РАЗВИТИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Палей А.И. 1, Гусарова О.М. 1
1Финансовый университет при Правительстве РФ, Смоленский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Моделирование бизнес-процессов в условиях модернизации экономики и управления является актуальным направлением, способствующим оптимизации процессов деятельности организации и повышению результативности бизнеса [1].Говоря о моделировании бизнес-процессов, используют терминологию сразу нескольких областей знаний, относящихся к экономике, информатике, моделированию сложных систем.

Бизнес-процесс определяется как логически завершенная цепочка взаимосвязанных и повторяющихся видов деятельности, в результате которых ресурсы предприятия используются для переработки объекта (физически или виртуально) с целью достижения определенных измеримых результатов или создания продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей.

Термин моделирование имеет два основных значения. Во-первых, под моделированием понимают процесс построения модели как некоего представления (образа) оригинала, отражающего наиболее важные его черты и свойства. Если же модель уже построена, то моделирование - это процесс исследования (анализа) функционирования системы, вернее, ее модели. Базовой целью моделирования бизнес-процессов является описание реального хода бизнес-процессов компании. При этом необходимо определить, что является результатом выполнения процесса, кем и какие действия выполняются, каков их порядок, каково движение документов в ходе выполнения процесса, а также насколько процесс надежен (вероятность неудачного выполнения) и как он может быть расширен/модифицирован в будущем.

Обеспечить прозрачность хода бизнес-процессов важно потому, что только в этом случае владелец бизнес-процесса (сотрудник компании, управляющий ходом бизнес-процесса и несущий ответственность за его результаты и эффективность), бизнес-аналитик, руководство и другие заинтересованные стороны будут иметь ясное представление о том, как организована работа. Понимание хода существующих бизнес-процессов дает возможность судить об их эффективности и качестве и необходимо для разработки поддерживающей бизнес ИТ-инфраструктуры. Успешная разработка прикладных систем, обеспечивающих поддержку выполнения бизнес-процессов от начала до конца, возможна лишь тогда, когда сами процессы детально ясны.

Моделью бизнес-процесса называется его формализованное (графическое, табличное, текстовое, символьное) описание, отражающее реально существующую или предполагаемую деятельность предприятия.

Для моделирования бизнес-процессов можно использовать различные методы [2]. Метод, или методология, моделирования включает в себя последовательность действий, которые необходимо выполнить для построения модели, т. е. процедуру моделирования, и применяемую нотацию (язык). Наиболее популярной методологией бизнес-моделирования является ARIS, но также известны Catalyst компании CSC, BusinessGenetics, SCOR (Supply \ ChainOperationsReference), POEM (ProcessOrientedEnterpriseModeling) и др. Язык моделирования имеет свой синтаксис (условные обозначения различных элементов и правила их сочетания) и семантику (правила толкования моделей и их элементов).В теории и на практике существуют различные подходы к построению и отображению моделей бизнес-процессов[6].

В роли объектов при моделировании бизнес-процессов компании могут выступать конкретные предметы или реальные сущности, например клиент, заказ, услуга и т. п.Каждый объект характеризуется набором атрибутов, значения которых определяют его состояние, а также набором операций для проверки и изменения этого состояния. Объектно - ориентированный подход предполагает вначале выделение объектов, а затем определение тех действий, в которых они участвуют. При этом различают пассивные объекты (материалы, документы, оборудование), над которыми выполняются действия, и активные объекты (организационные единицы, конкретные исполнители, программное обеспечение), которые осуществляют действия. Такой подход позволяет более объективно выделить операции над объектами и решить задачу о целесообразности использования этих объектов.Недостаток объектно-ориентированного подхода состоит в меньшей наглядности конкретных бизнес-процессов.

История моделирования бизнес-процессов насчитывает уже почти столетие, хотя бизнес-моделирование выделяется в самостоятельное научно-прикладное направление только к началу 1990-х гг. Большинство созданных и применяемых до этого момента методологий не предназначались специально для описания бизнес-процессов, а разрабатывались для моделирования сложных систем и проектирования программного обеспечения.

