Введение
Современный мир развивается бешеными темпами, люди требуют улучшений во всех сферах жизни: будь то качество еды, экологи или же медицине. Тема курсовой работы: «Продвижение наукоемкой продукции на инновационном рынке». Актуальность изучения данного направления объясняется тем, что продвижение наукоемкой продукции является одним из важнейших направлений деятельности предприятия и весьма важным показателем состояния экономики страны в целом. Однако, несмотря на то, что наше государство многие годы вкладывало крупные инвестиции в развитие научного, научно-технического и производственного потенциала страны, на сегодняшний день продвижение наукоемкой и высокотехнологичной продукции, как на российский, так и на зарубежный рынки всё ещё значительно уступает потенциальным возможностям отечественной научно-производственной сферы.
Целью исследования было выявить проблемы продвижения наукоемкой продукции отечественных предприятий на современный рынок.
Задачи данного исследования:
Рассмотреть понятие наукоемкости и выяснить, какие предприятия являются таковыми;
Выявить признаки и критерии оценки наукоёмких рынков и производств;
Причины, по которым предприятия не выходят на инновационный рынок:
Выяснить, какие организации поддерживают инновационную деятельность в России;
На примере ООО «Биоквант» рассмотреть процесс продвижения наукоемкого производства на инновационный рынок.
Наукоемкое производство - промышленное производство, в котором выпуск продукции связан с необходимостью проведения большего объёма теоретических расчётов, научных изысканий и экспериментов. Oбычно наукoёмким cчитается прoизводствo, у котoрoго на научнo-исследoвательские и опытнo-конструктoрские рабoты (НИОКР) прихoдится не мeнее 60 % всех зaтрaт, связaнных с подгoтовкoй и выпускoм прoдукции. Это самoлёто – и судoстрoение, сoздание ракетнo-кoсмических систeм, прoизвoдство радиoэлектрoнной аппaрaтуры, aппaратных и прoгрaммных срeдств вычислитeльной тeхники, ядeрных рeакторoв, уникaльных прибoров для нayчных исследoвaний и т. п. Oснoвная часть зaтрат прихoдится на разрaбoтку oптимальной кoнструкции издeлий, сoздание нoвых матeриалoв, рaзрабoтку нoвых схем, обeспечениe требyeмой надёжнocти, эколoгической чистoты и безoпасности oбслуживaния. [14]
На данный момент, в сoвременных экoномичeских исследoваниях к нayкоемкой чaстo oтнoсят прoдукцию, при прoизводстве кoтoрой дoля зaтрат на НИОКР в oбщих издeржках или в обмeне прoдаж сoставляет не менее 3,5-4%. [1]
Нayкoемкие произвoдства на сегoдняшний дeнь мoжно нaзвать «локoмотивом» эконoмики стрaны. Станoвлeние и рaзвитие нayкоемких прoизвoдств — зaкoномeрный рeзультaт естeствeнной эвoлюции нayки, технoлогии и экономики. Траты на производство новых и воспроизводство существующих научных знаний все время увеличиваются, что отражается в постоянном росте наукоемкoсти прoизводства и расходoв на нayку и обрaзование. В тоже время, малая доля отечественных компаний на рынках инновационной продукции (примерно 0,3% мирового рынка) объясняется слабой сбытовой системой многих предприятий. [2] По объективным причинам, а именно, вызванных историей развития российских предприятий, многие из них не обладают специалистами в области сбыта наукоемкой продукции.
Хотя в нашей стране существует большой спрос на наукоемкую продукцию, главной проблемой является то, что подобные товары приходят в Россию путем импорта из других стран, а многие организации занимаются продуктовыми инновациями т.е. закyпкой готового импoртного оборудования, испoльзуя НИOKР глaвным oбразом в oтношении дeйствующегo (за границей) производства.
