КОНТРОЛЛИНГ – ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОНТРОЛЛИНГ – ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Чунихина М.А. 1, Гусарова О.М. 1
1Финансовый университет при Правительстве РФ, Смоленский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных рыночных условиях эффективное функционирование любого предприятия во многом зависит от использования систем и методов управления, способствующих своевременному достижению стратегических целей управления, предопределяющих стабильный успех в будущем.  Некоторые проблемы управления в условиях модернизации экономики рассмотрены в [1].

Кризисные явления в мировой экономике, ужесточение конкуренции на мировых рынках влекут за собой рост нестабильности и неопределенности и без того непростых условий ведения финансово-экономической деятельности организаций. Ввиду этого возникает необходимость внедрения в деятельность организаций современных инструментов менеджмента, обеспечивающих обоснованность и качество принимаемых управленческих решений, позволяющих оперативно учитывать действие внутренних и внешних факторов и обладающих способностью оценивать не только сложившуюся ситуацию, но и перспективы ее развития [6].  В связи с этим представляется целесообразным использование в менеджменте организаций различных методов и моделей прогнозирования различных направлений деятельности компаний, способствующих осуществлению оперативного мониторинга результатов бизнеса [7].

Решение широкого спектра задач возможно также посредством концепции контроллинга, которая является на сегодня одной из перспективных и активно внедряемых парадигм современного менеджмента.

Многочисленные эксперименты в области структур, систем, стратегий и размещения ресурсов организаций привели к формированию нового типа системного мышления управляющих, представляющего собой интеграцию научных концепций и хозяйственной практики.  Эта система получила название «контроллинг». Слово «контроллинг» ассоциируется со словом «контроль», но это противоположное по смыслу понятие. Контроль направлен в прошлое, на выяснение времени ошибок и просчетов, а контроллинг - это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц. Система контроллинга стремится так управлять процессом текущего анализа плановых и фактических показателей, чтобы исключить ошибки и отклонения как в настоящем, так и в будущем.

В современном научном арсенале накопилось множество определений контроллинга, Важнейшим аспектом, на который обращают внимание большинство авторов, является системный подход, необходимый при восприятии контроллинга. Под контроллингом понимают частную функцию в рамках руководства предприятием и поддержку управления предприятием благодаря информации [9]. Эта функция включает в себя процесс обработки данных (сбор, подготовка, переадресация производственной информации), планирование, ориентированное на общую цель, а также контроль достижения цели и производные управленческие мероприятия. Другое определение подразумевает в контроллинге сбор информации и использование информации при планировании, финансировании, создании отчетов, оценке и консультировании: контроллинг - это овладение ситуацией, управление и регулирование процессов [10]. Контроллинг - это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений [8].

Контроллинг основывается на научных достижениях различных дисциплин: экономической теории, анализа хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, планирования, менеджмента, социологии, моделирования финансово-экономической деятельности организаций [4].

Основной целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли, но в некоторых случаях цели предприятия могут быть и иными, - например, завоевание определенного сегмента рынка, создание конкурентно способной продукции, повышение эффективности бизнеса [3]. В этом случае контроллинг ориентирует усилия предприятия в направлении этих целей, хотя конечная цель та же - получение прибыли.

Инструменты контроллинга подразделяют на инструменты оперативного и стратегического уровня, главная цель которых совпадает и заключается в повышении качества принимаемых решений с целью планирования и управления результатами бизнеса [5]. В таблице 1 представлены основные характеристики стратегического и оперативного контроллинга.

Цель оперативного контроллинга - координация системы управления для достижения текущих целей организации, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения «затраты на управление организацией - прибыль». Цель стратегического контроллинга - обеспечение конкурентоспособности организации и «отслеживание» ее движения к намеченной стратегической цели, функционирования и развития за счет наилучшего управления организацией.

Оперативное планирование зависит от стратегического и, в свою очередь, дает импульсы для изменения стратегической направленности предприятия. Таким образом, оперативный и стратегический контроллинг образуют единый контур регулирования.

