РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ.

Прунцева Д.А. 1, Пирогова К.С. 2
1Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» в г.Юрга.
2ЮФКемГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Диагноз ДЦП у детей – это обширное поражение двигательных зон головного мозга и проводящих путей. С этим могут быть связаны нарушения общей и мелкой моторики. Дети с диагнозом ДЦП ограничены в движении, они с трудом учатся ходить, сидеть, стоять, совершать манипулятивные действия. Темой данной статьи будет «Развитие мелкой моторики рук ребенка с ДЦП»

Особенностью этого заболевания является то, что деткам не только трудно учиться общей и мелкой моторике, выполнению тех или иных движений, а и трудно ощущать эти движения, по этому у ребенка затрудняется формирование нужных представлений о движении.

Деткам с общим нарушениями речи следует проводить работу по развитию мелкой моторики рук регулярно, выделяя на это 3-5 минут на каждом уроке. Упражнения и игры, направленные на развитие мелких движений пальцами – вот что нужно ребенку с ДЦП для повышения внимания и работоспособности.

Если ребенку сложно выполнять движения пальцами, то с таким малышом следует заниматься индивидуально, когда сначала упражнение выполняется пассивно с помощью учителя. Благодаря тренировкам, движения становятся увереннее и выполняются детками активнее. Для легкости запоминания упражнения можно придумать каждому из них своей название, понятное детям.

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития». И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, его частью. Именно близость моторной и речевых зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Данные электрофизиологических исследований прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми, особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи.

Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. Среди больных имеются дети с различной степенью тяжести нарушений, вплоть до тяжелой, ведущей к пожизненной инвалидности. Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с церебральным параличом, такие как К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Н.В. Симонова, Э.С. Калижнюк, И.И. Мамайчук, И.Ю. Левченко, Г.В. Кузнецова, среди других трудностей становления познавательной деятельности, указывают на трудности формирования изобразительной деятельности и графических навыков у детей с таким диагнозом. В работах М.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова и др. отмечается, что успешное освоение изобразительной деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Поэтому огромное коррекционное значение в жизни детей с нарушениями функций опорно–двигательного аппарата имеют занятия изобразительной деятельностью и художественным трудом, в частности, лепкой и аппликацией. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда графических и живописных умений и навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.

Несмотря на очень тяжелые двигательные расстройства и нарушения пространственного восприятия, дети с детским церебральным параличом охотно занимаются изобразительной деятельностью и художественным трудом, поскольку эта область открывает перед детьми с ограниченными возможностями очень много интересного, красивого, занимательного. Эта деятельность наиболее доступна для них. Разные виды изобразительности показывают многообразие средств для реализации задуманного. Ребенок получает возможность выразить в рисунке, поделке, аппликации свой внутренний мир, мысли, настроение, мечты. В процессе занятий формируются личностные качества ребенка - усидчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие, желание как можно лучше исполнить свою работу, а параллельно с этим происходит совершенствование движений кисти и пальцев. Однако данных по изучению особенностей формирования и коррекции изобразительной деятельности у детей с церебральным параличом в литературе необоснованно мало. Это препятствует организации коррекционной работы в пропедевтическом периоде и затрудняет последующее обучение детей. Все вышеперечисленное обусловило проблему исследования: каковы возможности занятий изобразительным искусством для развития мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом.

Тема исследования: развитие мелкой моторики руку учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством.

Целью нашего исследования является апробирование разработанной системы занятий, включающих специальные упражнения для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук с детьми экспериментальной группы.

