ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Набойченко А.Г. 1, Ильина Г.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет, институт педагогики, психологии и социальной работы Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Уменьшение количества детей старшего дошкольного возраста с первой группой здоровья связано с минимизацией двигательной активности, увеличением занятий связанных с подготовкой детей к обучению в школе. Поиск педагогами современных здоровьесберегающих технологий на сохранение, поддержание и обогащение здоровья всех субъектов педагогического процесса и реализация данных технологий в условиях охраны и укрепления здоровья детей, обогащения двигательного опыта, последовательного овладения техникой основных движений формируют у детей, родителей, педагогов стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, стремление к физическому совершенствованию [1].

Современные исследования здоровьесберегающих технологий обозначены в концепциях, определяющих сущностную основу здоровья и здорового образа жизни (Л.Н. Волошина, В.Г. Макаренко, Т.Ф. Орехова, С.Б. Шарманова и др.).

Одной из эффективных современных здоровьесберегающей технологий является фитбол-гимнастика, которая направлена на сохранение и стимулирование здоровья старших дошкольников. Фитбол – это новый вид спорта в российской практике, но уже получивший широкое распространение среди взрослых и детей. Включает в себя как танцевальное (фитбол-аэробика), так и силовое направления (фитбол-гимнастика), когда тренируются практически все мышцы. На первый взгляд, довольно простые физические упражнения, когда дети и взрослые прыгают на больших мячах. На самом деле требуется определённая ловкость и сила, чтобы удержаться на мяче и сохранять правильную осанку.

Фитбол в переводе с английского - «мяч для опоры», упражнения на котором тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы. Вибрация при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов [2]. Занятия на фитболах по своему физиологическому воздействию способствуют лечению остеохондроза, сколиоза, неврастении, астеноневротического синдрома и др., проводятся в специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центрах.

Т.С. Овчинниковой и А. А. Потапчук в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников» обозначены сенсорные особенности фитболов [5]. Мяч имеет форму шара, большая поверхность соприкосновения с ладонью дает полноту ощущения. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мячей влияет на развитие физических качеств и познавательных способностей дошкольников.

Мячи разных размеров и цвета воздействуют на психическое состояние и физиологические функции ребёнка. Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают еще и вибрационным воздействием. Г. В. Каштанова, Е. Г. Мамаева, О. В. Сливина, Т. А. Чуманова в пособии «Лечебная физкультура и массаж [4]. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» раскрывают вибрационный эффект фитбол-гимнастики. Авторы подчёркивают, что механическая вибрация оказывает специфическое воздействие практически на все органы и системы человека; непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе; колебания мяча воздействуют на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани. Импульсы получает и головной мозг, в результате ускоряется выработка новых условно-рефлекторных связей, особенно необходимых при психическом и интеллектуальном развитии детей. Улучшается способность к самоконтролю и самоанализу.

С дошкольного возраста следует развивать и тренировать вестибулярные функции (большое значение имеет нормальное функционирование мозжечка, который является двигательным мозгом ребенка). Занятия с детьми 5-7 лет на фитболах укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки, позволяют эффективнее освоить разнообразные двигательные умения и комплексно развивать физические качества детей.

Остановимся на особенностях организации и проведения занятий с детьми 5-7 лет на фитболах.

Мяч может использоваться на физкультурных занятиях (блок гимнастика), секционных занятиях (2 раза в неделю по 25-30 мин. во второй половине дня), лечебной физкультуре в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Дети могут не только выполнять предложенный педагогом комплекс упражнений на мяче, но и использовать его в качестве сиденья, игрушки, отягощения и т.п. Упражнения на фитболах выполняются из разных исходных положений: сидя на мяче, лежа на полу, лежа спиной на мяче или на животе с опорой о пол руками или ногами, стоя рядом, а также упражнения в движении, различные виды бросков.

Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:

- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;

- для укрепления мышц брюшного пресса;

- для укрепления мышц спины и таза;

- для укрепления мышц ног и свода стопы;

- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;

- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;

- для формирования осанки;

- для развития ловкости и координации движений;

- для развития координации и пластичности;

- для расслабления и релаксации, как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).

Комплексы упражнений могут выполняться под музыкальное сопровождение в зависимости от направления педагогических задач: для развития мышечной силы, гибкости, быстроты движений, выносливости, координационных способностей. При этом создаются условия для анатомического воздействия на определенные мышечные группы, суставы, связки, внутренние органы и органы чувств. Необходимо следить, чтобы ребёнок дышал ровно, не выполнял упражнения, которые причиняют ему боль или дискомфорт.

На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся. Диаметр мяча для детей 3-5 лет - 45 см, для детей от 5 до 6 лет - 50 см, от 6 до 7 лет - 55 см. Если при посадке на мяч угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°, значит, мяч подобран правильно. Острый угол в коленных суставах создает дополнительную нагрузку на связки этих суставов и ухудшает отток венозной крови, особенно если упражнение выполняется сидя на мяче. Для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть не сильно упругим. Если рост ребенка находится в указанном диапазоне (табл. 1), у него длинные ноги или избыточный вес, то можно использовать мяч большего размера, который в случае необходимости легко подогнать под конкретного человека незначительным сдуванием. Для родителей и педагогов используются мячи - 65-75 см. Мяч рекомендуется надувать при комнатной температуре с помощью ручного и ножного насосов, используя при этом специальный клапан-переходник. Важно чтобы диаметр не превышал размер, указанный на упаковке.

