ИГРОВЫЕ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИГРОВЫЕ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ

Подопрыгора С.И. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общечеловеческие ценности, такие, как свобода, совесть, счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. Социально-культурная деятельность представляет собой особый вид деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определённых социальных ролей в обществе.

Эту деятельность осуществляет система социально-культурных институтов общества, среди которых приоритетные позиции занимают семья, школа, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Однако, в первом случае эта деятельность ‒ профессиональная, а во втором ‒ общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек.

Досуговая сфера по сравнению с другими сферами жизнедеятельности представляет человеку возможность свободного выбора любого вида занятия, досуговое общение между подростками и группами подростков. Наиболее полно социокультурная направленность этих отношений проявляется в развитии активности элементов творчества, удовлетворение культурных потребностей, во взаимосвязях деятельности подростков. Деятельность в свободное время обладает особой формирующей силой. Личность обычно меньше сопротивляется воздействиям, обращенным на нее в обстановке свободной деятельности. Эти влияния воспринимаются как стихийные, непреднамеренные. Направленному воздействию человек, тем более школьник, часто сопротивляется потому, что стремится отстоять свою независимость и сохранить саму личность как стабильное образование [9].

В педагогических исследованиях (Э.В. Соколов, В.Е. Триодин) выделяются следующие виды досуга: отдых, развлечение, самообразование, Отдых, который снимает усталость и напряжение, восстанавливает физические и духовные силы человека. При пассивном отдыхе напряжение снимается расслаблением, а также созерцанием природы, размышлениями о жизни, молитвой, непринужденной беседой. При активном отдыхе напряжение снимается физкультурой, чтением, слушанием музыки, работой на садовом участке. Однако активный отдых не должен вызывать утомление физической или культурной деятельностью.

Развлечение как вид досуговой деятельности имеет компенсационный характер. Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде. Развлечениями являются просмотр художественных фильмов, посещение концертов, театральных представлений, спортивные соревнования, путешествия, прогулки, дающие человеку смену впечатлений.

Отдых и развлечения как виды досуга сочетаются в праздниках. В празднике человек получает возможность освободиться от повседневных забот и дел, ощущает эмоциональный подъем и получает возможность открытого выражения чувств.

IV Международный социологический конгресс принял следующую классификацию функций досуга: отдых, развлечение и развитие личности. Г.А. Евтеева считает, что досуг составляет лишь часть свободного времени. По характеру мотивации, активности и самостоятельности выделяются, пишет она, «…три основные уровня использования свободного времени, I - занятия, активно развивающие способности и создающие возможности творчества (возвышенная деятельность); II - занятия, удовлетворяющие духовные и физические потребности (досуг); III - занятия пограничные (в отношении развития творческих и социальных потенций личности) и деструктивные (антикультурные)» [6, с. 53]. Различия же таковы: рекреационная и досуговая возможны в индивидуальных, групповых и коллективных формах, а клубная - лишь в коллективных. В отличие от рекреационной, досуговая имеет все условия для организации развлечений подростков. Она призвана не только восстанавливать силы, но и включать их в занятия творческого характера, тем самым формируя различные положительные качества личности. Учитывая, что большинство исследователей использует термин досуг как синоним термина свободное время, мы также не будем существенно различать эти термины.

В любом случае в рамках досугового времени осуществляется процесс формирования нравственных ориентаций личности подростка. Следовательно, досуговые формы имеют большую общественную значимость. Постиндустриальное общество, высвободив значительное количество времени для человека (в результате высоких темпов развития научно-технического прогресса), оказывается заинтересованным в том, чтобы свободное время было использовано человеком не только для восстановления физических и психических сил, но и для удовлетворения его потребностей в постижении культуры и социальных устремлений.

Ярким представителем данной теории является французский социолог Ж. Дюмазье. Он ввел понятие «социокультурной деятельности» как сознательной, преднамеренной организованной деятельности личности в свободное время. Досуг, по мнению социолога, это деятельность, помимо той, которая связана с работой семьей и обществом, к которой человек обращен по своему желанию, для того, чтобы расслабиться, разнообразить и расширить сферу познания и участия в общественной жизни, проявить свои творческие способности [5].