В ходе эксперимента использовались следующие виды деятельности:1. Урочная (занятия изобразительным искусством и художественным трудом)2. Внеурочная (работа кружка) 3.Самостоятельная деятельность детей (досуг)Работа проводилась в группе, в подгруппах (3-4 человек) и индивидуально. Каждое занятие, входящее в предложенную систему, решало несколько задач, а именно:- формирование и коррекция графических навыков;- развитие мелкой моторики рук;- развитие зрительно-двигательной координации;- тактильных и сенсорных ощущений;- пространственных представлений. Кроме того, развивался кругозор детей, совершенствовались коммуникативные навыки. Тематическое планирование основного этапа представлено в Приложении 3.Занятия проводились в течение 3 месяцев. Занятия осуществлялись групповым методом. Продолжительность одного занятия 30 минут. В ходе занятия обязательно проводились физические упражнения для нормализации мышечного тонуса, направленные на снятие чувства усталости, активизацию внимания. В некоторых случаях работа проводилась индивидуально. Во время занятия обязательно соблюдались ортопедические условия: правильная посадка, фиксации листа; у детей с гиперкинезом на запястье одевался браслет для утяжеления и частичной фиксации руки; карандаши подбирались большого диаметра.Специфика проводимых занятий заключается в следующем: каждое занятие начинается с нормализации тонуса и разминки для рук (пальчиковая гимнастика), делается небольшой массаж для рук, самостоятельно или воспитателем. Это делается в игровой форме, совместно с воспитателем, который читает стихотворный текст и показывает движения. Для этой цели был подобран комплекс доступных упражнений, разнообразных по содержанию и характеру движений, который записан для удобства на карточках и всегда под рукой. Нужное выбирается созвучно сезону, погоде и теме занятия. Затем обычно сообщается тема и цели занятия, либо проводится вступительная беседа, в конце которой задается вопрос: «Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?». После этого идет объяснение материала. Обычно работа четко разбивается на этапы, каждый из которых объясняется, показывается, называются приемы работы. Во время лепки дети повторяют движения в воздухе вслед за воспитателем. Когда работа достаточно сложная, в работе используется алгоритм в картинках, однако никогда нельзя замещать им объяснение, можно лишь дополнить процесс демонстрации, так как у детей преимущественно конкретное мышление и многие не в состоянии соотнести свои действия с рисунком алгоритма. В процессе объяснения необходимо опираться на пройденный материал, чтобы закрепить уже полученные умения и освежить в памяти знания. Например, дети научились лепить шар (яблоко), на последующих занятиях, получая огурец или морковку, нужно исходить из этой же формы. Далее лепим птичку, также начиная с шарообразной формы. Делается это потому, что наибольшую трудность дети испытывают в круговых движениях, которые требуют определенного уровня сформированности движений кисти, обратно поступательные движения даются им легче. Не обязательно включать физкультминутки в творческие занятия, так как память у детей кратковременная и они могут забыть объяснение задания, однако если работа затянулась и дети утомились, можно провести короткую физминутку, затем повторяя коротко задание. На теоретическую часть приходится не более 30% занятия, остальное время отдается на самостоятельную работу и подведение итогов. Нельзя ни в коем случае осмеивать или ругать неудачные работы. Всегда нужно отмечать положительный сдвиг, похвалить ребенка.

Гистограмма 3. Результат развития мелкой моторики в экспериментальной группе на основе повышения уровня сформированности изобразительных умений и навыков

Гистограмма 4. Результат развития мелкой моторики в контрольной группе на основе повышения уровня сформированности изобразительных умений и навыков

Вывод: Из этого следует вывод, что методика имеет положительный эффект Результаты контрольного эксперимента показали эффективность предложенной системы занятий. Подтвердилась гипотеза о том, что занятия изобразительным искусством и художественным трудом способствуют развитию мелкой моторики у детей с ДЦП.

Список литературы : 1. Бабенкова, Р.Д. Обучение технике письма учащихся с церебральными параличами [Текст] : Методические рекомендации / Р.Д. Бабенкова. - М. : Просвещение, 2001. – 231 с.

2. Бадалян, Л.О. Детская неврология [Текст] / Л.О. Бадалян.- М. : Просвещение, 1993. – 230 с.3. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи [Текст] / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимошина. – М. : Просвещение, 2004. – 196 с.4. Безруких, М.В. Леворукий ребенок в школе и дома [Текст] / М.В. Безруких. -Екатеринбург: 1990. – 169 с.5. Безруких, М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / М.М. Безруких. – М. : Просвещение, 2001. – 196 с. : ил.6. Бернштейн, И.А. О построении движения [Текст] / И.А. Бернштейн. - М. : Просвещение, 2005. – 213 с. : ил.7. Ботта, Н. и П. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения [Текст] / Н. и П. Ботта; пер. с французского; под ред. проф. М.Н.Гончаровой. - М. : Просвещение, 2003. – 246 с.

8. Бронников, В. А. Детский церебральный паралич [Текст] : справочное издание / В.А. Бронников, А. В. Одинцова, Н.А. Абрамова, А. А. Наумов, О. К. Малышева; под ред А. Зебзеевой. - Пермь: Здравствуй, 2000.- 256 с. : ил.

9. Венгер, Л.А. Домашняя школа [Текст] / Л.А.Венгер, а.Л. Венгер. -М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

Просмотров работы: 1425