СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Харьковская Е.В. 1, Алалыкина О.А. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отчуждение личности в настоящее время является одной из актуальных социально-культурных проблем в современном мире. Отчуждение как процесс охватывает всю жизнедеятельность человека, не зависимо от того, занимается ли человек трудовой деятельностью или просто отдыхает. Обусловлено это различными условиями объективного и субъективного характера. В современном обществе появляются новые формы отчуждения, придающие проблеме глобальный характер, превалирует всевозрастающая тенденция проявления негативных отчуждающих воздействий.

Термин «отчуждение» (нем. Entfremdung; англ. alienation) в философской энциклопедии трактуется следующим образом:

1) отношения между субъектом и какой-либо его функцией, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства, что ведет к обеднению природы субъекта и изменению, извращению, перерождению природы отчужденной функции;

2) сам процесс разрыва этого единства.

Проблема отчуждения занимает важное место в отечественных и зарубежных исследованиях. В теориях общественного договора (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо) под отчуждением понимался процесс обезличивания, деиндивидуализации социальных отношений, возникающий с передачей государству прав личности [2; 3].

Значительное влияние и на понимание этого явления философией XX в. оказала трактовка «отчуждения» Г. В. Ф. Гегеля и К. Маркса. Философская мысль XX столетия анализирует важнейшие формы отчуждения, присущие современному обществу. При этом преимущественное внимание уделяется тем его формам, субъектом которых является человек, лишенный части своих сущностных характеристик и тем самым утративший свою природу. Основным показателем отчуждения признается наличие в мировосприятии современного человека следующих доминант: чувство бессилия, ощущение того, что судьба индивида вышла из-под его контроля и находится под детерминирующим влиянием внешних сил; представление о бессмысленности существования, о невозможности получить путем осуществления каких-либо действий рационально ожидаемый результат; восприятие окружающей действительности как мира, в котором утрачены взаимные обязательства людей по соблюдению социальных предписаний, разрушена институциализированная культура, не признается господствующая система ценностей; ощущение одиночества, «исключенности» человека из существующих социальных связей (маргинализация человека в обществе); чувство утраты индивидом своего «подлинного Я», разрушения аутентичности личности, т.е. самоотчуждения [4].

В настоящее время чрезвычайно актуален социально-культурный подход, затрагивающий преодоление социального отчуждения личности, средствами социокультурной анимации, которая оказывает на неё непосредственное влияние.

Сегодня происходит существенная переоценка значения досуга и отдыха как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы. Досуг деятельность как неотъемлемая часть всей социокультурной сферы становится все более широкой, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества и отчужденной личности. И в современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется: как синоним свободного времени, как синоним свободной деятельности, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Одним из приоритетных направлений в сфере досуга в учреждениях социально-культурной сферы является анимационная деятельность.

На современном этапе развития общества, во всех культурно-досуговых учреждениях начало оживленно употребляться новое до селе не использованное направление организации досуга – анимация, деятельность по разработке и осуществлению специальных программ проведения свободного времени всех категорий населения.

Организация такого досуга связана с формированием и реализацией таких программ развлечений (анимационных программ), которые бы отвлекали отчужденную личность от жизненных повседневных проблем, проводили его эмоциональную разрядку, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни [1, с. 74-78].

По видам сценарии анимационных программ подразделяются на: сценарии театрализованных программ (капустников, спектаклей, театрализованных шоу и т.п.); сценарии музыкальных программ; сценарии танцевальных программ; сценарии вербальных или информационных программ (тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов, круглых столов, дискуссионных мероприятий и т.п.); сценарии игровых программ; сценарии комплексных мероприятий (праздников, фестивалей, карнавалов и т.п.).

Вся работа современных культурно-досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе, на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе или в новой информации, но и выступала как условие преодоления социального отчуждения личности. Следовательно, социально-культурная анимация является фактором становления и преодоления социального отчуждения личности, усвоения ею культурных и духовных ценностей.

Анимация, как отмечают исследователи, имеет двоякое значение ,но безусловно, это связано с воспитательной, педагогической, социальной и культурной системами. Обращаясь к истории появления анимационных социокультурных пространств и их развития, мы видим, что социокультурная анимация относится к началу 1970 годам. Поэтому, безусловно, поле исследования этого нового явления огромна и интересна. В тоже время , в современном понимании рассмотрения понятия анимация как инновационного явления , задействованы корни уже имеющийся позиции разностороннего обоснования исторически сложенного элитарного и массового искусства, что обусловлено и сложено из разнообразия социокультурных явлений общественной, политической, культурной жизни человечества.

