н. Н, «Современная социально–культурная деятельность как специальность профессионального образования». – Вестник МГУКИ, № 3, 2005. – С. 6 – 7

  4. Копыт, Н.Я., Сидоров, П.И. Профилактика алкоголизма [Текст] /Н.Я. Копыт, П.И. Сидоров.– М., 1986. с. 235

  5. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8–ми т. Т 3. – Сост. Л.Ю. Гордин и др. – М.: Педагогика, 1983. с. 447

Просмотров работы: 2951