ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Свади З.Я. 1, Белецкая Е.А. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Театрализованная деятельность – это деятельность по моделированию социальных отношений, внешне подчиненная сюжету (сценарию) в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т.п.) [9].

Театрализованная деятельность старших дошкольников очень многогранна и может осуществляться в самых различных формах, к которым мы относим театрализованные представления, спектакли, утренники с элементами театрализации, но всё же наиболее часто в детском саду применяются театрализованные игры.

В отличие от театральной постановки, театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, далеко не всегда предполагает четкий сценарий, атрибутики (костюмы, декорации и т.п.), в ней, как правило, достаточно внешнего, условного подражания, следования определенной роли, сюжету. Но это не уменьшает педагогической ценности театрализованной игры. Кроме того, у неё есть существенное преимущество перед театрализованной постановкой: на организацию игры требуется значительно меньше времени, а значит, такие игры можно применять достаточно часто, как в структуре непосредственно образовательной деятельности, так и в ходе различных режимных моментов (например, на прогулке).

Театрализованную игру Л.В.Артемова [3] делит на две группы: драматизации и режиссерские. В играх-драматизацияхребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки фрагментов художественных произведений; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Такую самостоятельность в придумывании сюжета Л.С. Выготский [4] считал особенно важной для дальнейшего формирования игровых навыков и воображения ребенка. О. Акулова описывает особенности данного вида театрализованных игр следующим образом: «Озвучивая героев и комментируя сюжет, ребенок использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой» [1].

Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

Л.В. Артемова предлагает классификациюрежиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой и др.) [3]:

  • настольный театр игрушек.Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении;

  • настольный театр картинок.Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей;

  • стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события;

  • теневой театр.Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Театрализованная деятельность совершенствует и развивает многие стороны личности дошкольника, особенно в старшем дошкольном возрасте, когда качества произвольности и осознанности поведения детей уже в достаточной степени сформированы. М. Кудейко рассматривает театрализованную деятельность в старших группах дошкольного образовательного учреждения именно в контексте подготовки к обучению в школе. Указанный автор, в частности, считает, что занятия детей 6-7 лет театрализованной деятельностью решают следующие задачи [11]:

  • способствуют развитию проявлений детской любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия;

  • развивают образное ассоциативное мышление, способность к импровизации;

  • совершенствуют настойчивость, целеустремленность, трудолюбие, что способствует формированию у дошкольников волевых черт характера.

Кроме того, в процессе театрализованной деятельности у дошкольников развиваются многие частные умения и навыки. Например, упражнения на развитие речи, дыхания и голоса, которые сопровождают театрализованную постановку, совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает детям лучше овладеть пластикой, осознать возможности движений.

Театрализованная деятельность выступает и как средство формирования коммуникативной культуры и компетентости старших дошкольников. Педагогическую ценность игры как средства коммуникативного развития детей подчёркивает Д.Б. Эльконин: «…игра должна способствовать нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, формированию личности ребёнка… особое внимание в игре должно быть обращено на человека, его деятельность и его отношения с другими людьми» [12].

В современных исследованиях тезис о значимости театрализованной деятельности как средства формирования коммуникативной компетентности дошкольника также прослеживается достаточно отчетливо. Вот что, например, пишет по данной проблеме Е.В. Мигунова: «Театрализованная деятельность – одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающее благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия с другими людьми. В театрализованной деятельности дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, общительности, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости» [8].

Формирование мотивационного компонента коммуникативной компетентности ребенка в театрализованной деятельности обусловлено уже самим социальным характером этой деятельности. Очень точно это обстоятельство отмечает Е.А. Антипина «Любой спектакль, постановка – это сложнейший механизм межличностных взаимодействий в системе «исполнитель – организаторы постановки – зрители» [2].

Особенно интенсивно происходит в театрализованной деятельности формирование эмоционально-нравственного компонента коммуникативной компетентности старших дошкольников. Это подчеркивают многие исследователи. В частности, Т.Е. Трегубова пишет: «Театрализованная деятельность – мощный фактор формирования гуманных чувств и взаимоотношений, который способствует построению эмоционально-развивающей среды в группе [10].

Через накопление и расширение репертуара ролей в игре, которая является средством обогащения эмоциональной сферы, дошкольник постепенно учится проявлять сопереживание, отзывчивость, способность разделять радость сверстника. Эти чувства переходят в опыт собственных переживаний: социальные эмоции, проявляемые в игре во взаимодействии с партнерами, переходят из «пассива» в «актив» гуманных отношений с другими людьми» [10].

