МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Долгополова А.Д. 1
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждому из нас хотелось бы, чтобы ребенок вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности - это характеристика зрелой личности. Но закладывается оно именно в детские годы.

Юлия ВасилькинаПсихолог

Рассмотрим понятие ответственность и его характеристику.

Ответственность - это положение, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя вину за последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств. [1]

В Толковом словаре Ушакова понятие ответственность рассматривается, как положение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств.

Суть категории ответственности в том, что:

- ответственность дает уважение: со стороны окружающих, а так же к самому себе.

- ответственность дает уверенность: в себе и своих силах.

- ответственность дает возможности: для самоконтроля и контроля над ситуациями.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Выделяют следующие виды ответственности:

- историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;

- индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Таким образом, только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Для дошкольного возраста характерна малая степень развития самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен уметь прогнозировать последствия, т.е. знать, какое поведение одобряется, а после какого наступают санкции. Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнает правила и нормы нашего взрослого общества, и именно это знание - основа ответственного поведения в будущем.

Для начала нужно определить, какие важные зоны ответственности есть в жизни дошкольника. Они все достойны того, чтобы их развивать. Возможно, в разные периоды разные зоны ответственности будут главенствовать в вашей воспитательной позиции, но так или иначе дошкольный возраст - это время, когда "зернышки" каждой из них должны быть "посажены".

Для детей дошкольного возраста доступны следующие виды ответственности:

  • Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь.

  • Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей.

  • Ответственность за домашних любимцев.

  • Ответственность за собственные вещи.

  • Ответственность за данное слово и принятое решение.

  • Экологическая ответственность.

Процесс развития ответственности происходит постепенно. Так, до 2 лет - возраст, когда ребенок не способен проследить связи между своими действиями и наступившими последствиями. Для него всякое последствие наступает "вдруг". Он ориентируется на то, какую реакцию выдает его мама и другие близкие, и постепенно "заучивает" то, что делать не стоит.

3,5 лет - это период, в который у большинства детей наступает так называемый "кризис трех лет". В этот период очерчиваются границы желательного и порицаемого поведения, и чем четче они будут обозначены, тем больше будет у ребенка "опор", чтобы понять, какое поведение считается ответственным, а какое - нет. Пока ребенок находится в кризисе, может казаться, что он стал полностью безответственным.

4-5 лет. Это время хорошо подходит для начала развития ответственного поведения. Конечно, остается много областей, где родители должны продолжать контролировать поведение ребенка и подсказывать ему, как следует поступить. Но уже можно выделить несколько областей, за которые ребенок должен нести ответственность. Это может быть, например, ответственность за собственные игрушки и вещи, простые домашние обязанности.

5-7 лет характеризуется тем, что ребенок становится все более ответственным. В большинстве случаев он отдает себе отчет в том, какое поведение будет одобряться, а какое - нет. В этом возрасте дети учатся оценивать поступки не только по критерию, какие последствия они повлекли за собой, но и по тому, какие внутренние мотивы были у человека, совершающего тот или иной поступок.

В связи с вышеперечисленным, выделим методы и методики развития ответственности у детей дошкольного возраста.

Чтобы воспитать у ребенка такое чувство, как ответственность, можно руководствоваться следующими методами:

Метод подражания – это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении дошкольником поступков, поведения, или же определенных черт характера взрослого. Данный метод будет эффективен в формировании ответственности у ребенка, так как в основном именно взрослый является примером для подражания.

Метод убеждения так же применяется для развития ответственной личности. Убеждение ведет к определенным изменениям взглядов воспитанника, и так же, мотивационной основы его поведения.

Так же применяются различные методики для формирования ответственности у детей:

  1. Разумные действия родителей.

Мамы, не разрешающие детям помогать по хозяйству, делать покупки, носить свои вещи вредят малышу. Как, если не примером и конкретными действиями, развить в ребенке чувство ответственности? Запомните– у малыша не должно быть осознания того, что, если он не сделает посильное сам, кто-то решит проблему за него. Самостоятельность и чувство ответственности – чувства взаимопорождающие.

  1. Мой маленький друг.

Еще одним прекрасным способом вырастить здоровую, ответственную личность – завести домашнее животное.Но, в этом случае, родителям не стоит забывать, что без их помощи, постоянного контроля и советов малышу просто не обойтись. Ответственность за жизнь живого существа должна воспитываться на положительных моментах, а не на безысходности.

Малыш должен учиться менять ему туалет, выгуливать, кормить, а не только играться. Ваша позиция по этому поводу должна быть разумной и гуманной, фразы "ты просил – мы купили, поэтому смотри, а то выбросим" – ущербны по сути. Ими ты только прививаешь ребенку безразличие к жизни окружающих существ. И кто знает, что вырастет из такого ребенка.

  1. Домашние хлопоты.

Конечно же, воспитать в ребенке чувство ответственности за короткое время невозможно. Ее нужно собирать по крупицам, с каждым прожитым годом и, порой, заложить это качество в личность ребенка помогают даже самые простые поручения или просьбы о помощи по хозяйству.

Пусть сын или дочь делают подвластные им домашние дела: уборка, мытье посуды, покупка молока и хлеба – не слишком сложное задание даже для первоклассника. Не ограничивай зону его ответственности уборкой игрушек.

  1. Я – сильный.

