ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИДЕАЛА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИДЕАЛА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шепилова Н.А. 1, Морозова М.С. 2
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова Магнитогорск, Россия
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня человек все более отчетливо осознает сложность своего конфликта с законами природы, как в системе внешних взаимодействий, так и в сфере личной жизни. Ученые Н.А. Бердяев, Н.Н. Моисеев, А. Швейцер, А.Д. Урсул, Г.П. Ягодин и др. неоднократно указывали на опасность духовного кризиса, когда интеллект, вышедший из-под контроля нравственности, становится мощным разрушителем гармонии мира. Этот процесс сопровождается распадом социальных идеалов, утратой смысла жизни, ужесточением отноше­ний к природным объектам, ростом прагматизма и агрессивности во взаимоот­ношениях между людьми. Не понимая и не чувствуя связи «всего со всем», человек отчуждается от окружающей действительности.

Требования общества к личности сегодня имеют совершенно иной статус взаимодействия. Эколого­-педагогическая общественность настаивает на том, что особый упор во взаимо­отношениях «человек - природа» необходимо уделить не просто охране приро­ды и рациональному её использованию (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный), но оп­тимальному с ней взаимодействию в целях сохранения и восстановления био­логического, социального и культурного равновесия (А.М. Галеева).

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они, погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы [4].

Л.В. Моисеева отмечает, что экологическое развитие дошкольника достигается при взаимодействии всех компонентов экологического сознания, которыми являются эстетико-экологические чувства, восприятие и мышление, экологические знания и отношения, чувства сопричастности и единения с природой как универсальной общечеловеческой ценностью и которые являются интегративным целым [3].

В.А. Зебзеевой выделен набор существенных признаков, свидетельствующих об экологическом развитии личности ребенка: комплекса экологических новообразований: сенсорных, перцептивных, репродуктивных, имаженитивных, мыслительных, вербальных, волевых, эмоциональных, психомоторных и др. Они обусловливают направленность жизнедеятельности личности, интерес, активность в освоении природы, положительное отношение к природе, экологически целесообразное поведение и накладывают свой отпечаток на ее мировоззрение и формирующееся сознание [2].

Следовательно, экологическое развитие ребенка может пониматься как процесс, который происходит тогда, когда:

- ребенок сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;

- характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности;

- педагогическое влияние ориентирует воспитанника на определенное отношение к социальным ценностям;

- педагогическое сопровождение и весь процесс взаимодействия с ребенком производится на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.

Е.В. Гончарова определяет социально-экологический идеал как идеальное состояние во взаимодействии природы и общества, заключающееся в согласованности между экологическими представлениями, гуманно-ценностным отношением к природе, мотивами, носящими социально-экологический характер, а также природоохранной деятель­ностью [1].

Результаты констатирующего этапа эксперимента по изучению сформированности социально-экологического идеала у детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют о недостаточно высоком уровне: 50 % детей имеют низкий уровень сформированности социально-экологического идеала; 35 % детей имеет средний уровень и 15 % имеют высокий уровень сформированности социально-экологического идеала.

Нами была предложена технология формирования социально-экологического идеала у детей старшего дошкольного возраста, целью которой явилось формирование социально-экологического идеала у детей старшего дошкольного возраста. Технология составлена на основе программы «Детство» Т.И. Бабаевой. Материал распределен по блокам: «Осень», «Растения», «Птицы», «Рыбы», «Зима», «Животные», «Весна», «Насекомые», «Человек охраняет природу».

Таблица 1

Технология формирования социально-экологического идеала у детей старшего дошкольного возраста

Наименование темы, раздела

Тема занятия

Методы и формы

1.

Человек охранят природу

Человек и природа

Беседа с детьми, чтение художественной литературы; выполнение упражнений; игровая деятельность

Учитесь жалеть и беречь.

Беседы, рассказы детей из своей жизни, игровая деятельность

Что такое Красная книга? Для чего она нужна?

Беседа с детьми, чтение художественной литературы

2.