Психологические аспекты развития рефлексии в театрализованной деятельности рассматривают Т.А. Гайворонская и В.А. Деркунская: «Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. В дальнейшем ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей, формировать опыт эмпатийного поведения. Так же происходит усвоение различных образцов действий и поступков, что дает возможность дошкольникам только глубже понять и узнать свой внутренний мир» [6].

Конкретные примеры позитивного влияния театрализованной деятельности на развитие практического компонента коммуникативной компетентности старших дошкольников можно найти в актуальных материалах периодических изданий. Так, Т. Захарова и Р. Саттарова [7] в своей статье описывают достигнутые в ходе эксперимента результаты исследований, которые подтвердили целесообразность выбора театрализованной деятельности как развития коммуникативной компетентности: дети осваивают невербальные средства общения; их речь становится более связной, расширяется словарный запас. Указанные авторы подчеркивают также, что дети, которые регулярно принимают участие в театрализованных представлениях, становятся более сдержанными эмоционально, учатся выражать свои чувства, понимать других, сопереживать им; у них развивается уверенность в себе, они учатся преодолевать робость и застенчивость.

Таким образом, рассмотрев основные принципы, на основе которых построена театрализованная деятельность старших дошкольников. Важнейший из них – принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. По формулировке Т.А. Гайворонской и В.А. Деркунской данный принцип «…согласует требование соответствия хода развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности, неповторимости индивидуального пути развития каждого ребенка, с другой» [6].

В контексте анализа данного принципа необходимо кратко остановится на вопросе о возрастных особенностях общения у детей 6-7 лет. В старшем дошкольном возрасте существенно изменяется социальная ситуация развития ребёнка, расширяется круг общения: ребёнок включается в систему многообразных взаимоотношений, в которой стремится найти для себя определенное место. Происходит внутренняя перестройка мотивов общения в зависимости от динамики изменений отношений со сверстниками и педагогами.

Л.Н. Галигузова и Е.О. Смирнова отмечают, что главное в этой форме общения – удовлетворение потребности ребёнка во взаимопонимании и сопереживании [5].

Старший дошкольник усваивает правила построения речи, овладевает её высшими свойствами (точность передаваемой информации, последовательность, ясность изложения и т.п.), совершенствует интонационный рисунок, оттачивает темп, громкость голоса. О.М. Казарцева считает особенно важным, что к 6-7 годам у ребёнка развиваются интеллектуальная, регулирующая, планирующая функции речи, а именно [9] :

  • умение свободно выражать свои мысли в устной и письменной форме;

  • способность пользоваться языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием и условиями общения;

  • умение строить диалог, осмысливать его цель, планировать, контролировать высказывания.

Не менее важны и специфические принципы театрализованной деятельности. Так, О.Акулова [1] формулирует следующие принципы:

  • комплексности, предполагающий взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка;

  • импровизационности, согласно которому, театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, отсутствия образна для подражания, наличия своей точки зрения, стремления к оригинальности;

  • интегративности, в соответствии, с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

Таким образом, театрализованная деятельность – это востребованный и очень важный вид детского творчества. Занятия театрализованной деятельностью имеют игровую природу, поэтому они способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Театрализованная деятельность является уникальным по комплексности воздействия средством развития нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических и, конечно же, коммуникативных качеств дошкольника.

Библиографический список

  1. Акулова О. Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 24-32.

  2. Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду: теория и практика /Е.А. Антипина. – М.: Сфера, 2009. – С. 4

  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.В. Артемова – М.: Просвещение, 2007. – 132 с.

  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 2000. – 67 с.

  5. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова – М.: Просвещение, 2008. – 143 с.

  6. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие. / – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 144 с. , С. 20

  7. Захарова Т., Саттарова Р. Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития: из опыта работы / Т. Захарова, Р. Саттарова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 3. – С. 31-33.

  8. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учебно-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. / Е.В. Мигунова– Великий Новгород, 2006. – С. 51

  9. Никитина А.Б. Ребенок на сцене: науч.-метод. пособие. / А.Б. Никитина – М.: ВЦХТ, 2003. – С. 11

  10. Трегубова Т.Е. Самореализация детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности / Т.Е. Трегубова // Педагогические науки. – 2012. – № 1. – С. 44-45.

  11. Туфкрео Р., Кудейко М. Коллекция идей. Театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе: метод. пособие. / Р. Туфкрео, М. Кудейко – М.: Линка-пресс, 2004. - 187 с.

  12. Эльконин Д.Б. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры / // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 8. – С. 17-23.

Просмотров работы: 4495