Дoля исследования и новых разработок в затратах на технoлогичные иннoвации в отечественной прoмышленности составляет менее 10%, тогда как во многих государствах ЕС – от 40 до 75%. [3]
Процесс опережающего роста затрат на науку и образование в структуре материального производства отражается в понятии «наукоёмкоемкости» отраслей экономики. В общем случае, продукция какого-либо производства или отрасли называется F-емкой (трудоемкой, ресурсоемкой, наукоемкой, времяемкой, энергоемкой, информационно-емкой и т.д.), если доля затрат на фактор F его стоимости выше, чем средняя доля аналогичных затрат в стоимости продукции других производств или отраслей экономики.
К категории наукоемкой принято относить такую продукцию, при производстве которой доля затрат на исследования и разработки в общих издержках или в объеме продаж составляет не менее 3,5-4,5%. Это барьерное значение критерия наукоемкости продукции не является строгим и всеобщим: во-первых, оно различается в разных странах, во-вторых, методика отнесения затрат на НИОКР (то есть их структура) в разных странах также не одинакова. Существует и другой показатель - наукоотдача, под которым понимается отношение объема продаж наукоемкой продукции к расходам на НИОКР за определенный период (как правило, - год). Соответственно под критерием эффективности наукоотдачи следует понимать относительный рост продаж новой (с точки зрения очередного качественно отличного от предыдущего поколения технических изделий и услуг) высокотехнологичной продукции с высокими потребительскими качествами на рынке по сравнению с ростом всего наукоемкого рынка (включая устаревшую продукцию, разработанную ранее, но еще продаваемую на рынке).
Основными отличительными и характерными признаками становления наукоемких производств и формирования наукоемкого сектора рынка в индустриально развитых странах являются:
- передовые наука и научные школы, проводящие фундаментальные и прикладные исследования;
- эффективная и общедоступная система образования и подготовки высококвалифицированных кадров;
- эффективная система защиты прав интеллектуальной собственности и распространения нововведений;
- значимость ряда отраслей прикладных наук для укрепления обороноспособности и технологической независимости (безопасности) страны;
- умелое использование преимуществ программно-целевой методологии планирования и финансирования крупных научно-технических проектов, сочетающей целевую направленность исследований, разработок и производства на конкретный результат с перспективными направлениями работ общесистемного, фундаментального назначения;
- высокая динамичность производства, проявляющаяся в постоянном обновлении его элементов (объектов исследований, разработок и производства, технологий, схемных и конструктивных решений, информационных потоков и т.д.), в изменении количественных и качественных показателей, в совершенствовании научно-производственной структуры и системы управления;
- способность к активной и эффективной инвестиционной и инновационной деятельности, высокие удельные затраты на НИОКР в структуре
затрат производства; — ключевая роль государственной поддержки (прежде всего финансовой и налоговой)
- инновационных проектов и производств на начальном этапе их становления,
- усовершенствование системы ценообразования, заключающееся в учете всех издержек производства, включая затраты на исследования и разработки, на систему управления инновационными проектами, на систему образования и повышения квалификации работников и т.д.
Особенностью организации сложных, наукоемких производств является то, что они представляют собой единый комплекс научного поиска опытно-конструкторских работ, инженерных решений, подготовки опытного производства и, наконец, серийного производства с непосредственным доведением созданной продукции до конечного потребителя.
Часто предприятия, обладают большим потенциалом для продвижения продукции, но не используют его в полной мере. Причин этому можно выделить много. Среди основных можно выделить следующие:
1. К моменту вхождения в рынок предприятия, располагавшие к этому времени значительным научным, технологическим и промышленным потенциалом, не владели адекватными этому потенциалу рыночными технологиями продаж, и по этой причине оказались не готовыми к ведению жесткой конкурентной борьбы;
2. В настоящее время большинство промышленных предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение наукоемкой продукции предприятий на рынок;
3. Самостоятельное овладение нашими предприятиями современными рыночными технологиями в настоящее время идет медленнее, чем процесс утраты высоких технологий, что наряду с другими причинами создает реальную угрозу потери ряда приоритетных направлений и серьезного отставания на рынке от ведущих производителей;
4. Незавершенность многих технологий и продуктов, предлагаемых на рынок, которая выражается в том, что авторам требуется финансирование для доведения технологии или опытного образца до завершенного состояния, это резко снижает их ценность в глазах потенциальных партнеров, а требование инвестиций на этапе завершения технологий или разработки продукта ослабляет позицию фирмы;
5.Отсутствие правильной маркетинговой стратегии на Российском и международном рынке.
