ИННОВАЦИИ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИННОВАЦИИ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Инновации стали сутью успешного развития любой сферы экономики, в том числе и банковской сферы. Их внедрение даст возможность банкам как можно лучше распределять свои ресурсы, уменьшать издержки, а также модернизировать способы доставки банковских продуктов до потребителя, усовершенствовав качество предлагаемых услуг. Значит, повысится эффективность банковской деятельности, к тому банк станет более конкурентоспособным.

Актуальность выбранной темы не заставит себя долго искать. Во-первых, она заключается в том, что банковская деятельность становится все более зависимой от нововведений, следовательно, необходимо не просто познакомиться с инновациями, но и разобраться, как они работают. Во-вторых, актуально изучить доступность банковских услуг для населения. Можно проаргументировать зависимость выбранной отрасли от инноваций, для этого нужно привести в пример несколько уже успешных и всеми давно используемых, не так давно новшеств, таких как: банковские карты, безналичный расчет и электронные деньги. В наше время с ними сталкиваются в любой торговой сети, а ведь это было изобретено сравнительно недавно, а уже получило всемирное признание и распространение, например, банковские карты, были изобретены в 1949, а в первые стали использоваться лишь через год, но лишь к середине 1959 года стали масштабно выпускаться; похожая истории и у электронных денег, которые придумали в конце 1970 годов, развитие получили в 1994, но были доступны лишь банкам, а общедоступность появилась только в мае 2000 года. Таким образом, инновации поставили банковское дело на новый этап развития, что обещает не малые перспективы в дальнейшем [1].

И так, актуальность темы подготовила цель, задачи, а также объект, субъект и предмет изучения.

Цель работы состоит в изучении инноваций в банковском секторе и их целесообразности. А для достижения ее следует решить ряд задач: раскрыть сущность понятий «инновация», «банковское дело»; рассмотреть процесс разработок и внедрения инноваций в банках. В роли объекта выступает, то что мы изучаем, то есть инновации. Субъект – это ученые, предприниматели, закупщики, распространители. Предмет изучения – это инновации в банковском деле.

Далее предстоит понять приемы познания объекта, для лучшего понимания банковских инноваций, значит, проанализировать литературу и нормативно-правовую документацию, также изучить отечественную и зарубежную практику.

1 Понятие инноваций

Инновации — введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [2].

На сегодняшний момент, широкое внедрение инноваций не приводит в шокирующее состояние, потому что это стало нормой для современной экономической жизни. Из истории можно определить, когда наступило это время, оно началось еще в эпоху научно-технической революции, именно тогда коренные преобразования в области производства начали меняться с огромной скоростью.

Существует множество признаков, по которым классифицируют инновации, поэтому будут рассмотрены наиболее основные. Первое разделение С.Д.Ильенковой предлагает, инновации делятся по следующим признакам:

  1. по сфере деятельности;

  2. по новизне;

  3. по месту нахождения предприятия (организации);

  4. от глубины вносимых изменений в предприятие (организацию);

  5. в зависимости от технологических параметров.

Еще одна известная классификация инноваций была предложена А.И.Пригожиным, включающая разделение инноваций на основе других критериев:

  1. распространенности (единичные, диффузные);

  2. места в производительном цикле (сырьевые, производительные, продуктовые);

  3. преемственности;

  4. ожидаемость рыночной доли (локальные, системные, стратегические);

  5. степени новизны.

2 Банковское дело

Для лучшего понимание темы стоит дать определение термину «банк». Банк — финансовая организация, учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу [3].

Инновационный процесс охватывает различные стороны банковского дела, например, происходит внедрение новых продуктов, изменение банковской структуры и системы внутреннего контроля, вводятся новые методы для привлечения клиентуры, путем грамотного маркетинга. Но, тем не менее, падает уровень доверия к банкам и к их структурам, эту проблемы пытаются решить именно путем введения инноваций.

Стоит начать с истории возникновения подобного недоверия. Проблемы начались еще в начале XXI в., тогда они стали последствием Мирового финансового кризиса, что отразилось на взаимоотношениях клиент-банк. Значительно изменилось отношение частных клиентов к банкам. Таким образом, банковским организациям необходимо работать в нескольких направлениях, чтобы привлечь новых и удержать старых клиентов. Для этого необходимо изменить систему работы и обслуживания, а также внедрять дополнительные нестандартные услуги и бонусы.

По нынешним данным, банковская практика выделяет следующий ряд групп инноваций:

- новые услуги денежно-финансового рынка

- услуги по управлению наличными

- услуги в ссудных капиталах.