Профессиональная социально-культурная деятельность специалиста - организатора досуга должна быть направлена на активное содействие гармоничному развитию личности подростка, формирование его личностного роста [4].

В структуре подросткового досуга большую роль играют развлекательные программы, так как именно они выступают средством удовлетворения потребностей и интересов.

Развлечение является одна из самых сложных и загадочных сфер жизнедеятельности человека. Суть развлечений заключается в отношении непосредственно самого человека к опосредованному универсальному, то есть включающему в себя весь мир, человеческому существованию. Люди постоянно стремятся обернуть в развлечение, как в обложку, все стороны их жизни, и, независимо от того, в какой эпохе и в какой стране это происходит, они тем самым доказывают, что развлечение – одно из важнейших качеств человеческого бытия и культуры. И если говорить о развлечении применительно к культуре, то вполне уместным будет замечание о том, что первое старше второго: ведь культура подразумевает под собой существование общества, а развлекаться человек начал задолго до его создания. Поэтому неважно, просты или сложны те или иные развлечения, важно, что они заложены в человеческой природе изначально. Развлечение – это, прежде всего, эмоциональная оценка действительности, содержанием которой становится отказ от социально-политических и идеологических аспектов.

Отношение к развлечениям всегда было неоднозначным. Одни склонны относиться к нему как к неотъемлемой части культуры, необходимой для удовлетворения важнейших человеческих потребностей. Другие, считают развлечение отрицательным явлением, некой негативной разновидностью социального поведения, причём развлечение ассоциируется у них именно с современным искусством. Некоторые социологи, подобно Ж. Дюмазедье, рассматривают развлечение только лишь через призму досуга, некоторые – как нечто более глобальное, как своеобразный пласт культуры, обладающий уникальными, присущими только лишь ему свойствами и функциями. Одни акцентируют внимание на экономической основе развлечения, полагая, что развлечение – это, прежде всего то, что помогает людям восстанавливать их силы после тяжелого рабочего дня. Другие склонны выделять в нём основу духовную, утверждая развлечение не только в качестве средства рекреации, но и в качестве способа получения радости, положительных эмоций, хорошего настроения. Однако несложно заметить, что в подавляющем большинстве случаев слово «развлечение» носит ярко выраженный негативный оттенок [1, с. 53-54].

Очевидно, что развлечение должно быть наполнено определённой ценностью, определённой значимостью, без которого оно невозможно априори. Человек должен стремиться развлекаться, человек должен искать развлечения, причём только тогда, когда ему это захочется. В противном случае оно станет чем-то обязательным, непонятным, тягостным, то есть всем, чем угодно, но только не развлечением. Вполне естественно, что каждый, участвующий в развлекательной программе, прежде всего, пытается найти в ней то, что ему необходимо на данный момент. В свою очередь организаторы развлекательной деятельности могут использовать ее как благоприятную площадку для формирования ценностных ориентаций современных подростков. Привлекательность развлечений для подростков можно охарактеризовать, опираясь на мнение Грушецкой И.Н., которая отмечает, что развлечение, исполняет роль психической разрядки, эмоциональной разгрузки, создаёт условия для реализации физических, духовных способностей и склонностей человека, которые в силу ряда причин не могут быть реализованы ни в труде, ни в обучении, ни в отдыхе [4].

Главной особенностью развлекательных программ является их ориентация на выполнение определённого количества специфических функций, в связи, с чем мы и выделяем развлекательные программы в отдельную группу. По мнению Акинфиев С.Н. программу можно назвать развлекательной, если она удовлетворяет хотя бы несколько следующих зрительских потребностей:

‒ получение удовольствия, позитивных эмоций;

‒ снятие напряжения (рекреация и релаксация), редукция тревоги;

‒ уход от реальности (эскапизм);

‒ азарт;

‒ эмоциональное осмысление комического (юмор) [2, с.123-124].