Одним из эффективных механизмов реализации инновационного процесса в условиях рыночной экономики является проведение информационно-рекламных мероприятий, отечественных и международных инновационных и специализированных выставок. Главная цель этих мероприятий – использование возможностей выставок как инструмента маркетинга научно-технических и инновационных разработок, для рекламы продукции и услуг и поиска перспективных деловых партнеров.
На данный момент инновационная деятельность поддерживается за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, в рамках которого было создано ОАО «Российская венчурная компания», задачами которого является создание ряда фондов, которые обеспечат венчурным капиталом инновационные компании.
Очевидно, что отдельный фонд не в состоянии полноценно решить задачи, заявленные в принятой в ноябре 2008 г. «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [4], которая определила основные направления перехода к инновационно-ориентированному типу экономического развития страны.
В настоящее время основные положения Концепции, касающиеся перехода России на инновационный путь развития, устанавливает новый документ — Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 года. Согласно прогнозу, предполагается, что к 2020 году доля России в мировой экономике составит 2% от мирового ВВП, доля на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг — 10%, удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции достигнет 25-35%.[5]
Создание благоприятных условий для развития инновационных процессов – забота органов государственной власти. Без сильной целенаправленной государственной политики в области инновационной деятельности добиться коренного перелома в повышении конкурентоспособности отечественных производств невозможно. Налоговая и таможенная системы, законодательное обеспечение охраны и защиты прав на интеллектуальную собственность должны создавать у всех участников инновационного процесса – ученых и разработчиков, производителей и инвесторов – высокие мотивации в быстром достижении коммерческого успеха.[8]
Таким образом, масштабность задач определяет необходимость создания конкретного государственного органа, который бы обеспечивал полноценную и всеохватную поддержку инновационной активности в стране. Таким органом мог бы стать Госсударственный инновационный фонд, который на возвратной основе финансировал бы завершающие стадии разработки и промышленного освоения новых технологий и продуктов. [7]
Одним из стратегических направлений структурного оздоровления российской экономики является развитие предпринимательства в научно-технической и производственной сферах. Важнейшим звеном предпринимательского сектора являются малые предприятия. Обладая гибкостью и мобильностью, они быстро реагируют на потребности рынка, обновляя или создавая в короткие сроки конкурентоспособную продукцию. Таким образом, они становятся необходимым элементом технологии продвижения результатов научных исследований и разработок в производство. Существенно более высокие экономические показатели достигаются в Инновационно-промышленных комплексах (ИПК), где успешно действующие малые предприятия организационно и финансово интегрируются с крупным производством с целью полномасштабного освоения новой продукции.
Широкомасштабное развитие инновационных процессов нереализуемо без привлечения значительных внебюджетных финансовых средств в инновационные проекты. Известные особенности российского финансового рынка потребовали разработки специального механизма привлечения частного капитала в область высоких технологий. Основной смысл этого механизма заключается в отборе разработок, имеющих высокий коммерческий потенциал, и долевом способе финансирования инновационного проекта.
В качестве примера наукоемкого производства хотелось бы рассмотреть опыт компании ООО «Биоквант» в разработке и продвижение на международный рынок приборов по пульсовой диагностике организма «КардиоБОС».
Вывод на рынок домашнего кардиотренажера «КардиоБОС», позволяющего контролировать работу своего сердца, снижать напряжение и исключить угрозу развития сердечно-сосудистых заболеваний, а также предоставляющего возможность дистантной работы лечащего врача и пациента в формате телемедицины. Создание домашней версии включает разработку носимого датчика ЧСС (пояс) и ПО для смартфонов и планшетов, что исключит использование ПК в работе с прибором и облетит использование для потребителя. Инвестиции привлекаются для завершения НИОКР по созданию домашней версии прибора, проведения всех сертификационных испытаний и вывода продукта на международный рынок.