 

Таблица 1

Характеристика стратегического и оперативного контроллинга

Признак

Контроллинг

Стратегический

Оперативный

Ориентация

Внешняя и внутренняя среда организации

Экономическая эффективность управления и рентабельность фирмы

Цель

Обеспечение выживаемости и конкурентоспособности. Проведение антикризисной политики

Обеспечение прибыльности и ликвидности фирмы

Уровень управления

Стратегический

Тактический и оперативный

Главные

задачи

1. Участие в установлении количественных и качественных целей организации на долгосрочный период

1. Руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование)

 

2. Ответственность за стратегическое планирование

2. Определение слабых мест для тактического управления

 

3. Определение сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей в организации

3. Сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений

 

4. Определение критериев и показателей оценки эффективности управления организацией в соответствии с установленными стратегическими целями

4. Анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов

 

5. Оценка повышения конкурентоспособности за счет эффективного управления организацией

5. Мотивация и создание информационных систем для принятия текущих управленческих решений

 

6. Анализ долгосрочных резервов повышения социальной и экономической эффективности организации

6. Анализ краткосрочных резервов социальной и экономической эффективности управления организацией

 

Использование методологии стратегического и оперативного контроллинга в качестве инструмента поддержки деятельности менеджеров организаций может существенно повысить эффективность функционирования системы управления предприятием.

В России на многих предприятиях система контроллинга еще не получила должного развития в связи с нехваткой опытных управленцев и экспертов. При этом становление в России модели рыночной экономики, усиление конкуренции и темпов научно-технического прогресса, усложнение промышленного производства и технологий оказания услуг увеличивают в несколько раз количество проблем, стоящих перед отечественными предприятиями. Еще не все руководители предприятий научились мыслить рыночными категориями, что повышает актуальность изучения методов контроллинга для принятия на предприятиях эффективных управленческих решений.

Организация контроллинга на предприятиях позволяет [9]:

- создать систему управления преобразованиями, включающую в себя технологии мониторинга существующего и планирования желаемого состояния, а также пути достижения последнего;

- разработать методики оценки состояния системы в рамках моделей бизнес-системы, организационной и информационной структуры;

- внедрить методики управления состоянием системы в рамках структурных моделей.

Таким образом, контроллинг предлагает согласованную систему методик управления изменениями, применимых для любой предметной области.

Использование различных методов контроллинга при управлении текущей деятельностью предприятия позволяет ему сформировать эффективную систему принятия управленческих решений, предназначенную для сокращения расходов и времени, затрачиваемых на процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений, что в свою очередь даст возможность повысить качество и устойчивость развития предприятия на рынке. Дополнительным преимуществом системы может стать сокращение административных работ и ускорение передачи информации.

Работа службы контроллинга помогает принять правильные решения в складывающихся нестабильных экономических условиях, повысить эффективность работы и, если необходимо, обеспечить выживание фирмы в условиях возрастающей сложности и динамичности рынков.

Роль контроллинга на предприятии отражена на рисунке 1 [8].

 

Рисунок 1. Роль контроллинга в процессе управления

Цели контроллинга на предприятии можно разделить на общие и специальные. Общие цели контроллинга, выражаются преимущественно в количественных экономических терминах, например, в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности организации, в гарантированном обеспечении заданного уровня ликвидности, в минимизации затрат предприятия (точнее говоря, в оптимизации затрат) и т.п. Специальная цель деятельности службы контроллинга должна заключаться в обеспечении эффективности системы управления компанией посредством информационно-аналитической и методологической поддержки руководителей всех уровней предприятия в процессе принятия ими управленческих решений, направленной на гарантированность достижения основных целей предприятия [11]. Причем поддержка эта осуществляется с помощью специальных финансовых инструментов: методов учета, анализа и расчета затрат, планирования и бюджетирования, контроля за системой, выявления и анализа отклонений факта от плана и т.д.

Можем сформулировать основную целевую универсальную задачу контроллинга в следующем виде: построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений, обеспечивающей достижение оперативных и стратегических целей предприятия. В организации такой системы эффективную помощь могут оказать математические методы, позволяющие организовать оперативный мониторинг результатов деятельности организаций [2].

Поскольку главной стратегической целью коммерческого предприятия является максимизация прибыли и повышение рентабельности деятельности, то основной функциональной задачей контроллинга является управление затратами и финансовыми результатами деятельности предприятия. В таблице 2 отражены функции контроллинга.

Служба контроллинга принимает действенное участие в разработке базисных планов предприятия (продаж, ликвидности, инвестиций и т.д.), а также координирует отдельные планы по времени и содержанию, проверяет составленные планы на полноту и напряженность. Участвует в составлении единого оперативного плана предприятия. Более того, руководство процессом бюджетирования является одной из основных задач контроллинга.