Таблица1

Выбор мяча от роста ребёнка

Рост

Размер мяча

От 100 до 120 см

45 см

От 120 до 150 см

55 см

От 151 до 170 см

65 см

От 171 до 190 см

75 см

В ходе нашего исследования, мы определили комплексы наиболее оптимальных упражнений, рекомендуемых на занятиях фитбол-гимнастикой с детьми старшего дошкольного возраста. В табл. 2. представлен один из комплексов упражнений с мячами.

Таблица 2

Комплекс упражнений с фитболами

Упражнение

Дозировка

Организационно- методические указания

1.«Неваляшки»

И.п. - сидя на мяче.

Махи руками, «ножницы», рывки, повороты и наклоны головы вперёд, вправо, влево.

5-7 раз

Удерживать равновесие

2. «Летающий мячик»

И.п. – стока ноги врозь, мяч вверху.

1, 3 – наклонит вправо (влево);

2,4 – и.п.

5-7 раз

Удерживать равновесие

3. «Самолёт»

И.п. - лёжа на животе (на мяче), ноги врозь на полу.

1-3 - прогнуться назад, руки в стороны;

4- и.п.

5-7 раз

Руки в стороны

В полёт отправляем самолёт.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

Задержаться в положении руки в стороны.

4. «Крокодильчик»

И.п. - лёжа на животе (на мяче).

1-4 - проползти вперёд на руках;

5-8 - вернуться в и.п.

5-7 раз

 

5. «Экскаватор»

И.п. - лёжа на полу, мяч зажат между ног.

1-4 - перенести мяч за голову;

5-8 - вернуться в и.п.

5-7 раз

Экскаваторщик ковшом

Землю загребает,

А потом в другое место

Ловко высыпает.

В ходе исследования мы обозначили координацию движений как составляющую ловкости, которая проявляется в способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи. Общее развитие моторики на 6-7 году жизни определяется овладением координационными возможностями, которые создаются в результате окончательного анатомического созревания двигательной сферы. Вступают в строй высшие кортикальные уровни, прогрессивно налаживаются точные и силовые движения (появляется точность в движениях на фитболах с изменяющимися условиями). Выделили группы способностей, относящихся к координации движений: способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений; способности поддерживать статическое позу и динамическое равновесие; способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности, скованности.

Определили особенности развития координации движений у старших дошкольников на занятиях фитбол-гимнастикой с учётом поставленных задач: улучшение способности согласовывать движения различными частями тела (преимущественно асимметричные и сходные с рабочими движениями в какой-либо деятельности); развитие координации движений не ведущей конечности; развитие способностей соразмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам.

Решение выделенных задач по развитию координационных способностей на занятиях фитбол-гимнастикой с детьми старшего дошкольного школьного возраста приводит к тому, что:

- дети значительно быстрее овладевают различными двигательными действиями; успешно справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками; приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной активности; испытывают чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.

Далее экспериментально проверили эффективность развития координации движений у старших дошкольников на занятиях фитбол-гимнастикой. Выделили контрольные упражнения на определение уровня развития координации движений у детей старшего дошкольного возраста МДОУ ДОУ № 139 г. Магнитогорска. В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 детей посещающих занятия фитбол-гимнастикой - экспериментальная группа; 20 детей - не посещающие данные занятия - контрольная группа. При выполнении каждого упражнения отслеживались пять критериев: время освоения; время перестройки двигательной деятельности; точность выполнения; сохранение устойчивости; стабильность выполнения. Констатирующий эксперимент показал незначительную разницу в показателях определяющих уровни развития координации движений детей экспериментальной группы и контрольной группы. Мы учитывали показатели физического развития детей данных групп (рост, вес, динамометрия, ЖЁЛ, группа здоровья).

Подобрали комплексы упражнений на развитие координации движений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях фитбол-гимнастикой. Апробировали упражнения на развитие координации движений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях фитбол-гимнастикой. Контрольный эксперимент показал значительную разницу в показателях определяющих уровни развития координации движений и физического развития детей экспериментальной группы и контрольной группы в пользу экспериментальной группы.

В итоге, фитбол-гимнастика представлена как современная здоровьесберегающая технология на сохранение и стимулирование здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Выделены, экспериментально проверены комплексы упражнений на занятиях фитбол-гимнастикой с детьми старшего дошкольного возраста, которые укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, формируют навык правильной осанки, влияют на развитие координационных способностей детей.

Список используемой литературы.

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии: Материалы междисциплинарной научно-практической конференции. Москва, 25 октября 2007 Г./Отв. ред. Е.В.Усова. М.: Издат-во СГУ, 2007. 255 с.

2. Ильина Г. В. Реализация преемственности в развитии физических качеств детей: монография / Г. В. Ильина. - М: Германия, Ламберт, 2014. - 404 с.

3. Ильина, Г. В. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе/ Г. В. Ильина // Формирование ценностно-мотивационного отношения студентов к реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурной деятельности дошкольников: монография / Г. В. Ильина и др. - Красноярск: ЦНИ «Монография», 2014. - С. 88-108.

4. Каштанова Г. В., Мамаева Е. Г., Сливина О. В., Чуманова Т. А. Лечебная физкультура и массаж. 8. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : АРКТИ, 2006.

5. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб. : РЕЧЬ, 2002.

Просмотров работы: 7455