ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ БАНКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ БАНКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Тема инноваций в банковском деле актуальна и в настоящее время. Банковское дело, на сегодняшний день, не перестает являться популярной среди других сфер занятости. Это связано с развитием сетей банков, их конкуренцией, а так же появление новых оборудований и услуг, которые необходимо освоить специалистам и будущим работникам банков.

Целью изучения данной темы является исследование различных нововведений в банковской сфере.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- исследовать как можно больше источников с информацией об инновациях в банковской сфере;

- выявить самые популярные и распространенные инновации в сфере банковских услуг;

- изучить различные исследования, и проведенные опросы, агентствами и специалистами, чтобы понять, какие продвижения инноваций сейчас осуществляются в банковской сфере.

Объектом исследования работы является внедрение инноваций в банковской сфере.

Предметом исследования являются инновации в банковской сфере и их дальнейшее всемирное развитие.

При написании работы использовались методы исследования анализа учебной литературы, статистических данных, а так же использовались различные исследования и опросы, проводимые крупными компаниями.

1 Что такое инновации? Какие виды инноваций бывают? Для чего они нужны? 1.1 Инновация, новшество. Что это такое?

Под инновацией понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.

Под новшеством подразумевают, новый метод, новое изобретение, новое явление.

Инновация подразумевает под собой конечный результат инновационной деятельности. Представляет собой новый и усовершенствованный продукт, который был внедрен на рынок, нового технологического процесса, используемого на практике.

1.2 Какие виды инноваций бывают?

Не все инновации являются техническими. Инновация является новой ценностью для потребителя, она должна отвечать желаниям потребителя и его нуждам.

К основным свойствам инновации можно отнести новизну, производственную применимость, а главное - она должна соответствовать запросам потребителей.

Для инноваций характерен целенаправленный поиск изменений и анализ тех возможностей, которые могут дать эти изменения для успешности предприятия.

Инновации очень разнообразны, их можно разделить по ряду признаков:

Связанные с различными источниками:

- вызванные развитием техники и науки;

- вызванные производственными потребностями;

- вызванные рыночными потребностями.

По месту на предприятии выделяют инновации:

- на входе предприятия (информация, сырье, оборудование и др.);

- на выходе предприятия (технологии, изделия, информация, услуги и др.);

- системной структуры предприятия (производственной, управленческой).

Инновации, зависящие от глубины вносимых изменений, бывают:

- Радикальные (базисные), реализующие крупные изобретения и формирующие новые направления в техническом развитии;

- Улучшающие, которые реализуют достаточно мелкие изобретения и предназначенные для распространения стабильного развития научно-технического цикла;

- Модификационные (частные), которые направлены на улучшение устаревшие техники и технологий.

Также можно выделить подразделение инноваций на процессные и продуктовые. Под процессными инновациями подразумевают новые технологии (методы организации производств). Продуктовые инновации включают в себя применение новых полуфабрикатов, новых материалов; получение новых продуктов.

1.3 Какова же роль инноваций?

С внедрением инноваций, индивид отказывается от старого, привычного. За частую, в производстве появление новых идей приводит к обесцениванию труда.

С одной стороны, инновации предшествуют появлению новых профессий, созданию новых интеллектуальных рабочих мест, повышают интеллектуализацию условий труда, способствуют повышению уровня культуры и образованности, а с другой стороны, инновации могут вызвать увеличение масштабов безработицы, а также разрушить источник экономического роста – полную занятость.

2 Инновации в банковской сфере 2.1 Для чего необходимы инноваций в банковской сфере?

Итак, а теперь конкретно рассмотрим инновации в сфере банковских услуг. Необходимость инноваций в банковской сфере связана с падением уровня доверия к банковским структурам в целом. Были периоды, когда многие финансовые неурядицы серьезно сказались на отношении частных клиентов к банкам. В последние годы такие организации работают сразу в нескольких направлениях. Они привлекают новых клиентов, придумывая для них нестандартные услуги и бонусы, удерживают старых клиентов, а так же кардинально меняют систему работы и методы обслуживания.

2.2 Самые распространенные инновации в сфере банковских услуг

Рассмотрим самые распространенные инновации в сфере банковских услуг. Во-первых, появление дистанционного обслуживания. Данное обслуживание началось с инфокиосков и других автоматизированных средств оказания услуг, но такой способ был не совсем удобен, так как не было возможности наладить контакт сотрудников банка с клиентами, что вызывало некоторое недоверие. Возможно, эта идея будет осуществлена за счет создания видеотерминалов, которые заменят в будущем обычные терминалы.