В процессе терминологического анализа становится ясно, насколько неоднозначным представляется определение термина «развлекательная программа». Однако сущность данного понятия сводится к тому, что передачу нельзя назвать развлекательной, исходя только лишь из одного из вышеперечисленных признаков. Только учитывая все признаки в комплексе, можно дать определение интересующему нас понятию. Достаточно точно определяет термин С.Н. Акинфиев. Автор пишет: « развлекательные программы – это программы, являющиеся формой и способом проведения досуга, сочетающие в себе признаки азарта, юмора, игры и эскапизма, рассчитанные на эмоциональную реакцию аудитории, связанную с получением удовольствия, наслаждения, эмоционального комфорта и релаксации [там же, с.125].

Содержание развлекательных программ представлено совокупностью элементов подростковых увлечений, интересов, хобби. К структурным элементам досуга можно отнести: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество, книги, экологическая деятельность, спорт, театр, музыка, туризм, коллекционирование и т.д. Известно множество главных составляющих элементов досуга. Преимущественно – это развлекательно-рекреационные формы, каждая из которых имеет свои формы, вариации, модели. Формы досуговой деятельности подростков зачастую выглядят разнообразнее и в большей мере выражают её социально-психологические особенности и склад характера.

На сегодняшний день среди наиболее актуальных и многообразных форм подростки выбирают следующие, – дискотеки, КВН, игровые и конкурсные программы, шоу-программы. В настоящее время всё большую популярность среди подрастающего поколения стали приобретать дискотеки.

В современных учреждениях культуры, организующих развлечения для подростков по-прежнему, востребованной и популярной остаются дискотеки. Дискотека – форма массовой работы в организации игрового, развлекательного досуга. По мнению немецкого социолога Менцгера, «является престижным досуговым занятием. Дискотека – последнее прибежище своей свободы, где проявляется мода на одежду, на музыку и мода на мысли» [цит. по 7, с. 86.] Она представляет собой большую танцевальную программу, «разбавленную» выступлениями артистов и танцевальными группами.

Все большую популярность в подростковой среде стали приобретать театрализованные дискотеки. В разработку и проведение подобных программ включились даже коммерческие досуговые учреждения, ранее не обременявшие себя подобной работой, предпочитая предлагать населению малозатратные и творчески примитивные развлекательные дискотеки. Особенностью такого рода развлекательных программ является исключительная популярность и массовость: для множества людей они представляют собой наиболее доступную, а иногда и единственную форму непосредственного включения в активную художественно-исполнительскую деятельность.

Проведение тематических программ уже часто не дает желаемого эффекта, и в этих условиях театрализованная дискотека стала настоящей находкой для организаторов досуга всех уровней.

В данном виде дискотеки ключевым звеном программы является обязательное наличие актерских качеств у актёров, способность работать «в образе», умение завести публику и, конечно, возможности импровизации. Вообще любая дискотека – это чистой воды импровизация, где сценарий существует условно. Ведущие, часто выполняя функции режиссера, могут, исходя из обстоятельств, менять ход сценария, устанавливать очередность вставных номеров и игровых блоков. Поэтому сценарии театрализованных дискотек чаще всего пишутся по клиповой структуре, где основными элементами выступают клипы – короткие эпизоды, из которых выстраивается общий ход действия. Клипы могут быть в форме отдельных сюжетов, номеров, игр, конкурсов, речевок, обрядовых действий. С помощью них решается главная задача театрализованной дискотеки – вовлечение публики в мир предлагаемых обстоятельств. Следовательно, цель организаторов – создание необычной, праздничной атмосферы, зачастую далекой от реальности, сказочной, фантастической, в которой каждый ощущает себя не зрителем, а участником происходящего.

