ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Двойнина Е.А. 1, Нистратова В.В. 2, Рудакова Е.В. 3
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
2МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №59» (г. Белгород)
3Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Чебурашка» (г. Каспийск)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной компетентности в театрализованной деятельности будет результативным, если реализуются следующие педагогические условия:
  • создание в дошкольном образовательном учреждении развивающей предметной среды, способствующей формированию коммуникативной компетентности старших дошкольников в театрализованной деятельности;

  • личностно-ориентированный подход к процессу формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников в театрализованной деятельности;

  • профессионализм воспитателей, осуществляющих руководство процессом формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников в театрализованной деятельности;

  • взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей в целях формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Рассмотрим указанные педагогические условия более подробно.

Условие 1. В детском саду должна быть создана развивающая предметная среда, способствующая формированию коммуникативной компетентности старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития [10, c. 184].

Развивающая предметная среда выполняет две основные функции, одна из которых носит информативный характер, другая – развивающий. Ведь предметно-пространственная среда включает в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности, где каждый предмет и каждый объект, в свою очередь, несут определенные знания об окружающем мире, становятся средством передачи социального опыта.

Значение развивающей предметной среды часто подчеркивается в программно-методических материалах. Так, в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» отмечено, что «Насыщенная предметно-развивающая, образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка» [5].

Применительно к театрализованной деятельности условие адекватной организации развивающей среды приобретает особый смысл, поскольку для дошкольника внешние, именно предметные аспекты театрализации зачастую становятся мотивирующим фактором к театрализованной деятельности. Не секрет, что дети любят различные костюмированные представления, репетиции, подбор атрибутики, декораций и т.п. Очень интересный пример по этому поводу приводит Е.А. Антипина: «Любой педагог-практик приведет множество примеров того, как меняется ребенок, прикоснувшись к удивительному миру театра. Здесь нерешительный может стать героем, застенчивый - смельчаком, неуверенный в себе – гением общения. Костюм и декорации как бы освобождают психику ребенка от внутренних зажимов, он моделирует реальность. Так внешние атрибуты театрализованной деятельности приводят к довольно глубоким внутренним преобразованиям личности» [1, c.14].

Конечно же, идеален вариант, когда в ДОУ имеется собственная театральная студия, т.е. помещение, целевое назначение которого - проведение занятий по театрализации различных видов. На это, в частности, указывают специалисты-практики, такие как И.В. Бодраченко [3], Л. Перфильева [11] и др. Однако, далеко не в каждом детском саду есть материально-технические возможности для создания такой студии. Но даже в этих случаях есть ряд правил, придерживаясь которых, можно создать в ДОУ отличные средовые условия для театрализованной деятельности. Так, Е.В. Мигунова дает достаточно подробные рекомендации по организация уголка театрализованной деятельности [9, c.25].

В группе детского сада рекомендуется организовать уголки для театрализованных игр и представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках.

Условие 2. Личностно-ориентированный подход - это одна из самых актуальных педагогических парадигм. Е.В. Бондаревская формулирует ее сущность следующим образом: «Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности, развития неповторимой индивидуальности каждого участника педагогического процесса» [4, c.11].

Личностно-ориентированный подход к процессу формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников в театрализованной деятельности можно с полным основанием назвать субъектным.

По формулировке Б.М. Бим-Бада, субъект– это «…источник познания и преобразования действительности, носитель активности» [10, c. 312].

Можно ли рассматривать ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и субъекта культуры? Исследования второй половины XX века утвердительно ответили на этот вопрос. Петербургская научная школа, возглавляемая А.М. Леушиной и В.И. Логиновой, внесла существенный вклад в решение данной проблемы. Доказано, что ребенок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится субъектом детских видов деятельности (игровой, трудовой, художественной).

Проявления ребенка как субъекта деятельности связаны:

  • с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;

  • с процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству, общению в детском сообществе.

Итак, ребенок не должен быть только лишь объектом педагогического воздействия, но и активным субъектом театрализованной деятельности. Взаимоотношения между педагогом и детьми строятся при этом на основе партнерства, сотрудничества: педагог предлагает ребенку определенный вид деятельности (участие театрализованной игре, определенная роль в постановке и т.п.), но процесс и результат этой деятельности не должен быть для ребенка формальным.

Мы полностью согласны с мнением, которое высказывает по этому поводу А.В. Антонова: «Только лишь собственная продуктивная деятельность ребенка, построенная на принципах активности, личной заинтересованности и свободы творчества, становится своеобразным вектором, соединяющим эстетическое и этическое, художественное и нравственное» [2, c. 53].