Так же сеть интернет является немало популярным способом связи между сотрудником банка и клиентом, в котором кроме персонального компьютера с доступом к всемирной паутине ничего не требуется. Такой способ связи удобен тем, что освобождает рабочее время сотрудников, за счет снижения затрат на содержание офисов.

В современных банках России, документооборот постепенно упрощается, в особенности это касается бланков и бумаг, которые предусмотрены для заполнения клиентом. Эти инновации не столь значительны, но это ускорило обслуживание клиентов.

Но достаточно важным в обслуживание стало появление различных способов проведения платежей, так называемые «близкие» или беспроводные платежи. Этими способами можно заменить пластиковые карточки, которые вполне легко потерять. С помощью технологии NFC, можно проводить операции в терминалах, магазинах, через телефон (в том случае, если телефон поддерживает данную услугу).

2.3 Система безналичных расчетов

В настоящее время очень часто используется такая банковская инновация, как безналичный расчет. Рассмотрим, что способствовало возникновению безналичного расчета.

Изначально люди использовали наличные деньги. Известно, что эти деньги не давали полного развития экономики и, скорее всего, задерживали это развитие. Наличные деньги были громоздки и неудобны в обращении, особенно если платежи совершались набольшие расстояния. Выходом из данной ситуации послужило создание векселя. Купец продавал товар в одном городе, брал вексель в оплату у покупателя и ехал в другой город, где, предоставлял данный вексель и получал наличные деньги у менялы.

Безналичное обращение направлено на снижение издержек обращения и на ускорение оборота денежных средств.

Деньги с одного счета на другой переводятся банком, который получает от предприятий расчетные документы. Данные документы, представлены в виде платежных поручений, расчетных чеков и платежных требований, а также они не обращаются во внебанковском обороте.

Платежи будут производиться только с согласия плательщика. Исключением является оплата документов по счетам и исполнительных документов. Например, за воду, газ, телефон, электроэнергию, и т. п.

Безналичные расчеты - денежные расчеты, совершающиеся путем записей по счетам плательщиков и получателей средств или взаимозачета требований, то есть данные расчеты без использования наличных средств.

Участниками безналичных расчетов являются плательщики и получатели средств, а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Банки не имеют права вмешиваться в договорные отношения плательщиков и получателей средств, кроме тех случаев , когда претензии возникли по вине банков.

Из всего этого следует, что безналичный денежный оборот - это совокупность платежей, осуществляющихся без использования наличных денежных средств. Экономическая основа организации безналичного денежного оборота заключается в потребности хозяйства именно в безналичных денежных средствах.

На рисунке 1 представлена карты безналичного расчета, а на рисунке 2 представлено, как происходит оплата по безналичному расчету.

Рис.1. Карты безналичного расчета

рис.2. Оплата по безналичному расчету

3 Исследования специалистов по популярности банковских сервисов

3.1 Исследование специалистов creditcardsonline.ru

В 2012 году Специалисты creditcardsonline.ru провели опрос, «Какой дистанционной услугой банка, Вы предпочитаете пользоваться?». По результатам опроса можно заметить, что большинству опрашиваемых пользователей, то есть 61%, удобно пользоваться услугами «интернет-банка». Этот сервис не является новым. Развитие «интернет – банкинга» наблюдается постоянно. В России расширением этого сервиса активней всего занимается Альфа-Банк. С помощью ИБ можно оплачивать сотовую связь, услуги ЖКХ, осуществлять перевод денежных средств, а также можно погашать кредиты и отслеживать свои счета.

Второе место по использованию банковских сервисов, по результатам опроса, занимает «Мобильный банк». Этому сервису отдают предпочтение около 21% опрошенных граждан. Удобство этого сервиса заключается в мобильности, в отличие от «интернет – банкинга». Мобильную связь используют чаще, чем интернет, так как интернет не всегда существует в открытом доступе. «Мобильный банк» удобен в использовании, с помощью него можно осуществлять блокировку карты в случае её потери или кражи, есть возможность, за счет специально подключенных уведомлений, следить за списанием денежных средств с карты или её пополнении. Осуществление перевода средств с карты на карту тоже возможно в «Мобильном банке».

10% респондентов используют «Службу поддержки». Этот способ не всегда удобен, во-первых, затрачивается больше времени, чем на предыдущие банковские сервисы. Во-вторых, не всегда удаётся дозвониться с первого раза. А в-третьих, ожидание разговора с оператором может достигать 5-6 минут, что вызывает немало недовольств у пользователей.

Наконец, менее используемые сервисы это – «бесплатный звонок с сайта», его используют около 6% опрошенных пользователей, а остальные 2% предпочитают другие банковские сервисы, например систему IVR или по-другому автоматическое банковское обслуживание по телефону.

