МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СИСТЕМЕ МАРИИ МОНТЕССОРИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СИСТЕМЕ МАРИИ МОНТЕССОРИ

Сиразетдинова Д.Р. 1
1Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста (1870-1952 гг.) уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Педагогика М. Монтессори - пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания. Основным отличием метода М. Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира. М. Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию.

Основная идея метода М. Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же воспитателя или учителя является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.

Методика М. Монтессори включает в себя целый комплекс развивающих материалов для занятий. Для того, чтобы ее успешно применять необходим определенный круг педагогических компетенций.

Задача Монтессори-педагога - помочь ребенку организовать свою деятельность, таким образом, чтобы он пошел своим уникальным путем, реализовал свой потенциал в наиболее полной мере. В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо столов - легкие переносные столы и стулья, коврики, на которых занимаются на полу. Педагог занимает активную позицию, то есть он не сидит за столом,а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Значимым является то, что позиция Монтессори-педагога заключается в том, что он вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо.

По убеждению М. Монтессори каждый ребенок нуждается в индивидуальной программе развития, приспособленной исключительно для него. Формула педагогического воздействия такова: «Помоги мне сделать это самому». Этот принцип реализовывают Монтессори-воспитатели, которые призваны создавать условия для эффективных занятий, обеспечивать максимальную свободу ребенка, способствовать проявлению и поддерживать интерес ребенка к окружающему миру и активной деятельности.Каждый ребенок сам решает, чем ему лучше заниматься: чтением, рисованием, географией или лепкой, и осваивает это в индивидуальном темпе. При этом воспитатель выступает в роли наблюдателя и не вмешивается в действия детей, а лишь создает им условия для занятий.

Монтессори-воспитатель вправе вмешаться и помочь ребенку лишь в том случае, когда малыш не может выбрать себе материал или не знает, что делать с ним. И даже в этом случае воспитатель не делает ничего за ребенка, он лишь объясняет суть и делает мини презентацию.

Главная задача Монтессори-педагога — понять, что интересно маленькому человеку в определенный период его жизни, обеспечить оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить этой самой средой пользоваться.Особую роль в организации образовательного процесса, по Марии Монтессори играет среда, которая окружает ребенка. В данном случае это Монтессори – класс. Монтессори-класс - это комната, разделенная на тематические зоны и заполненная разнообразными дидактическими материалами. Правильно организованное рабочее пространство Монтессори-класса помогает ребенку интенсивно развиваться.

Разделение Монтессори-класса на тематические зоны помогает ребенку лучше ориентироваться в многообразии дидактических материалов, структурировать получаемую информацию, а также поддерживать порядок. Согласно системе М. Монтессори развивающая среда делится наопределенные зоны. Игрушки ребенка не свалены в одну коробку, а распределены по своим свойствам и целям использования. Кроме того, они всегда доступны для малыша. Он сам выбирает, с чем ему и когда играть, а самостоятельность является одной из целей всей методики воспитания и развития.

Зоны Монтессори – класса включают:

  1. Практическая;

  2. Сенсорная;

  3. Языковая;

  4. Космическая;

  5. Математическая;

  6. Зона физического развития;

  7. Зона творческого развития;

  8. Зона эмоционально-личностного развития.

Опишем эти зоны.

Практическая зона. В этой зоне собраны материалы, способствующие приобретению ребенком навыков самообслуживания. Ребенок учится стирать и гладить вещи, чистить и нарезать овощи, подметать, управляться с совком и щеткой, чистить ботинки, завязывать и развязывать шнурки, застегивать и расстегивать различные виды застежек и замков. Причем, делать все это по-настоящему.Здесь каждый может придумать свое применение. Помещаем кукольный домик с посудкой, игрушечную мебель. Сюда можно отнести предметы для игр с водой и крупой.

Зона сенсорного развития.В этой зоне собраны материалы, которые помогут малышу научиться различать характеристики предметов: размер, цвет, форма, вес. Игрушки этой зоны должны развивать органы чувств малыша. Например, музыкальные инструменты, коробочки с различными наполнителями, игрушки на различные ощущения (гремящие, шуршащие, пищащие), развивающие коврики, а также коробочки с различными запахами, специями для развития обоняния, которые будут способствовать развитию зрения, слуха, обоняния, внимания, памяти и мелкой моторики.