Отношения между педагогом и ребенком строятся в этом случае на паритетной основе. Это своего рода сотрудничество, направленное на достижение целей обучения, воспитания и развития, в нашем случае, – на формирование коммуникативной компетентности.

Совершенно точно по этому поводу высказывается Т.Е. Трегубова: «В театрализованной деятельности каждый ребенок должен быть активным субъектом межличностной коммуникации в системе искусство-педагог-дети» [12, c. 45].

Современное понимание проблемы коммуникативного развития ребенка-дошкольника в театрализованной деятельности предполагает, с нашей точки зрения, вовлечение их в процесс общения с искусством на основе импровизации: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. Так дети учатся и у педагога, и друг у друга. Идея, заимствованная у партнера, находит у каждого ребенка иное воплощение – начинают работать фантазия и воображение, так необходимые для приобретения детьми разностороннего собственного музыкального и коммуникативного опыта.

Условие 3. Воспитатели ДОУ должны обладать достаточным профессионализмом для руководства процессом формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Дело в том, что компетентностный подход в образовании – это обширная парадигма. Её принципы распространяются на всех участников педагогического процесса. Соответственно, чтобы сформировать у старших дошкольников коммуникативную компетентность средствами театрализованной деятельности, воспитатели сами должны быть достаточно компетентными в этом вопросе.

Под педагогической компетентностью понимается «…единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению профессиональной педагогической деятельности» [10, c. 227].

Взаимосвязь понятий «компетентность» и «готовность к педагогической деятельности» подчеркивается во многих современных исследованиях. Так, Д.А. Ярошенко выделяет несколько аспектов готовности, определяющих профессиональную компетентность воспитателя в вопросах регулирования межличностных отношений детей. Данные аспекты могут быть применены и к формированию коммуникативной компетентности.

Мотивационно-ценностная готовность воспитателя к формированию коммуникативной компетентности старших дошкольников предполагает понимание актуальности данной проблемы, ответственное отношение к предложенному направлению воспитательной деятельности, стремление использовать достижения современной науки и практики для повышения эффективности педагогического процесса.

Содержание практической готовности педагога к формированию коммуникативной компетентности старших дошкольников включает следующие умения:

  • применять теоретические знания в практике культуры общения;

  • создавать специальные условия и проблемные ситуации для развития чувственно-эмоциональной и поведенческой сферы дошкольников;

  • обеспечивать атмосферу благополучия в коллективе группы, создавать психологически комфортную развивающую среду;

  • регулировать взаимоотношения между детьми, разбираться в конфликтах и устранять их, стимулировать проявления товарищеских взаимоотношений между детьми в различных ситуациях.

Личностная готовность педагога к формированию коммуникативной компетентности старших дошкольников представлена набором следующих качеств: педагогический такт, гуманность (любовь к детям), честность, доброта, уважение права ребёнка на свободу выбора. Кроме того, важны такие качества, как эмоциональная уравновешенностью, уверенность в себе, оптимизм, жизнерадостность, владением стилем лёгкого, неформального, общения, эмоциональная отзывчивость (эмпатия).

В научно-методических исследованиях также можно найти рекомендации, касающиеся компетентности воспитателей ДОУ в вопросах организации непосредственно театрализованной деятельности детей. Например, Е.В. Мигунова [8, c. 40] полагает, что педагогу необходимо придерживаться следующих основных правил.

а) педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, быть готовым к перевоплощению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств.

б) воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний в ходе театрализованных игр должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.

в) необходимо создавать условия для развития коммуникативной и творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждою ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний, выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров).

г) следует приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (бибабо, настольным, теневым, пальчиковым и др.), театральными жанрами и пр.).

д) рекомендуется обеспечивать интеграцию театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры).

В рамках реализации данного условия необходимо также обеспечить координацию взаимодействия специалистов детского сада в целях формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников в театрализованной деятельности. Такая координация осуществляется посредством объединения усилий воспитателей, музыкального руководителя, психолога, методиста ДОУ, преподавателя изобразительной деятельности, заведующей ДОУ.

Мы согласны с С.И. Масимовой, которая отмечает: «Необходимо разработать модель, определяющую направления деятельности каждого специалиста, а также те моменты, когда их работа пересекается, осуществляется совместно» [7, c. 43].

Рассмотрим, как распределяются функциональные обязанности отдельных специалистов в рамках такой модели.

Направления работы руководителя ДОУ:

  • организация всего воспитательного процесса, распределение и координация функций сотрудников, контроль;

  • подбор кадров и повышение их квалификации;

  • решение финансовых вопросов, связанных с организацией процесса формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников в театрализованной деятельности в ДОУ (приобретение музыкального оборудования, литературы, материалов для изготовления театрального реквизита, методического материала и т.п.);

  • координация работы с социальными партнёрами: с органами управления образованием, с учреждениями и организациями сферы искусств (театры, филармонии, Дома детского творчества и т.п.).

