АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДНОЙ ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДНОЙ ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Харьковская Е.В. 1, Рыкова И.А. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Приобщение к народной культуре подростков в наши дни является одной из наиболее актуальных проблем современности. При наличии значительного числа социально-культурных проектов и инициатив для подростков, именно приобщение к народной культуре становится тем вектором развития воспитания, потенциал которого огромен, и не использован еще в полной мере.

Понятие «культура» — (от лат. cultura) – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура является многокомпонентным явлением, созданным человеком, или способом функционирования индивида в мире. Культура - это реальность, в которой существует человек, созданная им самим для реализации человеческого потенциала [7, с. 668].

Гуманитарная культурология склоняется к аксиологическому определению: «культура» — это набор ценностей (наиболее ценных достижений) человеческого Бытия. В этнологии культура – это социальный опыт коллективного существования людей, накапливаемый и передающийся из поколения поколению [8, с. 7- 9].

В науке доминируют два принципиально несхожих взгляда на культуру:

  • первый рассматривает культуру как регулятор человеческогоповедения посредством систем, запечатленных в культурных текстах,нормах и ценностях, которые трактуются в связи с социальнойреальностью;

  • второй ставит проблему понимания, при которой ведущейхарактеристикой исследуемого культурного объекта становится его смысл,а главной задачей исследования - реконструкция этого смысла [1, с.244].

Нам представляется целесообразным объединить эти два подхода для раскрытия процесса возрождения традиционных обрядов и праздников через формы культурно-досуговых технологий.

Народная культура - совокупное явление, включающее культурные пласты разных эпох: от глубокой древности и до наших дней. Формирование и функционирование народной культуры связано с осознанием носителей культуры их принадлежности к своему народу. Самоидентификация с народом, народными культурными традициями и образцами поведения, обыденными представлениями - основы народной культуры. В настоящее время большинством исследователей народная культура рассматривается в непрофессиональном аспекте, будучи естественным проявлением культурного бытия народа.

Главная черта народной культуры - её традиционность. Традиционность определяет ее ценностно-нормативное и смысловое содержание, а также механизмы передачи народного культурного наследия - от поколения к поколению. Традиционная народная культура определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности сообщества, являющегося её носителем: уклад жизни, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений, тип семьи, основы народной педагогики, тип жилища, одежды, питания, отношения с природой, миром, предания, верования, поверья, знания, язык, фольклора и так далее.

Как считают большинство исследователей, наиболее ёмкоеопределение понятия «традиция» было предложено Э. С. Маркаряном. Поего определению, «культурная традиция - это выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах [6, с. 80].

«Традиция» — (от лат. traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся в определенных обстоятельствах, классах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. [7, с. 1339-1340]. Традиция выступает как система связей настоящего с прошлым, причём, при помощи неё совершаются определенный отбор, стереотипизация опыта и передача стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Через традицию осуществлялся механизм передачи подрастающему поколению базового набора морально-культурных, ценностей знанийбазовых, социальных навыков, в том числе посредством традиционных обрядов и праздников. Народная педагогика как область эмпирических знаний и мудрости имеет устойчивые традиции воспитания детей. Одной из её задач является формирование личности, способной унаследовать, традиции старшего поколения семьи, народа. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир, и индивидуальные качества личности. В традиционном обществе, дети и подростки в непосредственном общении с взрослыми людьми получали трудовые навыки, духовные ценности которые служили им в течение всей жизни.

Народная культура, представляется как совокупность, отдельных направлений, видов, жанров и объектов искусства. Существуют локальные прочтения народной культуры, как только лишь объектов и действий художественного народного творчества или фольклора [5]. Однако подобная сужающая позиция отсекает все многообразие проявлений народной культуры, формирующих сам дух народа и пронизывающих его жизнь во всех направлениях.

Народная культура основывается на совместной культурной практике и элемент народной культуры коллективен по происхождению. В процессе непосредственной совместной культурной практики происходит обобщение, отбор наиболее интересного незначимого материала, накопление его, сохранение и воспроизведение [2]. Народная культура сама отсеивает лишнее и сохраняет аутентичное по мере участия в совместной культурной практике все новых и новых поколений.

Особенно заметно это явление в системе календарных обрядов и праздников русской народной культуры.

Особое внимание к календарно-обрядовым праздникам обусловлено тем, что они выступают в качестве эффективной и доступной формы развития современного общества, поскольку содержат широкий круг возможностей для реализации творческого потенциала максимально большого числа участников.

В процессе возрождения традиционных обрядов молодые люди на практике осваивают навыки, модели поведения. Коллективный характер творчества порождал определенную нормативность, заданность художественных параметров. Возрождение традиционных обрядов приобретает статус не объекта, а средства изучения, педагогического приёма. Традиция - это не только общие принципы художественного видения и воплощения, отработанные и общепринятые приёмы технического исполнения, это и определенная мировоззренческая основа особая связь и слияние с миром природы, свои представления о жизни и смерти, добрей зле, прекрасном и безобразном. Именно поэтому все более очевидной становится необходимость включения в работу учрежденийкультуры и образования разработок научных основ стимуляции возрождения традиционных обрядов, которые открывают перспективы для управления процессами духовного выздоровления общества.