В настоящее время компания ООО «Биоквант» производит АПК «ВедаПульс», устройство для функциональной диагностики человека и АПК «КардиоБОС-профи» – монитор для измерения напряжения в сердце в медицинских учреждениях. На данный момент КардиоБОС представляет приставку к ПК и программное обеспечение для ПК. создана в 2006 году. Компания разработала и выпустила на рынок оборудование для функциональной диагностики и кардиореабилитации.
Существующая дилерская сеть, реализующая производимую в данный момент продукцию. В настоящее время продукция ООО «Биоквант» представлена в 7 городах России и 10 странах мира. В перспективе – крупные сети, реализующие бытовую электронику и персональные средства связи.
На данный момент цена на комплект АПК «ВедаПульс» колеблица от 42 до 96 тысяч рублей;
АКП «КардиоБОС» стоит 12 тысяч рублей.
Доминирующей причиной смертности в развитых странах являются сердечно-сосудистые патологии (более 60 %). На сегодняшний день пациенты, страдающие заболеваниями сердца, вынуждены периодически посещать кардиолога, арендовать холтер для суточного мониторирования и на любых стадиях развития заболевания применять медикаментозные методы первичной и вторичной профилактики.
На рынке существуют ряд кардиомониторов, которые позволяют выявить проблемы сердечно-сосудистой системы на ранних стадиях заболевания (таблица 1), но они обладают рядом недостатков:
A) способны оценить проблему, когда она уже существует, не имеют функции профилактики болезней;
Б) предоставляют сведения о состоянии сердца, но пациент вынужден идти на прием к кардиологу для получения расшифровки исследования;
B) профессиональные мониторы имеют очень высокую цену, приемлемую только для медицинских центров, поэтому пациенты вынуждены брать это оборудование в аренду на короткий срок.
Таблица 1.Конкурентная среда.
Продукт |
Страна-производитель |
Интернет-сайт |
Equivital TnR |
Великобритания |
www.equivital.co.uk |
Jaltek Group |
Великобритания |
www.equivital.co.uk |
Scanadu SCOUT |
США |
www.scanadu.com |
Scanadu |
США |
www.scanadu.com |
iHealth Blood Pressure Dock |
США |
www.ihealthlabs.com |
Существующие на данный момент на рынке аналоги обладают ограниченным функционалом.
На период 2013 года в компанию были привлечены $ 150 тыс. от частного инвестора. В таблицах 2, 3 представлены показатели распределения инвестиций.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Таблица 2. Распределение инвестиций.
Цели
Доля
НИОКР (разработка носимого датчика ЧСС (пояс) и ПО для смартфонов и планшетов)
20%
Приобретение основных средств (специализированного оборудования
для настройки приборов на частоты мобильных устройств)
15%
Маркетинг (поиск зарубежных партнеров и продвижение продукции на зарубежных рынках)
30%
Оборотные средства
25%
Другое (сертификация в Европейских странах, Азии, Австралии и Океании, внедрение ISO 13485)
10%
Таблица 3. Финансовые показатели (тыс. долл.)Финансовые показатели (тыс. долл.)
Год
2010
2011
2012
2013
2014
Реализация
10
20
20
150
500
Валовая прибыль
5
12
12
100
150
Инвестиции
150
300
Период окупаемости - время, необходимое для того, чтобы денежные средства, вложенные в проект, полностью вернулись- 24 месяца.[10]
NPV- (чистая приведенная стоимость)- Текущая стоимость инвестиционного проекта, определенная путем учета всех текущих и будущих поступлений и расходов при соответствующей ставке процента- -$ 1,7 млн. [12]
IRR- Внутренняя норма доходности определяет максимально приемлемую ставку дисконта, при которой можно инвестировать средства без каких-либо потерь для собственника-75,65%. [11]
ROI- (окупаемость инвестиций) финансовый коэффициент, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности бизнеса, учитывая сумму сделанных в этот бизнес инвестиций.– 33%.[13]
Для завоевания отечественного и мирового рынка компания проводит семинары в разных городах, привлекая, таким образом, потенциальных дилеров и клиентов.