Огромную роль в театрализованной и обычной дискотеке имеет метод игры, который предполагает не только особую организацию материала, но и культурную самодеятельность масс. Это две неразрывно связанные между собой организации сторон одного и того же процесса, в котором особая организация материала достигается путем музыкальной обработки, а особая организация масс ‒ путем широкого использования игровых ситуаций. В рамки дискотеки игра органично вписывается в действие, так как по праву считается универсальным орудием отдыха и является необходимой составной частью развлекательного мероприятия и, конечно, диско­теки. Она является главой движущей силой темпа-ритма, создаёт непринуждённую атмосферу для общения.

Таким образом, мы приходим к выводу, что дискотека на сегодняшний день является не просто формой подросткового досуга и развлекательной программой, она постепенно превращается в самостоятельное направление – клуб, где реальность растворяется в музыке, свете, создавая тем самым атмосферу праздника, «свободы», полёта, движущей силой которого является игра, пронизанная коллективной эмоцией, духом свободы, раскованности и самовыражения.

Одной из наиболее востребованных форм развлекательных программ у подростков является КВН, это объясняется тем, что игра ‒ один из наиболее чистых видов эстетической деятельности. Большую роль играет и то, что в качестве основной сферы самореализации личности контркультура, к которой, несомненно, принадлежит и феномен КВН, выдвигает досуговую, непроизводительную деятельность.

Феноменом развлекательной деятельности для подростков остается КВН. С одной стороны, выступления команд КВН имеют черты традиционной концертной формы, с другой – это особый выразительный стиль досуга, имеющий черты социального действа ритуала, в котором затрагиваются узнаваемые, связанные с повседневными переживаниями и сферами жизнедеятельности подрастающего поколения. Вырываясь из мира повседневности с помощью игры в КВН, подросток проигрывает новые социальные роли, учится жить по правилам, создает социальные группы с положительными установками. В этой игре он защищается, самоутверждается и самовыражается через преодоление, через творчество. Художественные игры подростка компенсируют её коммуникативные потребности, реализуют познавательный, преобразовательный, а самое главное ценностно-ориентационный потенциал личности. Именно поэтому КВН поддерживает и поощряет игровые проявления подрастающего поколения, так как в них происходит саморазвитие творческой индивидуальности, раскрытие возможностей личности; в них подросток может проявить себя оригинально, самовыразиться, самоутвердиться, проявить самостоятельность и независимость,одновременно получив признание своей социальной значимости.

Таким образом, КВН – это та среда, где подросток чувствует себя наиболее раскованно и ощущает свою значимость, так как здесь он развивается, раскрывает свои творческие способности; КВН является удовлетворением разнообразных потребностей подростков и даёт возможность проявить себя в разных амплуа, реализовать себя как личность.

В последнее время отдаётся предпочтение новой форме досуга – шоу-программе. Несмотря на кажущуюся новизну формы, современные шоу-программы вбирают в себя все зрелищные приемы, апробированные временем. Время не поменяло принципов психологического воздействия на зрителя, главным из которых являлась и является зрелищность, однако совсем иными стали цели и задачи, преследуемые массовыми зрелищами. С деидеологизацией постсоветского общества функциональные акценты таких культурных явлений, как шоу-программы (во всех проявлениях) сместились в сторону рекреации, развлечения.

Шоу – одна из ярчайших форм современной развлекательной культуры, включающей в себя основные отличительные особенности постмодернизма, такие как синтез, монтаж, фрагментарность и амбивалентность. Она привлекает подростков своей легкостью восприятия за счет известного упрощения структуры, облегчения содержания и формы. Легкость восприятия шоу обуславливает привлечение внимания броскостью, яркостью, необычностью режиссерского решения

В настоящее время специалисты заговорили о новом проявле­нии шоу – игровой шоу программе. «Игровая шоу-программа» ‒ соединение различных игр, состязаний, конкурсов, театрализации с принципом разнообразия, контрастности, неожиданности. Сущность игровой шоу программы заключается в том, что в ней важен не только результат, но и сам процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые участниками, воображаемы, но чувства, переживаемые ими, реальны. Эта особенность игровой шоу-программы несет в себе большие воспита­тельные возможности, так как, управляя содержанием программы, вклю­чая в её сюжет определенные роли, организаторы тем самым могут про­граммировать определенные положительные чувства играющих. В ней, во-первых, важен сам опыт переживания положительных чувств для человека, во-вторых, через переживания только и можно воспи­тать положительное отношение к деятельности. Игровая шоу программа имеет богатые возможности сформировать положительное отношение и к неигровой деятельности.