Осень

Осень золотая

Беседа с детьми, чтение художественной литературы; игровая деятельность, наблюдение, рассматривание картин

Осенние заботы животных и птиц

Беседы, рассказы детей из своей жизни, игровая деятельность

Осенние хлопоты человека

Игра-беседа

Викторина «Осень»

Выполнение заданий в группах

3.

Птицы

Подарим птицам нашу доброту.

Беседа с детьми, чтение; игровая деятельность, рисование

Экскурсия в парк «Наблюдаем за птицами»

беседа с детьми, чтение художественной литературы

Тайны птичьего мира

Игра-путешествие

4.

Животные

Дикие и домашние животные

Беседа с детьми, чтение художественной литературы; моделирование

Не мучайте животных!

Беседа с детьми, чтение художественной литературы; ролевая гимнастика, игровая деятельность, рисование

   

Животные разных стран и Челябинской области

Беседа с детьми, чтение художественной литературы; игровая деятельность

5.

Зима

«Покормите птиц зимой»

Наблюдение

Зимовье зверей

Беседы, рассказы детей из своей жизни, игровая деятельность

6.

Рыбы

Рыбье царство

Чтение художественной литературы; игровая деятельность

7.

Растения

Растения-легкие Земли. Как растут растения?

Беседа с детьми, чтение художественной литературы

Где растения любят жить?

Беседа с детьми, чтение художественной литературы; эксперимет

Зеленая аптека

Труд в природе, наблюдение

8.

Весна

Весна-красна. Кто больше всех радуется весне?

Беседа с детьми, выполнение упражнений, чтение; игровая деятельность, досуг

Первоцветы. Охрана цветов.

Беседа с детьми, выполнение упражнений, чтение; наблюдение; игровая деятельность

О чем поют птицы весной?

Беседа с детьми, выполнение упражнений, чтение; игровая деятельность; целевая прогулка

9.

Насекомые

Кто такие насекомые?

Беседа с детьми, выполнение упражнений, чтение; игровая деятельность

Наш живой уголок.

Беседа по теме; составление рассказа; чтение о домашних животных; трудовая деятельность

Земля – наш общий дом

Развлечение

Непосредственно образовательная деятельность по данной технологии строится в виде бесед на тему природы. Они помогают детям правильно строить свои отношения с природой, по-новому взглянуть на знакомые явления, добиться больших успехов в освоении знаний о природе. Дети знакомятся с живой и неживой природой, многообразием живых существ, их развитием, ростом, размножением, приспособлением к среде обитания. Эмоционально откликнуться на красоту природы помогут художественные произведения писателей-классиков.

Технология даёт детям не только определенную систему знаний, умений и навыков, но и позволяет сформировать у них познавательный интерес к миру природы, воспитывать элементы экологического сознания, ответственное и гуманное отношение к окружающей среде, бережное и заботливое отношение к природе, нетерпимость к случаям нарушения правил общения с природой.

Для формирования социально-экологического идеала у детей старшего дошкольного возраста педагог должен заострять внимание на том, что животные требуют постоянного ухода, иначе они погибнут. Разные животные требуют и различных условий содержания. Воспитатель должен объяснять, напоминать и контролировать выполнение требований к содержанию животных. Если позволяют условия, летом на даче или в сельском детском саду целесообразно создать небольшой животноводческий дворик, где бы дети ухаживали за кроликами, козленком, домашней птицей. Труд по выращиванию молодняка побуждает детей к систематиче­ским наблюдениям и регулярному уходу за домашними животными.

В технологии нами были использованы такие методы и формы как беседа, чтение художественной литературы, уделялось внимание исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений, экскурсий. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре экологического и природоведческого содержания.

Список использованной литературы:

  1. Гончарова, Е.В. Социально-экологическое развитие ребенка в культурологической парадигме экологического образования / Е.В. Гончарова // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. – 2009. – № 3. – С. 11-17.

Зебзеева, В.О. формах и методах экологического образования дошкольников / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 2004.- № 7. - С. 45-49.
  1. Моисеева, Л.В. Диагностические методики в экологическом образовании / Л.В. Моисеева. - Екатеринбург, 2009. – 98 с.

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.pdf

5

Просмотров работы: 1762