Направления работы методиста:

  • ознакомление родителей с существующими методиками формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников в театрализованной деятельности;

  • проведение методических семинаров для членов педагогического коллектива;

  • участие в распространении опыта работы ДОУ по формированию коммуникативной компетентности старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Направления работы психолога:

  • психологическая поддержка работы по формированию коммуникативной компетентности старших дошкольников в театрализованной деятельности;

  • участие в диагностической работе, проведение комплексной диагностики сформированности коммуникативной компетентности детей (разработка диагностических заданий, анализ результатов диагностики).

Направления работы воспитателей:

  • тематическое планирование;

  • подготовка и осуществление непосредственно образовательной деятельности с детьми, участие в подготовке совместных с родителями театрализованных мероприятий в детском саду;

  • создание в группе развивающей предметной среды для эффективного формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Направления работы музыкального руководителя:

  • обеспечение музыкального сопровождения театрализованных представлений, игр; подбор произведений, тематически согласованных с планом работы воспитателя по формированию у старших дошкольников коммуникативной компетентности в театрализованной деятельности;

  • разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников.

Направления работы педагога по изобразительной деятельности:

  • подбор художественных произведений к программе воспитателя по формированию коммуникативной компетентности старших дошкольников в театрализованной деятельности;

  • помощь в подготовке эскизов для изготовления театральной атрибутики.

Условие 4. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей в целях формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Прежде всего, отметим, что первоначальный опыт общения ребёнок приобретает в семье. Понимая значение семейного воспитания в формировании коммуникативной компетентности старших дошкольников, воспитатели ДОУ должны искать максимально разнообразные, актуальные формы сотрудничества с семьей. Не случайно С.И. Масимова отмечает: «…неизменным помощником в социально-коммуникативном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Взаимодействие с семьей эффективно при условии, что педагоги и родители доверяют друг другу, понимают и принимают общие цели, методы и средства социально-эмоционального развития. Покажите родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребёнку, стремление содействовать его успешному развитию. Это станет основой ваших совместных с семьей усилий и помощи ребёнку в налаживании контактов с социальным миром» [7, c. 43].

Формы взаимодействия ДОУ и семьи могут быть в данном случае самыми различными. На основе анализа научно-методической литературы мы составили классификацию организационных форм совместной работы современного ДОУ и семьи по формированию коммуникативной компетентности старших дошкольников в театрализованной деятельности.В эту классификацию входят три вида форм работы:

1. Информационные формы работы:

1а. Консультации. Проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Индивидуальные консультации незаменимы в тех случаях, когда эмоциональный комфорт в группе. Благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения.

Очень важно, в частности, привлекать родителей к театрализованным постановкам в дошкольном образовательном учреждении. И здесь имеется в виду не только помощь в изготовлении реквизита, активное зрительское участие родителей и т.п. Гораздо эффективнее личное участие родителей в самой театрализованной постановке, исполнение каких-либо ролей, согласно сценарию. Исключительно позитивное влияние такой работы на коммуникативный климат в группе подчеркивают такие специалисты как Е.А. Антипина [1], Т. Захарова и Р. Саттарова [6] и др.

Таким образом, мы выявили и обосновали систему педагогических условий, позволяющих эффективно формировать коммуникативную компетентность старших дошкольников в театрализованной деятельности. Безусловно, все указанные условия должны быть реализованы комплексно, поскольку они являются взаимодополняющими.

Список литературы

  1. Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду: теория и практика. – М.: Сфера, 2009

  2. Антонова А.В. Интегративные процессы в художественной культуре и воспитании // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 6. - С. 50-54.

  3. Бодраченко И.В. Театр в детском саду: заметки практика // Ребенок в детском саду. – 2009. – №6. – С. 76-81

  4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. – 352 с.

  5. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3.А. Михайлова и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 532 с.

  6. Захарова Т., Саттарова Р. Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития: из опыта работы // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 3. – С. 31-33.

  7. Масимова С.И. Практика взаимодействия воспитателя и других специалистов в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 6. – С. 42-47.

  8. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учебно-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.

  9. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: Сфера, 2009. – 128 с.

  10. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Наука, 2011. – 338 с.

  11. Перфильева Л. Хорошо, когда с утра начинается игра: о работе в театральной студии // Дошкольное воспитание – 2012. – № 3. – С. 53-54.

Просмотров работы: 2685