Не ограничивай общение и зону ответственности ребенка и перед младшими детьми – братьями или сестрами, и людьми старшего поколения – бабушками и дедушками.

Даже минимальная помощь старикам или маленьким деткам – большой плюс к будущему ребенка. Но не стоит подавать такие действия ребенка, как подвиг – особенная похвала или ваш бурный восторг приучат ребенка к тому, что помогать младшим или старшим – необязательно, и делать это можно только по праздникам. Такая позиция, в конце концов, обернется именно против вас. [2]

В вопросах воспитания ответственности у детей надо придерживаться золотой середины. Ведь при чрезмерной заботе родителей у детей развивается полная зависимость от них. А дети не раз в жизни попадут в трудную ситуацию. Взрослые не могут быть постоянно рядом с ребенком, но они могут обучить его, как следует поступать в разных жизненных ситуациях.

В заключении хотелось бы отметить следующее, что личность ребенка только формируется, и полной ответственности от него ждать не приходится, да и не нужно, т.к, ответственность - это большая нагрузка даже для взрослой личности, и ребенок к ней пока не готов. Нужно деликатно и терпеливо закладывать основы ответственности, которые обязательно разовьются в более позднем возрасте.

Предлагаем Вам пройти тест, чтобы узнать, ответственный ли Вы человек.

1. Вернувшись из отпуска, вы обнаруживаете, что человек, замещавший вас, наделал множество ошибок и все запутал. Вы...

  1. молча исправляете ошибки, считая, что незачем кого-то обижать; (1)

  2. отправляетесь к начальству и заявляете, что ошибки сделаны не вами, поэтому к плохой работе вы не имеете никакого отношения; (0)

  3. вызываете своего заместителя на разговор, затем вместе с ним идете разбираться к начальству. (2)

2. Вы пообещали коллеге свою помощь в решении какой-то проблемы, но забыли об этом и...

  1. сделаете вид, что никому ничего не обещали; (0)

  2. извинитесь и скажете, что свое обещание обязательно выполните; (2)

  3. заявите, что завалены делами и не можете помнить обо всем на свете. (1)

3. Вас пригласили в госте к коллеге. Неожиданно к вам пришел друг. Вы…

  1. позвоните коллеге, извинитесь и скажете, что не сможете прийти; (1)

  2. пойдете вместе с другом (подругой); (0)

  3. несмотря ни на что, все равно пойдете в гости к пригласившему вас человеку. (2)

4. Проспав, вы опоздали на работу. Ваши действия...

  1. осторожно проскользнете в офис, надеясь, что начальство не заметит вашего опоздания. Если все же заметит, честно признаетесь, что проспали; (1)

  2. постараетесь придумать какую-нибудь правдоподобную историю, оправдывающую ваше опоздание (заболел кто-то из близких, автобус сломался и т. п.); (0)

  3. позвоните шефу из дома и заранее предупредите о своем опоздании. (2)

5. Задерживаетесь ли вы на работе сверхурочно?

  1. да, если это необходимо; (2)

  2. да, но потом вы обязательно требуете отгул; (1)

  3. нет, если вы что-то не доделали, то оставляете это на следующий день. (0)

6. Шеф в командировке, ваш непосредственный начальник внезапно заболел. Однако срочное дело нужно обязательно выполнить, и, кроме вас, его сделать больше некому. Вы...

  1. нервничаете, боитесь, что наделаете ошибок, поэтому ждете, пока кто-то из вышестоящих появится на работе; (1)

  2. возьмете все в свои руки и начнете заниматься этим делом; (2)

  3. даже и думать о нем не будете: это не входит в ваши полномочия. (0)

От 9 до 12 баллов.На вас можно положиться, и начальство ценит это. Вы способны контролировать ситуацию, самостоятельны и можете действовать принимать решения без указаний шефа. Вам нетрудно просчитать все последствия собственных действий. Только не кичитесь своей ответственностью перед другими, ведите себя скромно и спокойно, не подчеркивайте, что способнее других. В любом коллективе да найдутся завистники. От 5 до 8 баллов.Вы — хороший, исполнительный работник, однако, если нужно взять на себя ответственность, принять самостоятельное решение, вам становится не по себе. Боитесь вы потому, что не уверены в своих возможностях, деловых способностях и профессиональных навыках. Вы опасаетесь идти на риск, но ведь известно, что не ошибается тот, кто не работает. Если вы станете более уверенным и решительным человеком, то добьетесь многого. От 0 до 4 баллов.Начальство и коллеги не считают вас человеком ответственным. Вам не поручают важные дела, потому что вы можете все провалить. Если хотите изменить мнение о себе, старайтесь чаще предлагать коллегам свою помощь, даже если нужно выполнить очень неинтересную, рутинную работу. Так вы покажете, что стремитесь работать в коллективе, и вам начнут больше доверять, а вы приобретете больше уверенности в себе.

Список литературы:

  1. Г.Е. Акимова, Е.В. Федорова, В.Н. Яковлева, Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет / СПб.: Речь, 2002.Конец формы

  2. Ю.В. Василькина, Воспитание ответственности. Мама и малыш, 2007, №11.

  3. А.В. Шестакович, Нравственная ответственность и ее воспитание у детей в семье / Шестакович А.В. – Москва: Книжный мир, 2001. – 98 с.

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Просмотров работы: 5196