В новых социально-исторических условиях от гражданской активности населения страны, её народа зависит судьба «маленького» гражданина, поэтому именно гражданское воспитание становится чрезвычайно важным.
Гражданин - это человек, который имеет правовую связь с определенным государством, что позволяет ему иметь все права, предоставляемые законами этой страны и исполнять все установленные законами обязанности.
Исследования А.В. Беляева позволяют выделить в определении гражданственности пять основных аспектов:
социально-правовой, определяющий нормы и принципы взаимодействия государства с отдельными гражданами;
педагогический, раскрывающий гражданственность как интегративный комплекс качеств личности, определяющих ее социальную направленность в соответствии с имеющимися общественными и государственными условиями, с личными возможностями и потребностями, с принятыми правовыми и моральными нормами;
социально-педагогический, конкретизирующий гражданственность через понятие гражданская культура;
социально-психологический, раскрывающий гражданственность через единство со страной, обществом, решимость и стойкость в преодолении трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленный на достижение общественного благополучия, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимости;
морально-этический, определяющий гражданственность через уровень нравственной культуры общества, проявляющейся в ответственности, чувстве долга, гуманности, милосердии, актуализации собственного достоинства.
Современный дошкольник – «маленький гражданин России» – это человек, осознающий себя гражданином не только в современном, но и историческом пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников.
Основы гражданского воспитания закладываются в период дошкольного детства. Воспитание навыков гражданственности начинается у ребенка с отношения к самым близким людям: матери, отцу, дедушке, бабушке, сестре, брату. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Развитие привязанности и любви к родному дому – первая ступень гражданского воспитания детей дошкольного возраста.
С.А. Козлова под понятием гражданственности понимает интегрированный комплекс качеств личности, который определяет ее социальную направленность, готовность к достижению социально-значимых и индивидуально необходимых целей в обществе, государстве.
Гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Гражданское поведение предполагает воспитание определенных черт личности: активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности.
Чувство принадлежности к своему народу у ребенка не появляется само собой, оно нуждается в специальном формировании. Задача развития этно-гражданской идентичности ребенка очень сложна. Воспитательная работа должна носить комплексный характер. Только совместными усилиями родителей и педагогов можно заложить основы уважения и любви к своему народу, своей стране.
Так как воспитать гражданина? Необходимо следовать таким рекомендациям:
- Поощряйте интерес ребенка к культуре и истории своего народа;
- Объясняйте значения народных праздников, обычаев, традиций;
- Читайте народные сказки, потешки;
- Используйте в общении с ребенком пословицы и поговорки;
- Играйте в народные игры;
- Обращайте внимание ребенка на события, происходящие в стране;
- Знакомьте ребенка с государственными символами (герб, флаг, гимн);
- Изучайте родную природу и учите беречь ее.
Список использованной литературы:
Казаева Е.А Гражданственность как интегрированное качество личности. // Дошкольное воспитание . - 2005. - № 5. – С. 85.