Развитие методов моделирования и автоматизации бизнес-процессов приняторазделять на три этапа, или три «волны». Началом каждой из них явился очередной всплескинтереса к повышению эффективности деятельности предприятий и процессному управлению,происходивший каждый раз на новом качественном уровне. Основные характеристики этихэтапов приведены в таблице 1 в сравнении с соответствующими стадиями развитияинформационных технологий и подходов к совершенствованию деятельности компании.

В период «первой волны» для моделирования бизнес-процессов используются блок-схемы, ориентированные графы, сети Петри, методологии SADT, IDEF, DFD. Блок-схемы на основе определенной в ГОСТ 19.701-90 нотации схем алгоритмов, программ, данных и систем (в англ. литературе - ANSI flowcharts) остаются и сегодня простейшим, но практически важным формальным графическим языком моделирования бизнес-процессов.

В 1980-х гг. предпринимаются первые попытки автоматизации бизнес-процессов путем реализации в программном обеспечении для управления документами - системах электронного документооборота - функций по отслеживанию последовательности выполняемых действий для автоматизации процедур утверждения и выпуска документов. Успех таких систем вдохновляет разработчиков ПО на распространение аналогичного подхода на автоматизацию других функциональных областей бизнеса.

Таблица 1

 

Начало второго этапа ознаменовал выход книги М. Хаммера и Д. Чампи«Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе», которая возродила в управленческой среде интерес к описанию и анализу бизнес-процессов с целью их радикальной перестройки - реинжиниринга. Реинжиниринг бизнес-процессов предполагает построение двух моделей бизнес-процесса: «как есть» (англ. АSIS) и «как должно быть» (англ. TOBE), а затем внедрение последней на предприятии.

Как следующий шаг в автоматизации бизнес-процессов в 1990-х гг. появляются системы управления потоками работ WfMS (WorkflowManagementSystem) второго поколения, предназначенные для маршрутизации потоков работ любого типа в рамках бизнес-процессов компании. Эти системы снабжены средой разработчика, которая теоретически может использоваться для моделирования различных нестандартных бизнес-процессов, однако на практике в большинстве случаев внедрение нового или изменение имеющегося процесса требовало привлечения труда программистов. Еще более
ограниченные возможности по настройке и изменению процессов предоставляли поддерживающие управление потоками работ системы планирования ресурсов предприятия ERP (EnterpriseResourcePlanning). Внесение любых существенных изменений в бизнес- процесс превращалось в весьма дорогостоящий и долгосрочный проект по проектированию и разработке программного обеспечения, а модели бизнес-процессов, построенные аналитиками, использовались для более четкой формулировки требований, которые затем передавались программистам. В качестве примера методологии и средства автоматизации бизнес-процессов второго поколения можно назвать соответственно ARIS и распространенную ERP-систему SAP R/3.

Негибкость моделей и средств автоматизации, их неспособность обеспечить оперативное реагирование на постоянные изменения в бизнес-среде стали основными недостатками систем «второй волны», стимулировавшими разработку в начале 2000-х гг. методологий следующего - третьего - поколения. Манифестом «третьей волны» в моделировании бизнес-процессов можно по праву назвать книгу Г. Смита и П. Фингара «Управление бизнес-процессами: третья волна». На смену радикальному реинжинирингу приходит системное и «плавное» управление. Изменчивость бизнес-процессов, возможность их корректировки в ответ на изменения в бизнесе становятся главным критерием использования информационных технологий как средства, позволяющего получить преимущества на рынке.

Идея методологий и инструментов моделирования третьего поколения состоит в том, чтобы позволить руководству и сотрудникам компании создавать и самим внедрять новые процессы «на лету». Автоматизация процессов производится посредством так называемых систем управления бизнес-процессами BPMS (BusinessProcessManagementSystem), которые дают возможность непосредственно реализовывать бизнес-процессы в соответствии с построенной формальной моделью и не требуют разработки дополнительного программного обеспечения.