Важным моментом для формирования коммуникативной культуры является социально-культурная анимация. В процессе формирования коммуникативной культуры наибольшей важностью, обладают следующие виды технологий социально-культурной деятельности, которые взаимодействуют с анимационными процессами:

  • культуроохранные – изучения исторических факторов и культуры, участвующих в проекте этносов, посещение туристско-экскурсионных маршрутов регионов;

  • культуротворческие – сохранение и освоение элементов народного художественного творчества в рамках праздничной культуры участников программы;

  • рекреативные – организация игр, различных видов группового отдыха;

  • образовательные – ознакомление с культурными нормами разных народов;

  • социально-реабилитационные и правозащитные – культурно-досуговая реабилитация для нейтрализации и преодоления стрессовых состояний, помощь в оказании правозащитной помощи.

В условиях российской действительности социально-культурная анимация выступает, как отрасль социальной педагогики, опирающаяся на методы организации культурно - досуговой деятельности населения. И было бы неверно видеть в анимации только развлекательный, увеселительный компонент.

Анимация – это деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы могут включать в себя спортивные состязания, спортивные шоу, танцевальные вечера, карнавалы, театрализованные представления. Понятие анимация в переводе с итальянского, означает - одушевление, оживление. Если в мультфильмах оживают рисованные или кукольные герои, то в нашем случае анимация поможет оживить душу, а оживляет ее аниматор.

Аниматор – специалист, который занимается разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, цель которого всеми возможными способами вовлечь человека в водоворот творческих, художественных и спортивных программ, чтобы он получил заряд бодрости и хорошего настроения и психофизического самочувствия.

В задачу аниматора входит умение организовать культурный отдых, который является не только средством избавления от усталости. При организации такого отдыха нужно продумать программу развлечений, способных отвлечь человека от его повседневных проблем. Отдых важно только правильно планировать, наполнять яркими зрелищными мероприятиями.

В современном мире, все больше ухудшается экологическая обстановка, возрастает ритм жизни, наблюдается стрессодинамика, учащается психические и невротические расстройства, большое значение приобретает духовное наследие человечества, в том числе через анимационную деятельность.

Среди главных направлений анимационной деятельности в современной России, самым основным является оказание помощи в преодолении трудных жизненных ситуаций, а также воспитании духовности и приобщения к народным традициям. При разработке и организации анимационных программ необходимо учитывать особенности, присущие населению.

Традиционная культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации как методологической основы для развития социокультурной анимации в России на современном этапе, так как создается критическая ситуация. Проблема сохранения духовных и культурно - творческих традиций приобретает важный характер. Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников, чтобы создать целесообразность широкого использования этой формы эстетического нравственного воздействия в системе развития социокультурной анимации.

На локальном уроне получили распространение проблемы социального и культурного отчуждения, которые носят комплексный характер, а также являют собой итог социокультурной дезадаптации. Препятствия, возникающие на пути к социокультурному взаимодействию, лежат, как правило, не во внешних обстоятельствах - невысокий социальный статус, недостатки физического развития и др. Сами по себе они не способны разрушить структуру социокультурного взаимодействия.

В настоящее время в России анимационная деятельность получает все более широкое распространение. Функционирование анимационной деятельности происходит по нескольким направлениям: в деятельности учреждений культуры; туризма; средств массовой информации; реабилитационных центров; учреждений дополнительного образования детей и т.д.

Именно в сфере свободного времени в различных формах анимационной деятельности индивид обретает широчайшие возможности воспитания в себе таких личностных качеств как способность утвердить себя и проявить своё неповторимое я.

В условиях, когда формирующееся информационно-креативное общество требует от каждого индивида социальной активности и способности проявлять инициативу и самодеятельность во всех сферах жизнедеятельности, существенно актуализируется проблема самоутверждения и самовыражения личности.

Таким образом, отчужденность является одной из проблем человечества, которую необходимо преодолеть. Поэтому в настоящее время чрезвычайно актуален социально-культурный подход, затрагивающий преодоление социального отчуждения личности, средствами социокультурной анимации, которая оказывает на неё непосредственное влияние.

Библиографический список:

  1. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для вузов Т. Н. Третьякова. - М. : Издательский центр Академия , 2008.- 272с.

  1. Гоббс Т. Соч.: в 2-х т. Серия «Философское наследие». М.: Мысль, 1989-1991. Т. 1. 624 с.; Т. 2. 732 с.

  2. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты / пер. с фр. М.: КАНОН-пресс; Кучково поле, 1998. 416 с.

  3. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 1072 с.

Просмотров работы: 1898