Таблица 2 

Функции контроллинга в организациях

 

Наименование

Содержание

1. Сервисная функция

Представление необходимой информации для управления

2. Управляющая функция

Методология принятия решений и их координации

   

3. Внутренний контроль

Контроль экономичности работы подразделений и организации в целом

4. Функция рациональности

Обеспечение рационального управленческого процесса

5. Функция информационно-аналитического обеспечения

Эффективное применение программного продукта для обеспечения сбора, обработки, анализа и прогноза финансово-хозяйственной информации

6. Специальные функции

Предвидение действий конкурентов. Разработка наиболее конкурентоспособного товара. Завоевание рынков сбыта

       

 

В число задач контроллинга входит также оценка и управление рисками предприятия. Управление риском означает деятельность, направленную на смягчение воздействия риска на результаты деятельности предприятия. Оно включает в себя выявление рисков, которым предприятие подвержено в большей степени, нахождение способов избежания или снижения потерь, которые могут иметь место в результате того или иного риска, а также разработку мероприятий по возмещению понесенного ущерба.

Для изучения контроллинга используются как общенаучные, так и специфические приемы исследования. К общим методам относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация и т.д.

К числу специфических методов применяемых в контроллинге относятся [10]:

1.   АВС - анализ - используется для определения главных моментов в работе предприятия. При АВС - анализе задачи, которые выполняют функции всех уровней, подразделяют на три группы:

1) А - задачи выполняются одним из руководителей, их нельзя делегировать, они важные и комплексные. Их решение способствует эффективной работе предприятия, а невыполнение вызывает ряд проблем (например, переговоры с оптовыми покупателями проводит сам предприниматель или руководитель предприятия).

2) В - задачи - это также важные задачи, но их можно делегировать компетентными сотрудниками.

3) С - задачи - это задачи ежедневные, рутинные. Их необходимо делегировать, чтобы больше времени уделять выполнению самых важных задач (например, административно-хозяйственные вопросы, работа с корреспонденцией и т.д.).

2.  Анализ величины в точки убыточности. При этом методе наглядно представляются взаимосвязи между выручкой от продаж, затратами и прибылью.

Все затраты предприятия, связанные с производством и сбытом продукции, можно подразделить на переменные и постоянные.

Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытка. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточности объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающим показателям при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий.

Анализ величины в точке безубыточности используется для:

- определения целевой прибыли;

- для принятия решений об объемах выпуска отдельных видов продукции;

- для устранения контроля ценовой политики;

- для принятия инвестиционных решений;

- для определения критической выручки;

- для определения финансовой устойчивости предприятия.

3. Метод расчета инвестиций:

1)   Цели инвестиционных расчетов:

- определение выгодности отдельных инвестиционных проектов;

- выбор объектов инвестирования из нескольких вариантов;

- формирование инвестиционных программ;

2) данные, необходимые для инвестиционных расчетов:

- внутренние (переменные и постоянные издержки, доходы и расходы, рентабельность, ликвидность, производительность, рыночная доля и т.д.)

- внешние (конъюнктура рынка, технологический прогресс, цены, законодательство, состояние рынка труда и т.д.).

3) методы инвестиционных расчетов.

Оценка отдельных инвестиционных объектов осуществляется статистическими и динамическими методами.

4. Статистические методы:  а) метод сравнивания по издержкам; б) метод сравнивания по прибыли; в) метод расчета рентабельности;  г) метод расчета амортизации (срока окупаемости).  При этом используются следующие показатели:

  • Рентабельность реализованной продукции - отношение прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции.

ROM = (прибыль от реализации продукции, работ, услуг/Себестоимость реализованной продукции) * 100 %

  • Рентабельность основных средств - отношение (чистой) прибыли к величине основных средств.

ROFA = ЧП/Основные средства * 100 %

  • Рентабельность продаж (Margin on sales, Return on sales) - отношение     операционной прибыли (прибыли от продаж)(EBIT) компании к ее выручке(Sales).

    ROS = EBIT/SALES= операционная прибыль/Выручка * 100 %
  • Рентабельность активов (ROA) - отношение чистой прибыли к среднему за период размеру суммарных активов.

ROA = Чистая прибыль/Активы * 100 %

  • Рентабельность собственного капитала (ROE) - отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала.