Для разработки понятных машине «исполняемых» моделей требуются более точные методы моделирования. К таким методам относятся языки моделирования на базе XML: BPML, BPEL, XPDL. Однако построение моделей непосредственно на этих языках неудобно для бизнес-пользователей. В этой связи большое внимание разработчики программного обеспечения уделяют средствам конвертирования графических моделей бизнес-процессов в исполняемые. Это позволяет бизнес-аналитику или менеджеру строить модели бизнес-процессов с использованием графической нотации, а затем преобразовывать построенную модель (пока нередко с помощью технического специалиста) в исполняемый вид.

«Третья волна» принесла в моделирование бизнес-процессов стремление к стандартизации.Методологии построения исполняемых моделей разрабатываются и выпускаются организациями постандартизацииимеждународнымиконсорциумами:

- OASIS (OrganizationfortheAdvancementofStructuredInformationStandards, основанав 1993 г.) выпускаетспецификацииebXMLиBPEL, атакжеразличныестандартыдляэлектронногобизнесанабазеXMLивеб-сервисов;

- OMG (ObjectManagementGroup, осн. в 1989 г.) выпускаетстандартыBPMNиUML, атакжеMDAиCORBA;

- W3C (WorldWideWebConsortium, осн. в 1994 г.) выпускает стандарты WS-CDL, WSCI, а также спецификации XML, технологии веб-сервисов и многие другие;

- WfMC (WorkflowManagementCoalition, осн. в 1993 г.) выпускает стандарты Wf-XML и XPDL.

На современном этапе в круг задач моделирования и автоматизации бизнес-процессов все чаще включают автоматизацию взаимодействия предприятия с внешней средой. В модели бизнес-процесса отражают взаимодействие компании с различными внешними сущностями: клиентами, коммерческими партнерами, поставщиками, административными органами. При автоматизации процесса данные взаимодействия также стараются по возможности автоматизировать. Особенно активно развиваются технологии автоматизации межкорпоративного взаимодействия - бизнес-бизнес (англ. Business-to-Business, B2B).

Развитие сети Интернет послужило толчком к созданию новых методов и технологий в области электронного обмена данными. Одним из наиболее удачных методов электронного обмена является появившаяся в 1998 г. методология консорциума RosettaNet. Данная технология описывает открытую платформу электронного взаимодействия, основанного на стандарте XML, и позволяет сторонам, участвующим во взаимодействии, обмениваться бизнес-информацией через Интернет. Первоначально стандарт был разработан для индустрии высоких технологий (информационные технологии и электроника), однако предложенный подход послужил основой механизмов взаимодействия предприятий и других отраслей. В рамках методологии RosettaNet разработаны стандарты более сотни процессов бизнес-взаимодействия между различными компаниями или подразделениями внутри одного предприятия. Эти стандартизованные процессы получили название процессов интерфейса взаимодействия с партнером (PartnerInterfaceProcess, PIP) и специфицируют транзакции между двумя бизнес-системами в форме диалога на основе стандарта XML.

Еще одной современной технологией автоматизации межкорпоративного взаимодействия является ebXML (ElectronicBusinessusingextensibleMarkupLanguage,ИСО 15000). Работа над технологией ebXML началась в 1999 г. по инициативе СЕФАКТ ООН (Центр ООН по поддержке процедур и практики управления, коммерции и транспорта) и консорциума OASIS, накопившего большой опыт в сфере организации ведения бизнеса в Интернете на базе XML. Целью данного проекта является разработка инфраструктуры электронного бизнеса - полного набора спецификаций, позволяющего осуществлять бизнес-взаимодействия через единообразную XML-среду. С появлением ebXML компании получили стандартизованный де-факто метод обмена данными и бизнес-сообщениями, а также единые условия информационной поддержки торговых отношений.

Архитектура ebXML  объединяет спецификации формата сообщений, модели бизнес-процессов, пакет синтаксически нейтральных базовых компонентов и распределенные хранилища данных (репозитории). Стандарт ebXML получает все более широкое распространение с внедрением технологии веб-сервисов (WebServices).

Моделирование бизнес-процессов в компании может быть направлено на решение широкогокруга задач[10]:

- Определение результата бизнес-процесса и оценка его значения для бизнеса [4].