Это универсальная по характеру и содержанию решаемых задач массовая акция, построенная по заранее разработанной художественно-педагогической программе – сценарию. Для данной формы характерно органическое сочетание информационного начала, разностороннего культурного общения, элементов зрелища и развлечения. Удачно выстроенная игровая шоу программа – это и способ повышения общечеловеческой культуры и хорошая форма активного отдыха.

Особенностью игровых шоу-программ является то, что присутствующие на них люди – это не традиционные зрители или посетители, а активные участники происходящего. На таких мероприятиях выступают заслуженные люди, ведутся дискуссии и споры по актуальным вопросам современности, исполняются концертные номера, проводится осмотр выставок, устраиваются викторины, конкурсы и лотереи, создаются условия для обмена мнениями, суждениями, идеями, жизненным опытом.

Зритель, приходя на игровую шоу-программу, где доминирует развлекательная направленность, намеревается получить разрядку, отдохнуть, обрести хорошее настроение, причем, не затрачивая чрезмерных усилий на восприятие.

«Игровая шоу-программа является одной из основных форм подросткового досуга, так как в ней сосредоточены все аспекты подростковой культуры» [8, с. 172]. Здесь зритель ждет, что самое интересное впереди, что предстоит увидеть нечто неожиданное, оригинальное и впечатляющее. Процесс составления шоу-программы это поиск оптимального варианта чередования психологических установок аудитории на восприятие исполняемых номеров. Разнообразие и контрастность – таковы закономерности, учитывая которые, можно найти наилучший вариант расположения номеров в программе того или иного шоу.

Конкурсная шоу-программа так же одна из популярных развлекательных программ для подростков, это массовая или групповая форма работы, в основе которой лежит конкурс – соревнование на лучшие знания, умения, каче­ства, на лучшее выполнение различных заданий. Это и познаватель­ная, и развлекательная форма отдыха, позволяющая выявить лидирующих участников или победителей, это состязание с определенны­ми правилами и условиями на проявление выдумки, инициативы, изобретательности, творчества, эрудиции. Участвуя в конкурсе, человек удовлетворяет целый ряд своих потребностей и, прежде всего – потребность в самовыражении и самоутверждении [3, с. 16].

Конкурсные задания решают многие воспитательные задачи, и дают возможность приобрести новые знания и умения, снимают усталость, дают эмоциональный заряд бодрости и энергии. Под воздействием игровых ситуаций складывается благоприятный тип общения, основанный на общем интересе, общем переживании. Игровая коммуникация обладает поистине удивительными свойствами. Так, замкнутые, необщительные люди превращаются в активных, деятельных. Содержание игровых заданий часто связано с искусством, творчеством, что способствует художественно-эстетическому развитию личности.

Рассматривая конкурсную шоу-программу как один из наиболее эффективных каналов реализации и творческого развития социально-художественной активности подрастающего поколения, необходимо иметь в виду две важнейшие методологические позиции.

Во-первых, являясь компонентом духовного мира лич­ности, совокупностью ее психологических черт, направ­ленности интересов, установок и волевых качеств, эта активность всегда проявляется в деятельности, прямо за­висящей от сущностных качеств личности. В этом смысле деятельность выступает как важнейший показатель духов­ного мира, критерий любой воспитательной акции.

