ФЛЕШМОБ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФЛЕШМОБ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. В современном мире на наше здоровье влияет множество негативных факторов, таких как плохая экология, нездоровое питание, малоподвижный образ жизни. Между тем здоровье это очень важный фактор влияющий на уровень жизни человека и конечно же на его способность плодотворно работать, соответственно более здоровый человек на рынке труда будет наиболее конкурентоспособен.

Вопросы здоровья и здоровьесбережения в образовательном пространстве имеют непосредственное отношение к оценке эффективности образования студентов вуза. Анализ философской педагогической, психологической, валеологической литературы показывает, что, несмотря на достаточно обширное исследование вопросов педагогической деятельности, направленной на формирование здоровья подрастающего поколения, эта проблема остается крайне сложной, многоаспектной, до конца неизученной и нерешенной.

Актуально сегодня создание комплексной системы по формированию культуры здоровья и валеологического мышления будущих специалистов. Необходимостью гармонического развития личности студента, с одной стороны, и отсутствие эффективных средств и методов формирования культуры здоровья в процессе получения высшего профессионального образования заставляют изыскивать новые методы вызвать интерес к занятию студентов поддержанием здорового образа жизни и собственного физического развития. В наше время появилось такое интересное явление как флешмоб. Новое веяние о котором часто упоминают в интернете, иногда по телевизору, выглядит это явление очень красочно, очень интересно было бы использовать его в здоровье сберегающей деятельности, ведь сегодня им многие интересуются.

Цель работы: Выяснить насколько возможно применение такого модного веяния как флешмоб в целях повышения общего уровня здоровья студенчества, привлечения студентов к занятиям спортом.

Задачи работы

В данной работе я буду рассматривать само явление флешмоба и попытаюсь решить следующие задачи:

  1. Выяснить насколько глубоко изучен флешмоб как явление

  2. Узнать насколько сегодня используется флешмоб в здоровьесберегающей деятельности ВУЗов и других образовательных учреждений, и в каких формах такое использование существует.

Метод

В качестве метода решения поставленных задач я анализировал существующие научные труды по данной тематике, а так же интернет ресурсы.

Что же такое флешмоб?

Сегодня тема флешмоба у нас на слуху, каждый желающий может найти по флешмобу довольно много статей, а если постараться то можно найти также рефераты и курсовые на тему флешмоба связанного с рекламой, и со здоровьесбережением. Однако книга по данному явлению всего одна это та самая «Умная толпа: новая социальная революция» Рейнольда Говарда.

Так что же сказать о том насколько это явление изучено? Вот тут вопрос интересный. Сначала кажется что флешмоб не такое значимое и важное явление, ну подумаешь, собрались люди вместе станцевал или ещё там чего-нибудь сделали, а следом разошлись. Повеселили публику и ладно. Да и что тут особо изучать то? Ну давай те сначала посмотри на формулировки самого понятия флешмоба часто встречаемые в интернете.

Флешмо́б или флешмоб (от англ. flash mob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа; переводится как «мгновенная толпа»; ср. напр. flash flood, «внезапный паводок») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.[1]

Флешмоб появился вроде и достаточно недавно. На сайтах флешмоберов можно прочитать о том, что житель Нью-Йорка Билл, используя sms и e-mail, собрал около полутора сот незнакомых друг с другом человек, которые 17 июня 2003 года одновременно вошли в мебельный отдел магазина "Macy's" и попросили "любовный ковер" для "пригородной коммуны" ценой в $10 000. Телевидение в свое время достаточно подробно осветило эту акцию и именно ее принято считать первым флешмобом.

Но при этом далеко не все считают флешмоб новым явлением. Задолго до флешмоба были очень схожие с ним явления, обозначаемые словами «хэппенинг» и«перформанс». Между явлениями действительно много общего.

Хэппенинг - разновидность акционизма 1960-х, 1970-х годов. Акция хэппенинга представляет собой бесфабульное театрализованное действие:

  • развивающееся без заранее запрограммированного сценария;

  • рассчитанное на спонтанные акции исполнителей и на активное соучастие зрительской аудитории. (англ. happening – происходящее) (Словарь по общественным наукам.)

Перфоманс (англ. performance - букв. - представление) - вид художественного творчества, объединяющий возможности изо-искусства и театра. Ему предшествовали "живые картины", но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма и в особенности концептуального искусства. В отличие от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами.

Основные принципы флешмоба:

1)спонтанность;

2)отсутствие централизованного руководства;

3) отсутствие каких либо политических, финансовых или рекламных целей;

4) деперсонификация; участники флешмоба (в идеале это абсолютно незнакомые люди) во время акции не должны никак показывать, что их что-то связывает;

5) отказ от освещения флешмоба в средствах массовой информации.[2]

Подобных определений флешмоба с небольшими кусочками исторической справки можно найти довольно много, и нужно заметить что это описание довольно поверхностное.