Классификация банковских инноваций более наглядно представлена на рисунке 1 [3].

Рис. 1 – классификация банковских инноваций

Также существуют определенные принципы управления инновационной деятельностью банков, представленные в таблице 1 [4].

Таблица 1 – Принципы управления инновационной деятельностью банка

Наименование принципа

Сущность принципа

перспективность

инновации должны соответствовать стратегическим целям банка

масштабность улучшения

определяет объект инновации и уровень её новизны

клиентоориентированности

направленность на удовлетворение потребностей клиента

опережения

инновации должны соответствовать потребностям новой клиентуры (клиент-новатор)

обеспеченности ресурсами

инновациям нужна твердая опора финансовых, технических и кадровых возможностей банка

эффективности

определяется ростом прибыли, увеличением масштабов бизнеса и возможностей накопления капитала для последующего нововведения

измеримости

наличие адекватной системы оценок эффективности внедрения инноваций

Организационной концентрация инновационных идей

инновационная деятельность требует грамотного управления; создание специальных департаментов

ограниченности по времени

Срок внедрения инноваций не должен занимать длительное время

Следуя данным принципам, банк может повысить эффективность своей деятельности, максимально плодотворно внедрять и использовать инновации.

3 Обзор инноваций в банковском деле 3.1 MiniКРЕДИТКА Visa

MiniКРЕДИТКУ Visa предоставил нам ПриватБанк в феврале 2013 года (наглядное изображение на рисунке 2 MiniКРЕДИТКА Visa) [5]. В чем ее отличие от обычных? Она в два раза меньше обычного формата пластиковой карты. Первоначально ее предназначение заключалась в удобстве, так как карту можно повесить в виде брелока, например на ключи, и при выходе из дома практически исключается вероятность того, что ее забыли дома на столе.

Стоит разобраться в функциях и плюсах. По своим функциям она не отличается от обычной карты. MiniКРЕДИТКА оформляется как дополнительная к Кредитке «Универсальная». Стоимость ее приобретения небольшая – всего 500 рублей. По кредитке действует бесплатный кредит до 55 дней. Еще одним плюсом является автоматическое бесплатное подключение к услугам дистанционного управления счетами MobileBanking и Приват24. Также с ней можно зарабатывать всевозможные бонусы и скидки.

Рис. 2 - MiniКРЕДИТКА Visa

3.2 Мультикарта Coin

Уникальность и необходимость инновации говорит сама за себя. Объясняется это тем, что больше не нужно носить с собой не придется носить, порой немалое количество, банковских карт, карт лояльности или членства в тайном обществе. Потому что наступает время удобства и мультикарта Coin поможет в этом. Она объединит в себе все ваши карты [6].

Кстати, большим плюсом служит, то что мультикарта – это не банковское устройство, а потребительское. Из этого следует, что для ее регистрации, будет не нужно переоформлять все имеющиеся карты, не придется ходить в банки и заключать договоры. Все на много проще. При помощи приложения на iOS или Android (также создатели обещают подумать и о WP) без лишних затруднений, можно будет самостоятельно зарегистрировать кредитки.

Более несущественным, но, тем не менее, важным достоинством являются размеры Coin, которые не отличаются от остальных видов карт с магнитной полоской.

Принцип действия гениально прост. При возникновении вопроса: какой картой расплатится, - нужно все лишь нажать одну кнопку, а на дисплее, располагающемся выше высветится выбранная карта (рассмотреть местоположение кнопки и дисплея, а также общий облик приспособления можно на рисунке 3).

От минусов тоже никуда не деться. Мультирарту нельзя мгновенно заблокировать, это просто не предусмотрено создателями. Еще одним недостатком является то, что Coin не приспособлен к поддержанию карт с международным стандартом EMV( Europay, MasterCard и VISA), то есть карт с чипом.

Рис. 3 - мультикарта Coin

Но все же разрешение с минусами возможно в будущем. А пока, мультикарта - это востребованная инновация, которая через несколько лет будет лежать в кармане у многих людей.

3.3 Разработка от SafeTouch

Всем давно известно о системе интернет-банкинга, которая легко позволяет осуществлять платежи, переводы средств и их конвертацию, предоставление выписок по счетам и все возможных заявок, например, на получение депозитов или кредитов.

Минус этой системы в ее безопасности. Не смотря на то, что подтверждение транзакций происходит благодаря одноразовым паролям, все же не исключается вероятность подмены сервера.