ROE = Чистая прибыль/Собственный капитал * 100 %

5.Динамические методы: а) метод расчета ценности капитала; б) метод расчета внутренней рентабельности.

Инструменты контроллинга отражены в таблице 3.

Таблица 3

Инструменты контроллинга в организациях

Область
применения

Характеристика

Стратегический контроллинг

 

 

Оперативный контроллинг

SWOT-анализ; матрица БГК; матрица МакКинси; показатель конкурентного статуса и др.

  Пирамида финансово-экономических показателей; модель безубыточности; ABC-анализ; график документооборота; метод аналогий; метод сценариев; метод Монте-Карло; экспертные методы и др. XYZ-анализ; анализ «узких мест»; анализ СТЭП-факторов; директ-костинг; стандарт-кост; предельные величины; анализ кривой успеха; анализ чувствительности; анализ систем решений; жизненный цикл конкурентного преимущества фирмы (127) (123)

Логико-дедуктивные методы: Du Pont; Roi; ZVEi; RL; GAMEL и др. (124)

Учет, планирование и бюджетирование, анализ системы показателей (129,130)

Методы калькуляции.

ZBB (бюджетирование на нулевой базе).

План-фактный анализ (по неизменной и гибкой плановой базе); «узкие места»; эмпирико-индуктивный метод; логико-дедуктивный подход; ROI; BSC; ABC; метод шести сигм; стратегические карты и др.

Информационно-аналитическая (131)

GAP-анализ; портфельный анализ; маржинальный анализ; сравнительный анализ; SWOT-анализ; учет затрат по процессам СО-АВС и др.

Система координат (132)

SWOT-анализ; PESt-анализ; модель «5 сил»; конкурентный анализ; директ-костинг; стандарт-кост; таргет-кост; кост-келлинг; метод сценариев; анализ цепочки создания ценностей; диаграмма Ганта; сетевой график; метод PERT; CVP-анализ; ССП или BSC; карты BSC; CASE-технологии; «шесть сигм»; «Бережливое производство»; АВС-анализ и др.

Измерение успеха (133)

EFQM; призма производительности; EVA; GAP-анализ; GRI; анализ бизнес-проигрыша и др.

Предприятия, внедрившие и применяющие инструментарий контроллинга, получают значительный экономический эффект за счет управления процедур планирования, принятия решений и поступления своевременной информации о собственной деятельности.

 

Список литературы

1.  Голичев В.Д., Голичева Н.Д., Гусарова О.М. и др. Актуальные вопросы экономики и управления в условиях модернизации. Коллективная монография. - Смоленск: Смолгортипография, 2014. - 212 с.

2.  Гармаш А.Н., Орлова И.В. Математические методы в управлении: Учебное пособие - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 272 с.

3.  Гусарова О.М. Моделирование результатов бизнеса в менеджменте организации // Перспективы развития науки и образования.  - Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2014. - с. 42-43.

4.  Гусарова О.М. Информационно-аналитические технологии моделирования деятельности организаций Смоленского региона. - Смоленск: Свиток, 2013. - 100 с.

5.  Гусарова О.М. Моделирование как способ планирования и управления результатами бизнеса  // Успехи современного естествознания. -  2014. -
.№ 11. - С. 88-92.

6.  Гусарова О.М. Моделирование в принятии управленческих решений // Наука и образование: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Тамбов: Юком, 2014. - С. 41-42.

7.  Гусарова О.М. Методы и модели прогнозирования деятельности корпоративных систем // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Тамбов:  Юком, 2014. -  С. 48-49.

8.  Оганян М. Ш. Контроллинг как системообразующий элемент управления предприятием. Известия Уральского государственного экономического университета. - 2013. - № 1. - С. 105-108.

9.  Круглов Д. В. Контроллинг как функция, поддерживающая управление: институциональные аспекты системы контроллинга. Российское предпринимательство. - 2010. - N 3, вып. 1. - С.53-57 

10.           Контроллинг: учебник для студентов высших учебных заведений / А. М. Карминский, С. Г. Фалько, А. А. Жевага, Н. Ю. Иванова. - Москва : Форум : ИНФРА-М, 2013. - 335 c.

11.           Шигаев, А. И. Контроллинг стратегии развития предприятия: учебное пособие для студентов и магистрантов высших учебных заведений. Москва: ЮНИТИ, 2008. - 351 с.

 

 

 

 

Просмотров работы: 4208