Таблица 4. Международные выставки в экспоцентрах.
Дата |
Название |
Описание |
Место проведения |
20.05-22.05.2014 |
Медсиб |
Новосибирск-экспоцентр |
|
17.04-20.04.2014 |
China International Medicinal Equipment Fair (CMEF) |
Китайская выставка медицинского оборудования |
г. Шэньчжэнь, Китай |
17.04-20.04.2014 |
International Component Manufacturing & Design Show (ICMD) |
Международная выставка технологий в области производства медицинского оборудования |
г. Шэньчжэнь, Китай |
25.04-27.04.2014 |
Fruhling Vital - 2014 |
Выставка товаров и услуг для здоровья и красоты |
г. Винер-Нойштадт, Австрия |
26.04-27.04.2014 |
Zdrowie, Uroda i Niezwyklosci - 2014 |
Выставка товаров для красоты, здоровья и правильного питания |
г. Люблин, Польша) |
02.05-04.05.2014 |
Gesundheitsmesse Schaffhausen SH - 2014 |
Выставка товаров и услуг для здоровья |
г. Шаффхаузен, Швейцария |
06.05-08.05.2014 |
Africa Health - 2014 |
Выставка здравоохранения |
г. Йоханнесбург, ЮАР |
06.05-08.05.2014 |
Seniormassan - 2014 |
Выставка товаров и услуг для пожилых людей |
г. Мальмё, Швеция |
07.05-09.05.2014 |
Integra - 2014 |
Отраслевая ярмарка товаров и услуг по уходу, терапии и обслуживанию пожилых и больных людей |
г. Вельс, Австрия |
09.05-11.05.2014 |
Gesundheitsmesse M"unchenstein BL - 2014 |
Выставка товаров и услуг для здоровья |
г. Мюнхенштайн, Швейцария |
09.05-11.05.2014 |
Yoga Games - 2014 |
Конференция и выставка-продажа товаров и оборудования для занятия йогой |
г. Гётеборг, Швеция |
10.05-11.05.2014 |
meinLeben! - 2014 |
Ярмарка товаров и услуг для здорового образа жизни |
г. Хайденхайм-на-Бренце, Германия |
26.05-28.05.2014 |
China Aid - 2014 |
Китайская международная выставка по уходу за пожилыми людьми, реабилитации и здравоохранения |
г. Шанхай, Китай |
18.06-21.06.2014 |
Cardiostim - 2014 |
Всемирный конгресс по сердечной электрофизиологии и технологиям |
г. Ницца, Франция |
20.06-22.06.2014 |
Gesundheitsmesse M"unsingen BE - 2014 |
Выставка товаров и услуг для здоровья |
г. Мюнзинген, Швейцария |
27.06-29.06.2014 |
IRMA (Internationale Reha- und Mobilitatsmesse fur Alle) - 2014 |
Международная выставка реабилитации и поддержания трудоспособности |
г. Бремен, Германия |
27.06-29.06.2014 |
Sebs - 2014 |
Выставка фитнеса, спорта и здорового образа жизни |
г. Неаполь, Италия |
14.08-16.08.2014 |
International Conference & Exhibition of the Modernization of Chinese Medicine & Health Products (ICMCM) - 2014 |
Международная выставка-конференция новинок китайской медицины и здорового питания |
г. Гонконг, Китай |
Также, для успешного продвижения наукоемкой продукции на экономический рынок, необходимы первоклассные менеджеры по продажам. Качество специалистов отражают Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI) — показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей. Использование ключевых показателей эффективности даёт организации возможность оценить своё состояние и помочь в оценке реализации стратегии. То есть, это некие показатели, которые можно измерить, а по получившимся показателям оценить качество работы специалиста. В ходе работы на данном предприятии были сформулированы следующие KPI менеджера по продажам:
Объем валовой маржи (общий доход от объема продаж компании, за вычетом стоимости проданных товаров, деленное на общую выручку, выраженный в процентах);
Выручка от реализации товара;
Приток новых клиентов;
Удовлетворенность клиентов качеством обслуживания (На электронную почту высылать небольшие анкеты из нескольких вопросов, которые бы смогли отразить качество специалистов компании);
Стоимость контакта (Объем затрат, понесенных на приобретение и фиксирование контактов с потенциальными Клиентами в информационной базе деленный на количество контактов с потенциальными клиентами);
Отсутствие клиентской задолжности (платежи в рассрочку);
Количество принятых звонков;
Ведение отчетности по продажам;
Повторные продажи.