На рисунке 3 представлены результаты опрошенных пользователей данных сервисов.

Рис.3. Использование дистанционных услуг банка

3.2 Исследования Агентства Markswebb Rank & Report за 2012 год

В январе 2012 года, Агентство Markswebb Rank & Report проводило исследование дистанционного банковского обслуживания. В данном исследовании приняло участие около 200 крупных российских банков.

По результатам данного исследования, можно сказать, что 80% исследованных банков предлагают своим клиентам управлять своим счетом по средствам компьютера, который подключен к сети Интернет, за счет использования мобильного устройства, а также с помощью SMS.

70% банков занимаются сервисом интернет – банкинга. 80% из них осуществляет доступ к счетам через собственный веб-сайт, 18% - через сайт

партнера, а еще 2% осуществляют доступ к счетам, используя специальную программу, устанавливаемую на компьютере.

52% из этих банков предоставляют услугу SMS-банкинг, те же самые операции, проводимые со своим счетом, выполняются с помощью SMS.

Наименьшее количество банков, а то есть 27% предоставляют услуги мобильного-банкинга – получение доступа к управлению своим счетом через специальный сайт, который адаптирован для работы через установленное мобильное приложение или, собственно, через мобильное устройство.

На рисунке 4 приведены результаты исследования дистанционного банковского обслуживания агентством Markswebb Rank & Report

Рис.4.Исследование на дистанционное банковское обслуживание за 2012 год

3.3 Исследования Агентства Markswebb Rank & Reportза 2013 год

Агентство Markswebb Rank & Report в январе 2013 года провело очередное исследование дистанционного банковского обслуживания. В исследовании приняло участие около 200 крупных российских банков.

Из проведенных исследований можно сделать вывод, что только 10% от всех, участвующих в исследовании банков, используют мобильную версию, а все остальные – имеют собственный сайты в интернете. Причем из них 82% предлагают услуги интернет-банкинга, а 47% из исследуемых банков предоставляют услуги мобильного-банкинга. За один прошедший год, число банков, предлагающих данный вид услуг, выросло почти в два раза.

На рисунке 5 представлена данная статистика

Рис.5.Возможности дистанционного банковского обслуживания физических лиц

А на рисунке 6 можно проследить, как изменилось положение дистанционного банковского обслуживания за прошедший год.

Рис.6. Изменение показателей использования интерфейсов

По рис.6., можно сказать, что самыми распространенными интерфейсами мобильного банка стали приложения для операционной системы Android и приложения для iPhone. Доли банков, которые предлагали эти приложения, за год выросли с 9% до 36% и с 6% до 38%. Очень большой вклад в распространение услуг мобильного банкинга преподнесли такие сервисы, как Faktura.ru и HandyBank. За год Java-приложения потеряли свою значимость. Появление новых интерфейсов практически прекратилось, а рост доли банков, которые предлагают управление счетами через мобильный сайт или Java-приложения, происходит только благодаря росту подключений банков к системам Faktura.ru и HandyBank.

Заключение

В заключении можно сказать, что были проведены исследования различных источников с информацией об инновациях в банковской сфере, выявлены самые популярные и распространенные банковские инновации, а также были изучены различные исследования, опросы, проведенные специалистами на тему «самых используемых банковских инноваций». По всем результатам можно сделать вывод, что развитие банковских инноваций является важным этапом. Ведь с развитием этих инноваций стало проще и надежней использовать деньги. Развитие экономики улучшилось.

Следовательно, инновации должны появляться в банковской сфере и усовершенствоваться.

Список используемой литературы

1. Значимые инновации в банковской сфере 21-го века. «Агентство по инновациям и развитию», ОКУ “АИР”, 2009-2013.

http://www.innoros.ru/publications/interesting/11/znachimye-innovatsii-v-bankovskoi-sfere-21-go-veka

2. Инновационная деятельность в банковской сфере. Электронные инновации. Шустов А. А. Инновационная деятельность в банковской сфере. Электронные инновации [Текст] / А. А. Шустов // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 269-275. http://www.moluch.ru/archive/56/7733/

3. Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство» № 6 (78) за 2006 год, cтр. 14-18. http://www.creativeconomy.ru/articles/7471/

4. Какой банковский сервис наиболее популярен в России? 21.08.2012, Милена Стриженова. Опросы. http://creditcardsonline.ru/article/84-kakoy-bankovskiy-servis-naibolee-populyaren-v-rossii/

5. Статья «Проблемы современной экономики», № 3 (27), 2008. Инновационная экономика. http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2065

Просмотров работы: 6036