- Определение набора действий, составляющих бизнес-процесс.

-  Определение порядка выполнения действий. Действия в рамках одного бизнес-процесса могут выполняться как последовательно, так и параллельно. Очевидно, что параллельное исполнение, если оно допустимо, позволяет сократить общее время выполнения процесса и, следовательно, повысить его эффективность.

- Разделение зон ответственности предполагает определение, а затем отслеживание, какой сотрудник или подразделение компании несет ответственность за выполнение того или иного действия или процесса в целом.

- Определение ресурсов, потребляемых бизнес-процессом. Точно зная, кто какие ресурсы использует и для каких операций, можно повысить эффективность использования ресурсов посредством планирования и оптимизации.

- Уяснение сути взаимодействия между участвующими в процессе сотрудниками и подразделениями компании и повышение эффективности коммуникации между ними[8].

- Определение движения документов в ходе процесса. Бизнес-процессы производят и потребляют различные документы (в бумажной или электронной форме). Важно разобраться, откуда и куда идут документы или информационные потоки, и определить, оптимально ли их движение и действительно ли все они необходимы.

- Определение потенциально узких мест и возможности для улучшения процесса, которые будут использованы позже для его оптимизации.

- Использование модели бизнес-процессов в качестве руководства для новых сотрудников.

- Эффективноепроведение  автоматизации бизнес-процессов в целом или отдельных их шагов, включая автоматизацию взаимодействия с внешней средой - клиентами, поставщиками, партнерами [3].

- Описание деятельности предприятия в целом.

Модели бизнес-процессов применяются предприятиями для различных целей, главными из которых являются планирование и управление результатами бизнеса [5].  Графическая модель бизнес-процесса может служить для согласования действий между структурными единицами организации, оптимизации и совершенствования деятельности компании [7]. Исполняемые модели бизнес-процессов могут быть запущены на специальном программном обеспечении для автоматизации процесса непосредственно по модели.

Так как модели бизнес-процессов предназначены для широкого круга пользователей: бизнес-аналитиков, рядовых сотрудников, руководства компании, в большинстве своем не имеющих практических навыков по построению моделей, то целесообразно для их исполнения использовать информационные технологии [9].

 

Список литературы

1.  Голичев В.Д., Голичева Н.Д., Гусарова О.М. и др. Актуальные вопросы экономики и управления в условиях модернизации. Коллективная монография. - Смоленск: Смолгортипография, 2014. - 212 с.

2.  Гусарова О.М. Моделирование результатов бизнеса в менеджменте организации // Перспективы развития науки и образования.  - Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2014. - с. 42-43.

3.  Гусарова О.М. Информационно-аналитические технологии моделирования деятельности организаций Смоленского региона. - Смоленск: Свиток, 2013. - 100 с.

4.  Гусарова О.М. Моделирование как способ планирования и управления результатами бизнеса  // Успехи современного естествознания. -  № 11, 2014. - с. 88-92.

5.  Гусарова О.М. Моделирование в принятии управленческих решений // Наука и образование: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Тамбов: Юком, 2014. - С. 41-42.

6.  Гусарова О.М. Проблемы интеграции теории и практики моделирования результатов бизнеса // Экономика и образование: Вызовы и поиск решений: сборник научных трудов по материалам II Всероссийской (заочной) научно-практической конференции (Ярославль, 15 апреля 2014 г.) - Ярославль: Канцлер, 2014. - С.78-82.

7.  Гусарова О.М., Журавлева М.А. Анализ и совершенствование деятельности акционерных обществ // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 7-3. - С.10-12.

8.  Гусарова О.М. Методы и модели прогнозирования деятельности корпоративных систем // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Тамбов:  Юком, 2014. -  С. 48-49.

9.    Гусарова О.М. Компьютерные технологии моделирования социально-экономических процессов // Экономический рост и конкурентоспособность России: тенденции, проблемы и стратегические приоритеты: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. - М.: Юнити-Дана, 2012. - С. 102-104.

10.           Репин В.В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление. -  М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 512 с.

 

 

 

Просмотров работы: 9972