Таким образом, можно сделать вывод, что успех в продвижении наукоемкой продукции на инновационном рынке зависит от многих факторов, в том числе, от профессионализма специалистов по прямым продажам и маркетинговых решений.
ЗаключениеСобранный материал на тему «Продвижение наукоемкой продукции на инновационном рынке» подтвердил актуальность темы. Работа доказывает и показывает существование определенных проблем при выходе наукоемкой продукции на рынок. В конечном счете цель курсовой работы достигнута.
Содержание работы состоит из двух разносторонних по своему характеру частей: в первой из них, представляющей из себя теоритические данные по рассматриваемой теме, во второй – рассматривается конкретное наукоемкое предприятие и его способы выхода на мировой рынок.
Курсовая работа помогла разобраться в следующих вопросах:
-Что представляют собой наукоемкие предприятия?
- Каковы основные критерии наукоемкой продукции?
- Какие организации в России поддерживают инновационный бизнесс?
- Какие основные преграды встают перед наукоемким предприятием во время продвижения на инновационный рынок?
В ходе работы выяснилось, что необходимо создавать и поддерживать развитую инновационную инфраструктуру – инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, информационные системы, фонды поддержки инноваций, в том числе венчурные, развитая система подготовки и повышения квалификации специалистов в области менеджмента – все это позволит расширить масштабы инновационных процессов, вовлекая в них все новых и новых участников. Мировая практика имеет богатый опыт активизации инновационных процессов применительно к разным экономическим и политическим условиям, воспользовавшись которым мы можем значительно сократить время выхода экономики нашей страны на инновационный режим развития.
Список использованных источниковЕмельянов Е. Теоретико-методические подходы к определению и оценке наукоемкой продукции;
Шепелев Г. В. Проблемы выхода на рынки наукоемкой продукции
// http://www.smb.ru/analitics.html?id=d_shepelev_VIk_mp
Комарицкий А.И. Поддержка государства может и должна быть эффективной // Электросвязь/ №4, 2010;
«Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 N 1121-р.
Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года) // http://www.protown.ru/information/doc/4295.html[/box //
pandia.ru-энциклопедия знаний// http://www.pandia.ru/797830/
Передовые технологии России- комплексный информационный проект//http://www.ptechnology.ru/Innovac/Innovac2.html
http://www.budgetrf.ru/Publications/Analysis/raznoe/Research_papers/skreb_kaz.htm
Википедия-свободная энциклопедия // http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EA%F3%EF%E0%E5%EC%EE%F1%F2%FC_%E8%ED%E2%E5%F1%F2%E8%F6%E8%E9
Википедия-свободная энциклопедия// http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%ED%F3%F2%F0%E5%ED%ED%FF%FF_%ED%EE%F0%EC%E0_%E4%EE%F5%EE%E4%ED%EE%F1%F2%E8
Википедия-свободная энциклопедия// http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E8%F1%F2%E0%FF_%EF%F0%E8%E2%E5%E4%B8%ED%ED%E0%FF_%F1%F2%EE%E8%EC%EE%F1%F2%FC
Википедия-свободная энциклопедия// http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EA%F3%EF%E0%E5%EC%EE%F1%F2%FC_%E8%ED%E2%E5%F1%F2%E8%F6%E8%E9
Национальная энциклопедическая служба// http://www.vocable.ru/dictionary/994/word/naukoemkost
1