Важным фактором, определяющим специфику возрождения народных обрядов, представляется ориентация на «живое бытование» изучаемых культурных форм, изучение их социально-педагогических функций. В частности, для выдвижения принципиально нового положения о том, что процессы возрождения имеют отношение не только к возрождению традиционной культуры, но и являются основой функциональной активности духовно-нравственного воспитания молодого поколения по нормализации взаимоотношений разновозрастных категорий людей, передачи их знаний и умений молодому поколению.

Безусловно, в полной мере возродить к жизни те естественные формы народных традиций, бытовавших на Руси в старину, невозможно, поэтому учреждения культуры и образования, должны, активно внедрять в практику своей работы те действенные средства и методы привлечения молодёжи к традиционным видам народного творчества, обрядам, праздникам, которые созвучны сегодняшнему дню. В этом отношении несомненный научный и практический интерес представляет идея культурно-художественной социализации детей дошкольного и школьного возраста средствами традиционной культуры и искусства [3; 4].

Сущность социально-педагогических особенностей обрядовпонимается как протекающий во времени процесс приобщения личности кценностям, знаниям и нормам культуры, деятельности и общенияопределенного общества, социальной группы.

Основной смысл нравственной культуры состоит в том, чтобы побуждать каждого человека воспринимать моральные ценности и нормы умом и сердцем, чувствами и интеллектом, реализовывать их в своих конкретных поступках. Сочетание этих особенностей в системе нравственности превращает её в своеобразный оценочно императивный способ освоения действительности. Это, во-первых, традиционные способы передачи и представление об общей структуре мироздания, его происхождении, представлений о месте человека в этом мире; во-вторых, передача молодёжи базового набора морально-культурных ценностей.

Как можно убедиться, народные обряды плоть от плоти народной культуры входили и продолжают входить в бытование народа. Однако по мере переселения людей из сельской местности в города, отхода от традиционного образа жизни, обряды теряют свое культурно-трансляционное значение при том, что остаются жизненной связью поколений, ярчайшими носителями народной культуры. Они близки, интересны и понятны, всем. Именно поэтому их роль в приобщении молодежи к народной культуре непреходяща, а как действенный способ воссоединения новых поколений с памятью народа, как способ наладить начавшую распадаться культурную традицию, функциональная суть которой – в приобщении к живой культуре Родины, в воспитании любви к Родине и гордости за сопричастность к ней.

Можно суммировать, что народные обряды как часть традиционной народной культуры - эффективное педагогическое средство живо, полной наглядно объясняющее быт и уклад традиционной общины разъясняющее нормы традиционной нравственности отношение к социальным практикам и институтам и даже способное возродить в современном человеке традиционное народное правосознание.

Таким образом, проблема актуализации ценностей народной обрядовой культуры среди подростков средствами социально-культурной деятельности является актуальной на сегодняшний день, так как традиции народной обрядовой культуры имеют огромное воспитательное значение в развитии личности, они дают возможность ребенку прикоснуться к неиссякаемому роднику народной мудрости, служат делу познания отечественной истории, “истории родного края, смысла национальной культуры, овладения навыками и умениями в различных видах народного ремесла.

Список литературы:

  1. Джалилова Н.А. Современная массовая культура, как ретранслятор фольклорной традиции / Н. А. Джалилова// От конгресса к конгрессу: Навстречу второму Всероссийскому Конгрессу фольклористов: сб. материалов. – M., 2010. – С. 244-248.

  2. Каргин А. С. Народная художественная культура: учеб. пособие / А.С. Каргин. - М: Гос. Республ. центр русского фольклора, 1997. – 288 с.

  3. Киселева Т.Г. Образовательные процессы в России на рубеже двух столетий. Кн. 1 / Т. Г. Киселева. 1994. – 105 с.

  4. Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Киселева, Ю.Д, Красильников. – М., 2004. – 539 с.

  5. Костина А. В. Массовая культура и культура народная: диалог или конфронтация / А. В.Костина // Первый Конгресс фольклористов: сб. док. – М., 2005. - Т. I. - С. 272-299.

  6. Маркарян Э.С.Узловые точки, проблемы теории: культурной традиции// Э. С. Маркарян // Советская этнография, - 1981. - № 2. - С. 78 - 96.

  7. Советский энциклопедический словарь. - 3-е. изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1984. – 1598 с.

  8. Флиер А. Я. Тезаурус основных понятий культурологии: учеб. пособие / А. Я. Флиер, М. А. Политаева. М.: МГУКИ, 2008. – 284 с.

Просмотров работы: 2429