ОРГАНИЗАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННО-РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРГАНИЗАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННО-РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Лепешкина Е.В. 1
1МОУ СОШ № 6 г. Новодвинск, Архангельская область
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Данная работа посвящена изучению вопросов развития вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной школы на уроках музыки. Одна из важных задач, которые решает урок музыки в общеобразовательной школе, — научить детей петь.

Хоровое пение - основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а человеческий голос - самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру.[2]

Пение является одним из наиболее доступных и самых любимых детьми исполнительских видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой музыкальный жанр. Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности на уроках музыки. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира, становлению мировоззрения, формированию будущей личности.[2] Хоровое пение объединяет детей. Создает условия для их эмоционального музыкального общения, воздействует на детей, и тем самым дает им возможность выразить свои чувства. Пение полезно, если пение правильно в вокальном отношении, а это возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей. Певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата. [1]

Обучение детей пению связано с задачей осторожного развития детского голоса и сохранения естественного звучания. Поэтому педагогу необходимо знать основы физиологии и охраны детского голоса, владеть методами и приемами певческого развития школьников, знать особенности детского голоса. .[4]

Анализ материала по развитию детского голоса позволил систематизировать материал и указать типичные недостатки в функционировании голосового аппарата детей младшего школьного возраста в процессе пения. (таблица 1)

Таблица 1  Зависимость качества произношения от функционирования голосового аппарата

Части голосового аппарата

Функциональные недостатки в процессе пения

Качественные признаки звучания голоса

Артикуляционный аппарат

Зажатость нижней челюсти, малая степень раскрытия рта

Вялые губы, положение гласной не удерживается

Излишнее округление губ

Жесткий язык

Вялый язык

Большой, непослушный язык

Напряженное, невыразительное лицо

Неопределенное звучание фонем. Плохое интонирование звука

Звук вялый, тусклый, безжизненный. Плохая ясность гласных

Звук глухой и «темный»

Дефекты в произношении

Отсутствие дикционной ясности

Искажение в словах

Звук тусклый, слова эмоционально не окрашены

Гортань

Пересмыкание голосовых складок в результате форсирования звука

Зажимы гортанных мышц

Крикливое, напряженное звучание. Отсутствие плавности звуковедения

Звук зажатый, плохая дикция

Дыхательный аппарат

Поверхностное дыхание

Вялый вдох

Выдох короткий, звук слабый

Вялый звук

Анализ представленных данных показал, что голосовой аппарат детей младшего школьного возраста сформирован и развит слабо. Имеется много функциональных недостатков в процессе пения, влияющих на качество произношения. Педагог-музыкант, использующий в работе с детьми артикуляционно-речевые упражнения, может успешно влиять на устранение недостатков процессе пения.

Артикуляционно-речевые упражнения являются своеобразной гимнастикой голосового аппарата ребёнка, обогащают тембр голоса, способствуют становлению и развитию разговорного голоса детей, что положительно влияет на личность в целом. Георгий Струве, излагая свой опыт работы с детским хором писал: «Артикуляционный аппарат детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь все важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположения языка во рту – всё это влияет на качество исполнения»

Проблема эффективной организации процесса развития и ормирования дикции в ходе учебно-певческой деятельности нашла своё отражение в исследованиях отечественных ученых, в которых имеются сведения: о работе над дикцией с хоровым коллективом (К.П. Виноградов), о фонопедическом методе развития голоса (В.В. Емельянов), об особенностях использования речевых упражнений в работе с детьми (В.А. Жилин), о методике использования речевых, артикуляционных игр в начальной школе по системе обучения К. Орфа (Т.Э. Тютюнникова) и др.

При обучении пению используются артикуляционные и речевые упражнения, которые можно не только проговорить, но и пропеть. Работа на уроке начинается с артикуляционной гимнастики. Для тренировки дикции используются упражнения-игры, которые можно чередовать с пением скороговорок. Артикуляционно-речевые упражнения лучше всего проводить со всем классом. В условиях коллективной работы все заряжаются положительными эмоциями.

Существуют определённые дидактические правила по использованию артикуляционно-речевых упражнений:

  • Постановка учебной задачи;

  • Показ способов выполнения действия со словесным пояснением;

  • Неоднократное повторение упражнения для усвоения певческих умений и дикционных навыков с транспонированием по полутонам вверх и вниз;

  • Контроль над качеством выполнения упражнений;

  • Развитие элементов слухового самоконтроля;

  • Стимулирование развития эмоциональной отзывчивости.

Задачей педагога, формирующего музыкально-певческую культуру школьника, является развитие певческой артикуляции, дикции, интереса к исполнительской деятельности, координации слуха и голоса, поэтому учитель музыки в общеобразовательной школе должен владеть большим количеством артикуляционно-речевых упражнений и методикой их проведения.

Литература.

  1. Емельянов В.В. Развитие голоса и тренинг / В.В.Емельянов – СПб.: Лань, 2004

  2. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: учебное пособие для студентов / Г.П. Стулова – М.: ВЛАДОС, 2002

  3. Шувалова Е.Е., Струнина Е.М. Вокально-хоровая работа в начальной школе / Е.Е. Шувалова, Е.М. Струнина – Архангельск: ПГУ, 2001

Просмотров работы: 1133