ОЦЕНКА СТИЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОЦЕНКА СТИЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ

Землянская М.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает профессионально значимый характер.

На сегодняшний день правильно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия. Перевести детей из позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в равноправных субъектов педагогического творчества. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

  1. Сущность педагогического взаимодействия

Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, поддержка, доверие и др.

Важнейшей характеристикой личностно-ориентированной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.

Как отмечает В.А. Сластёнин, педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную. Другими словами, педагог и ученики воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой - индивидуальные, личностные качества.

Функционально-ролевая сторона педагогического взаимодействия направлена главным образом на преобразование умственной сферы учащихся. Критерием успешной деятельности педагога в этом случае служит соответствие достижений учеников заданным параметрам. Учителя с ориентацией на этот тип взаимодействия как бы подгоняют внешнее поведение под определенные стандарты.

Личностная сторона педагогического взаимодействия затрагивает в большей степени мотивационно-смысловую сферу учащегося. Научное знание, содержание образования в этом случае выступают средством преобразования этой сферы.

Необходимым условием воздействия-внушения является авторитет педагога, доверие к его информации. Поэтому установки, мнения и требования педагога могут стать активными средствами оказания значительного влияния на восприятие и понимание учениками той или иной информации. Особенностью внушения является его направленность не на логику и разум личности, не на ее готовность мыслить и рассуждать, а на получение распоряжений, инструкций к действию. Внушение в педагогическом процессе должно использоваться очень корректно. Оно может происходить через мотивационную, познавательную и эмоциональную сферы личности, активизируя их.

С внушением тесно связано подражание. Подражание - это повторение и воспроизведение действий, поступков, намерений, мыслей и чувств. Важно, чтобы ученик, подражая, осознавал, что его действия и мысли производны от действий и мыслей педагога. Подражание - это не абсолютное повторение, не простое копирование. Подражание включает в себя идентификацию (уподобление) и обобщение. Именно обобщенное подражание не является полным повторением образца, примера, оно вызывает сходную деятельность, имеющую качественное отличие.

Следует обратить внимание на то, что категория педагогического взаимодействия учитывает личностные характеристики взаимодействующих субъектов и обеспечивает как освоение социальных навыков, так и преобразование на принципах доверия и творчества, паритетности и сотрудничества.

  1. Виды и стили взаимодействия педагога и ребенка

Педагогическая деятельность, направленная на всестороннее развитие личности ребенка будет более эффективной, если будет строиться сообразно природе, культуре ребенка и педагога.

В педагогической науке выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.

1. Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта — воспитанник (ребенок).

2. Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты.

А.К. Маркова дифференцируют демократический, авторитарный и либеральный стили педагогической деятельности и описывает их следующим образом.

При демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества.

При авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. Для педагога характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.

При либеральный стиле педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

Каждый из этих стилей, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения, следования – к партнерству и до отсутствия направленного воздействия. Существенно, что каждый из этих стилей предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической форм общения.

  1. Методики определения стиля взаимодействия педагога с детьми

В современной педагогической науке представлено множество диагностических методик определения стиля взаимодействия педагога с детьми, нами будет описана диагностическая методика, разработанная А.И. Григорьевой на основе деятельностной модели личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя.

Педагогу (группе педагогов) последовательно предъявляются для заполнения два опросных листа – №1 и №2 (текст опросных листов одинаковый). Главное при этом – соблюсти интервал между предъявлением этих листов – не менее 1 дня. Это делается для того, чтобы нейтрализовать возможные попытки «угадать» верный ответ.

Опросный лист.

Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы относитесь к тому или иному действию? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.

Действия

педагога-воспитателя

Считаю необходимым

Считаю

важным

Считаю

необязательным

Считаю

ненужным

1.Равноправное общение с детьми

       

2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку

       

3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка

       

4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков

       

5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков

       

6. Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов

       

7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей

       

8. Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности

       

9. Создание ситуации успеха для каждого ребенка

       

10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива

       

11. Активизация воспитательного потенциала урока

       

12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления

       

13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами

       

14. Поддержка процесса самопознания ребенка

       

15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка

       

16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога

       

17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам

       

18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности

       

19. Забота о своем физическом и психическом здоровье

       

20. Расширение и углубление

своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания

       

21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности

       

22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах

       

23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения

       

24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении

       

24. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег

       

25. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе

       

26. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем

       

27. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом

       

28. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам

       

29. Проявление интереса к жизни ребенка в семье

       

30. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка

       

31. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка

       

32. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями

       

33. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников

       

34. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.

       

35. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации

       

Обработка результатов.

Два опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве сознания и деятельности. Говоря с определенной долей условности, опросный лист №1 выявляет «сознание» педагога как воспитателя, опросный лист №2 – «деятельность».

Подсчет результатов осуществляется следующим образом. Лист №1 «накладывается» на лист №2 и отмечаются только совпадения ответов. Далее подсчитывается, в какой колонке – первой, второй, третьей или четвертой – больше всего совпадений. «Лидирующая» колонка и показывает уровень развития профессиональной позиции педагога как воспитателя.

Интерпретация результатов.

  • Если больше всего совпадений ответов в 1-й колонке («считаю необходимым» – «делаю постоянно»), то перед нами сильная профессиональная позиция воспитателя.

  • Если больше всего совпадений во 2-й колонке («считаю важным» –«делаю часто»), то перед нами относительно сильная профессиональная позиция воспитателя.

  • Если больше всего совпадений в 3-й колонке («считаю необязательным» – «делаю изредка»), то перед нами относительно слабая профессиональная позиция воспитателя.

  • Наконец, если больше всего совпадений в 4-й колонке («считаю ненужным» – «не делаю»), то перед нами слабая профессиональная позиция воспитателя.

Если результат кажется неправдоподобно высоким, можно пригласить респондента на индивидуальное собеседование. Обращаясь к материалам его тестирования и тактично расспрашивая его о том, каким образом он реализует те или иные действия, можно с достаточно большой степенью достоверности выяснить действительно является профессионалом высочайшего класса в деле воспитания.

Заключение

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общениия позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

Разнообразны стили педагогической деятельности воспитателей детского сада. В настоящее время проводится их изучение. Однако уже можно говорить о бесспорном преимуществе положительного гармонического стиля, когда положительная мотивация сочетается с позитивными формами общения с детьми, с высоким уровнем профессиональных умений и навыков. Воспитание и самовоспитание такого стиля это одно из важных средств повышения эффективности педагогического общения.

Список использованной литературы
  1. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений . - /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

  2. Бондаревская Е.В., Бермус Г.А. Теория и практика личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1996. - №5. – С.34-40.

  3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия». – 2001. – 166 с.

Просмотров работы: 7581