Индивидуальный подход в воспитании детей
Высшим звеном нашего общества является человек. Внимание к воспитанию ребенка, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества.
Существование индивидуальных различий между людьми - неотъемлемая часть нашего общества. Необходимость индивидуального подхода вызвана такими условиями, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни, - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, - является появлением и утверждением общественной жизни» [2].
Индивидуальный подход не является разовым мероприятием. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и поэтому он является общепринятым принципом воспитания.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление и выявления у ребенка положительных качеств и устранения существующих недостатков. При своевременном выявлении у ребенка данных качеств можно избежать нежелательного процесса перевоспитания. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.
В педагогики принцип индивидуального подхода является одной из важных задач воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Особенность индивидуального подхода заключается в том, что основные задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с детьми, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения.
Индивидуальный подход - один их главных принципов педагогики [4]. Сам по себе индивидуальный подход носит творческий характер, но существуют основные критерии при осуществлении дифференцированного подхода к детям:
1. Знание и понимание детей.
2. Любовь к детям.
3. Способность педагога анализировать и размышлять.
Цель исследования - теоретически изучить индивидуальный подход в воспитании ребенка и практически подтвердить его влияние на воспитание и развитие детей.
Задачи:
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Теоретическое изучение индивидуального подхода в воспитании ребенка и практическое подтверждение его влияния на воспитание и развитие детей.
3. Изучить роль педагога в осуществлении индивидуального подхода.
4. Выявить индивидуально-психологические особенности ребенка.
Практическая часть
Нами было проведено исследование на базе детского сада № 40 «Солнышко» г. Юрга, во второй младшей группе.
В состав экспериментальной группы входило: 16 человек,
7 мальчиков и 9 девочек.
Для исследования нами была взята диагностическая методика Афонькиной Ю.А., Урунтаевой Г.А.
Исследование проводилось с подгруппой детей.
1. Алина Г. 4г.
2. Иван К. 3,5
3. Екатерина П. 4г.
4. Аким С. 3г.
В ходе исследования нами было выявлено, что у детей хорошо развиты зрительное, слуховое, осязательное восприятие, имеется большой запас слов, развито мышление, движения скоординированы на занятиях и в повседневной жизни дети активны, не скованны, чувствуют себя уверенно. Дети очень любознательны: задают много вопросов. В целом группа дисциплинированна, внимательна и доброжелательна по отношению друг к другу и к окружающим. В целом дети развиты как в психическом, так и физическом плане хорошо.
В результате исследования удалось выяснить, что у Алины Г. преобладают черты сангвиника т.к. для нее характерно: быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи, общительность, эмоциональность и т.д.
Екатерина П. и Иван К. - флегматики. Они отличались низкой эмоциональностью, невыразительной и бедной мимикой. Для них характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо. Любую деятельность малыши выполняют медленно. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.
У Акима С. преобладают меланхолические черты для которого характерны высокая чувствительность, глубина и устойчивость эмоции. Движение и мимика вялые. У ребенка очень быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Речь малыша очень тихая, невыразительная.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что индивидуальное своеобразие ребенка проявляется достаточно рано. Уже младенцы отличаются по уровню активности, преобладанию положительных и отрицательных эмоций. Индивидуальность составляет, прежде всего, темперамент, который выражается в психической активности и эмоциональности. Поэтому, важность индивидуального подхода в воспитании и обучении очень важна. Игнорирование у ребенка существующих свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт.
Список используемой литературы:
1. Болотина Л.Р.,Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». М.: Издательский центр «Академия», 1997г. - 240с.
2. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1985 г. - 112с.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика : Учеб.пособие для студентов средних пед. учеб. заведений ». М: Издательский центр «Академия», 1998г. - 432с.
4. Психологический словарь/ под ред. В.В.Давыдова и др. - М.,1983Г.