Хоровое пение - основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а человеческий голос - самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру.[2]
Пение является одним из наиболее доступных и самых любимых детьми исполнительских видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой музыкальный жанр. Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности на уроках музыки. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира, становлению мировоззрения, формированию будущей личности.[2] Хоровое пение объединяет детей. Создает условия для их эмоционального музыкального общения, воздействует на детей, и тем самым дает им возможность выразить свои чувства. Пение полезно, если пение правильно в вокальном отношении, а это возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей. Певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата. [1]
Обучение детей пению связано с задачей осторожного развития детского голоса и сохранения естественного звучания. Поэтому педагогу необходимо знать основы физиологии и охраны детского голоса, владеть методами и приемами певческого развития школьников, знать особенности детского голоса. .[4]
Анализ материала по развитию детского голоса позволил систематизировать материал и указать типичные недостатки в функционировании голосового аппарата детей младшего школьного возраста в процессе пения. (таблица 1)
Таблица 1 Зависимость качества произношения от функционирования голосового аппарата
Части голосового аппарата |
Функциональные недостатки в процессе пения |
Качественные признаки звучания голоса |
Артикуляционный аппарат |
Зажатость нижней челюсти, малая степень раскрытия рта Вялые губы, положение гласной не удерживается Излишнее округление губ Жесткий язык Вялый язык Большой, непослушный язык Напряженное, невыразительное лицо |
Неопределенное звучание фонем. Плохое интонирование звука Звук вялый, тусклый, безжизненный. Плохая ясность гласных Звук глухой и «темный» Дефекты в произношении Отсутствие дикционной ясности Искажение в словах Звук тусклый, слова эмоционально не окрашены |
Гортань |
Пересмыкание голосовых складок в результате форсирования звука Зажимы гортанных мышц |
Крикливое, напряженное звучание. Отсутствие плавности звуковедения Звук зажатый, плохая дикция |
Дыхательный аппарат |
Поверхностное дыхание Вялый вдох |
Выдох короткий, звук слабый Вялый звук |
Анализ представленных данных показал, что голосовой аппарат детей младшего школьного возраста сформирован и развит слабо. Имеется много функциональных недостатков в процессе пения, влияющих на качество произношения. Педагог-музыкант, использующий в работе с детьми артикуляционно-речевые упражнения, может успешно влиять на устранение недостатков процессе пения.
Артикуляционно-речевые упражнения являются своеобразной гимнастикой голосового аппарата ребёнка, обогащают тембр голоса, способствуют становлению и развитию разговорного голоса детей, что положительно влияет на личность в целом. Георгий Струве, излагая свой опыт работы с детским хором писал: «Артикуляционный аппарат детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь все важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположения языка во рту – всё это влияет на качество исполнения»
Проблема эффективной организации процесса развития и ормирования дикции в ходе учебно-певческой деятельности нашла своё отражение в исследованиях отечественных ученых, в которых имеются сведения: о работе над дикцией с хоровым коллективом (К.П. Виноградов), о фонопедическом методе развития голоса (В.В. Емельянов), об особенностях использования речевых упражнений в работе с детьми (В.А. Жилин), о методике использования речевых, артикуляционных игр в начальной школе по системе обучения К. Орфа (Т.Э. Тютюнникова) и др.
При обучении пению используются артикуляционные и речевые упражнения, которые можно не только проговорить, но и пропеть. Работа на уроке начинается с артикуляционной гимнастики. Для тренировки дикции используются упражнения-игры, которые можно чередовать с пением скороговорок. Артикуляционно-речевые упражнения лучше всего проводить со всем классом. В условиях коллективной работы все заряжаются положительными эмоциями.
Существуют определённые дидактические правила по использованию артикуляционно-речевых упражнений:
Постановка учебной задачи;
Показ способов выполнения действия со словесным пояснением;
Неоднократное повторение упражнения для усвоения певческих умений и дикционных навыков с транспонированием по полутонам вверх и вниз;
Контроль над качеством выполнения упражнений;
Развитие элементов слухового самоконтроля;
Стимулирование развития эмоциональной отзывчивости.
Задачей педагога, формирующего музыкально-певческую культуру школьника, является развитие певческой артикуляции, дикции, интереса к исполнительской деятельности, координации слуха и голоса, поэтому учитель музыки в общеобразовательной школе должен владеть большим количеством артикуляционно-речевых упражнений и методикой их проведения.
Литература.
Емельянов В.В. Развитие голоса и тренинг / В.В.Емельянов – СПб.: Лань, 2004
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: учебное пособие для студентов / Г.П. Стулова – М.: ВЛАДОС, 2002
Шувалова Е.Е., Струнина Е.М. Вокально-хоровая работа в начальной школе / Е.Е. Шувалова, Е.М. Струнина – Архангельск: ПГУ, 2001