Именно поэтому в 2014 году компания SafeTouch выпустила свой новый продукт, изображенный на рисунке 4, для улучшения безопасности интернет-банкинга. SafeTouch – это приспособление позволяющее отслеживать подписываемые договоры, совершаемые платежи и так далее [7]. Оно не дает вашим деньгам перейти в руки хакеров.

Данный инновационный продукт, благодаря которому пользователь обязательно увидит реальные данные платежного поручения на дисплее прибора, исключает все известные на сегодня хакерские атаки, к тому же присланный документ не будет подписан без разрешения на это действие. На нем есть две кнопки: «отмена» и «разрешить». Поэтому теперь можно больше не беспокоиться о безопасности счетов, этим теперь займется новое устройство SafeTouch.

Помимо максимальной безопасности, а также удобства, SafeTouch обеспечивает максимальную совместимость. Девайс выпускается в двух видах. Первый выступает в роли считывателя смарт-карт, а второй в виде USB-токена.

Особых проблем с приспособлением нет. Поэтому новая вещь будет весьма востребованной на рынке. Стоит лишь дать ей хорошую рекламу и, скорее всего, к разработке SafeTouch проявится огромный интерес.

Рис. 4 - устройство SafeTouch

3.4 ФотоКаса

Теперь оплатить счета стало гораздо удобнее, вследствие нового приложения для iOS или Android, придуманного в августе 2012 года ПриватБанком [8].

ФотоКаса, принцип работы, которой показан на рисунке 5, экономит время и с ее помощью легко оплачивать коммунальные и любые другие квитанции всего в пять шагов. Шаг первый -необходимо быть клиентом ПриватБанка. Шаг второй – фотографируем счет, например, за газ или интернет, через приложение. Далее подтвердив отправку, сотрудник банка оплачивает счет, и наконец, шаг пятый - приходит СМС с подтверждением оплаты. Также имеется возможность получить квитанцию об оплате по Email.

Все очень просто. Даже знакомство с ФотоКасой никого не затруднит. Поскольку инструкция в картинках (скриншотах экрана) при первом запуске приложения.

Рис. 5 – принцип работы ФотоКасы

Заключение

Чтобы прийти к определенному выводу, следует вспомнить цель работы. Она заключалась в изучении инноваций и их целесообразности. Таким образом, можно увидеть некоторую тенденцию,

Банковское дело напрямую зависит от успеха внедренных инноваций. Они же требуют немалых вложений средств, зато в результате их внедрения это дает банку в дальнейшем огромное преимущество, которое проявляется в привлечении новых клиентов и конкурентоспособности. Таким образом, банки должны обязательно идти в ногу с инновационным процессом, а для этого вовремя разрабатывать различные бизнес-процессы и обновлять программное обеспечение. Но не забывать о правильной маркетинговой стратегии, широкой рекламы новых продуктов, опытное использование приемов менеджмента.

На данный момент времени наблюдается определенная тенденция развития инноваций. Банки стараются увеличить инновационные технологии в области безналичного денежного оборота, так как это удобно и привлекает новых клиентов. К тому же электронные деньги, закрепляют за ними (банками), определенные обязанности, которые в свою очередь являются бессрочными. Поэтому необходимость дальнейшего развития именно безналичного оборота денег предоставляет банкам огромные перспективы.

Библиографический список

1 Стародубцева Е.Б. Основы банковского дела 1-е изд., 2005. С. 2-5

2 Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь 5-е изд., перераб. и доп. – М: ИНФА-М, 2007. С.495

3 Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент 4-е изд., перераб. и доп. М.: Менеджмент, 2003. С.57, 69

4 Охлопов, Инициативы XXI века: Банковские инновации и особенности их реализации [Электронный документ]URL: http://www.ini21.ru/arhiv/1-2-11/1217.php

5 Харецкая, ПриватБанк: MiniКРЕДИТКА Visa [Электронный документ]URL: http://agent.privatbank.ua/pb/65/13333120/

6 Осинин, АПОРТ блог: Мультикарта Coin – все кредитки в одной [Электронный документ]URL: http://blog.aport.ru/multikarta-coin-vse-kreditki-v-odnoj/

7 ВитаБанк, Инвестиционные услуги: Устройство SafeTouch[Электронный документ]URL:http://www.vitabank.ru/ustroistvo_SafeTouch_-_innovacionnoe_reshenie_v_oblasti_bezopasnosti

8 ПриватБанк, Частным лицам: ФотоКаса [Электронный документ]URL: http://privatbank.ua/apps/fotokassa/

Просмотров работы: 3568