Математическая зона.В этой зоне находятся материалы, способствующие ознакомлению и освоению понятия количества. Кроме того, занимаясь в зоне математики, малыш развивает пространственное и логическое мышление, внимание, память, усидчивость.

Языковая зона.Материалы этой зоны помогут малышу выучить алфавит, слоги, а также научиться читать и писать. Сюда входят:

- материал для расширения словарного запаса: карточки с картинками и словами;

- материалы для подготовки руки к письму: металлические рамки-вкладыши (для обводок и штриховок), ножницы для резания бумаги;

- материал для знакомства с письменными буквами: шершавый алфавит (буквы вырезают из бархатной бумаги),

- поднос с манкой для письма;

- материал для написания слов: большой подвижный алфавит (вырезан из цветного картона: голубой цвет для согласных и розовый – для гласных);

- материал для чтения: карточки с написанными отчетливым курсивом словами.

Космическая зона.Знакомит ребенка с окружающим миром, географией, историей, анатомией, ботаникой, зоологией. В эту зону можно включить: цветы, за которыми ухаживает ребенок; глобусы, карты; карточки, лото и домино, энциклопедии; календарь наблюдения за погодой; фигурки животных; краеведческие материалы – фотографии, презентации, гербарии; природные материалы.

Зона физического развития. Решает задачи сохранения и укрепления физического здоровья, воспитания гигиенических навыков, развития силы, гибкости, выносливости и координации, формирования правильной осанки, закаливания. В эту зону можно включить: массажную дорожку,мячи разного размера, гимнастическую палку, обруч, узкую доску, кегли, домашний спорткомплекс.

Зона творческого развития.Включает материалы, необходимые для творчества и приобщения ребенка к миру искусства.Здесь помещаем все, что необходимо для творчества: краски, карандаши, кисточки, альбом, пластилин, мелки, клей, ножницы, цветную бумагу.

Зона эмоционально-личностного развития. Включает материалы для развития игровой деятельности, усвоения ребенком социальных норм поведения, умения различать и понимать эмоциональное и физическое состояние окружающих.

В эту зону можно включить: альбомы или стенды с семейными фотографиями; тематические карточки и плакаты, книги; кукольный, пальчиковый, перчаточный театры.

Зона музыкального развития решает задачи развития музыкальной деятельности и приобщения ребенка к миру музыки.

В эту зону можно включить: записи музыкальных произведений; музыкальные инструменты, звучащие игрушки, дидактические пособия для знакомства с нотной грамотой.

Для практической деятельности можно применить такие упражнения и игры:

1.Подбираем крышечку.

Возьмите разные бутылки, банки, чтобы крышки были все разные по размеру. Начинайте медленно отворачивать крышки на глазах у ребенка. Расскажите ребенку как подбираются крышки. Затем смешайте все крышки, предложите ребенку найти подходящие крышки для каждой емкости, которые у Вас на столе.

2. Разноцветные бусинки

Возьмите любую небольшую коробочку и сложите туда бусинки разных цветов и размеров. Предложите ребенку разложить эти перемешанные бусинки в две или три другие коробочки по принципу цвет, размер или форма. Причем пусть ребенок попробует сам выбрать этот принцип. Бусинки ребенок должен брать только двумя пальчиками. Начиная это упражнение не берите слишком много бусин, чтобы ребенку эта игра не надоела.

3.Волшебный мешочек

Возьмите непроницаемый мешочек и положите туда любимые игрушки ребенка. Например, расческу, мягкую игрушку, свисток, маленькую куклу и т.д. Завяжите малышу глаза, а потом предложите вытаскивать из мешочка предметы и называть их. Когда это упражнение будет освоено, поменяйте предметы.

Итак, специфика методики развития по Марии Монтессори предусматривает индивидуальное развитие ребенка, где воспитатель лишь наблюдает и не вмешивается в деятельность детей.Ребенок сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.

Литература:

  1. Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. Пер со 2-е изд., испр. и доп. по 2-му итал. изданию. — M.: Сотрудник школ, 1915. — 375 c.

  2. http://metodika-montessory.narod.ru/

Просмотров работы: 2698