Во-вторых, отмечая прямую и обратную связь между духовной сущностью личности и ее деятельностью, нельзя рассматривать последнюю статично, как сумму определен­ных действий и поступков. Любую разновидность дея­тельности, в том числе и социально-художественную, являющуюся сущностью театрализации, можно исследовать только в динамике. Динамический подход помогает вы­явить внутренние пружины деятельности, проследить их взаимодействие, т. е. дать основу методике. Такой дина­мический подход позволяет рассматривать действие конкурсной шоу-программы, как процесс активизации его участников, помогающий превратить каждого присутст­вующего из пассивного наблюдателя в заинтересованное лицо, далее – в лицо, испытывающее потребность в приобщении к действию, и, наконец, участвующее в нем.

Таким образом, мы приходим к выводу, что шоу – это не отстраненное действие, основополагающее качество его – целесообразная созидательная деятельность – творчество субъекта, направленное, в конечном счете, на формирование личности.

Из этого следует, что возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов способствующих формированию ценностных ориентаций и развитию подрастающего поколения, делает развлекательные программы досуговых учреждений привлекательными, интересными, наполненными содержанием, а это в свою очередь, способствует привлечению в них подростков. Развлекательные программы в досуговых учреждениях базируются на принципе интереса, который создаёт благоприятную психологическую установку у подростков и делает процесс социализации эффектным. В условиях развлекательных программ досуговых учреждений подростки имеют возможность развивать свои творческие способности, самовыражаться и реализовать свои потребности. Развлекательные программы в системе досуга служат целями воспитания, просвещения и самовоспитания и, в конечном счете, формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения, которые они решают в большинстве случаев средствами игры.

Таким образом, в процессе формирования ценностных ориентаций подростков задействована целая система социально-культурных институтов общества, использующих большое многообразие видов и форм работы. Значительная роль в данном процессе принадлежит развлекательным досуговым программам, реализуемых учреждениями культуры в сфере досугового времени подростков.

Проанализировав ряд теоретических источников, и используя собственные наблюдения, мы дали определение термину «развлекательная программа». Развлекательные программы многогранное явление и подходить к нему с каким-то одним требованием не только не представляется возможным, но и было бы большой ошибкой. Поэтому мы предлагаем отчасти сложное, но, тем не менее, вобравшее в себя все признаки определение развлекательных программ: это программы, являющиеся формой и способом проведения досуга, сочетающие в себе признаки азарта, юмора, игры и эскапизма, рассчитанные на эмоциональную реакцию аудитории, связанную с получением удовольствия, наслаждения, эмоционального комфорта и релаксации. Эти характеристики свойственны многим развлекательным формам, но, как, правило, реализуются средствами игровой деятельности.

Литература:

  1. Акинфиев, С.Н. Развлекательная составляющая современного российского телевидения / С.Н. Акинфиев // Медиаскоп – М., 2008. – Выпуск 2. – С. 51-58.

  2. Акинфиев, С.Н. Развлекательное телевидение: определение, классификация, жанры // Вестник Московского Университета. Серия Журналистика. – 2008. – № 6 – С.123-127.

  3. Братчина, Н. В. Актуальные формы организации культурно-досуговой деятельности молодёжи: сборник метод. матер. / Н.В. Братчина. – Белгород : ЦМИ, 2002. ‒ C. 16-24.

  4. Грушецкая, И.Н. Социально-педагогическая характеристика досуговой деятельности учащихся [Электронный ресурс]. Электрон. текст дан. ‒ Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?i

  5. Досуг как сфера духовной деятельности [Текст]. – М., 1989

  6. Евтеева, Г.А. Психолого-педагогический вопросы клубной работы [Текст] / Г.А. Евтеева. ‒ Л., 1976. ‒ 253 с.

  7. Запесоцкий, А.С. Методика работы молодежной дискотеки [Текст] / А.С. Запесоцкий. – Л., 1990.

  8. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа [Текст] / под ред. Н.П. Гончаровой. – Тверь, 2003. – 443 с.

  9. Структура ценностных ориентаций подростков в сфере досуга [Электронный ресурс]. – Электрон. текст дан. – Режим доступа : http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary

Просмотров работы: 6148