Такое описание не даёт понять того что флешмоб – это следствие реалий нашей сегодняшней жизни с повсеместным засильем информационными технологиями и всяческими носимыми гаджетами с доступом в глобальные сети. Однако понятие сути вопроса нам может дать прочтение той самой книги, с которой всё началось, вот аннотация к ней: «Мобильная связь и повсеместная компьютеризация уже начинают менять способы общения, трудовой и творческой деятельности, торговли, управления. Информационные технологии и их многообразное воздействие на различные сферы жизни общества – такова тема книги, предлагаемой вниманию многочисленных исследований, наблюдение и интервью, основные места средоточия населения Земли будут наводнены микросхемами, способными общаться друг с другом. Люди, оснащенные такими устройствами, составят "умные толпы", и их общение обретет невиданные прежде формы и возможности».[3] Написано там не о том, что люди могут вместе собраться и что-то сделать, а скорее о том, каким образом люди на это действо будут собираться. К тому же, есть вид флешмоба, который проводится не на улице, а в интернете. Предполагается, что собрать людей на флешмоб можно через информационные сети и носимые электронные устройства (которые сегодня получили очень большое распространение). На эту тему кстати, пишется много статей в области политологии например статья Д. И. Каминченко «Флешмоб как политическое явление: теоретические аспекты» В статье рассматривается феномен политического флешмоба с позиций некоторых современных концепций развития общества. Автор для достижения поставленной цели использует постулаты таких концепций, как общество риска и индивидуализированное общество. Он приходит к выводу о том, что флешмоб может быть рассмотрен как один из символов общества риска. Общество риска (risk society) — концепция состояния современного общества, согласно которой оно постоянно характеризуется "искусственно созданной неуверенностью" (по причине ядерной войны, угрозы экологической катастрофы), вызванной ростом знания человечества и его воздействия на окружающий мир (Бек, 1992; Бек и др., 1994).[5]

Кроме того, автор полагает, что флешмоб, представляет собой один из способов выражения интереса людей к политике.[4]

В статье довольно глубоко рассматриваются причины появления такого явления как флешмоб. Его появление, его использование как инструмента политики связывают с тем, что прежние инструменты с развитием общества стали терять свою силу. Например: если собрать людей с целью проведения какой-то политической акции, то это будет сродни митингу, и раз флешмоб несёт такую нагрузку – значит, митинги уже не справляются со своей задачей.[4] Ну а происходит это потому что мир вокруг нас постепенно меняется, и естественно политики к этим изменениям приспосабливаются, идут в ногу со временем.

Применение флешмобов в политических целях сегодня уже не редкость, примеров таких акций очень много, то и дело там или тут на просторах интернета появляются сообщения о проведении каких-либо акций в поддержку или против чего-либо (здесь можно усмотреть некий отход от принципов флешмоба, а именно в том что такие акции имеют конкретную цель, однако на сегодня понятие несколько раздуто, так что с несоблюдение только одно из принципов флешмоба, думаю смириться можно, главное чтобы акция не была заказной и проплаченной).

Сегодня формат флешмоба вовсю пытаются использовать специалисты в области маркетинга и рекламы.

Рекламные акции с использованием элементов флешмоба стали сегодня обычным явлением. Правда, участниками таких акций, часто являются не добровольцы, а промоперсонал и не часто подобные действа становятся действительно массовыми.[2] (что автор статьи отнёс почему-то к недостаточной изученности флешмоба, а по моему этот факт можно связать и с недостаточно хорошей организации акции, ну не удалось организаторам заинтересовать людей). На тему применения флешмоба для рекламных и целей написано так же довольно много работ, однако нужно заметить, что в них в основном просто рассматривается возможность создать некое шоу для рекламных акций, в которых как раз вместо чтобы собрать добровольцев, используют профессиональных танцовщиков, (ну как пример танцевальный коллектив) это называют флешмобом, зачастую о такой акции объявляют заранее, бывает что и в СМИ. Понятное дело эта акция ничего общего с флешмобом не имеет, скорее это можно назвать танцевальным номером.

Так сегодня получилось что флешмобом у нас стали называть чуть ли не любой танец исполняемый группой. Получается что организаторы просто называют свою работу модным словом.

Что же касается флешмобов в среде здоровьесберегающей деятельности. Оказалось довольно сложно найти примеры применения вузами в здоровье сберегающей деятельности флешмобов. Как правила на каких-либо спортивных праздниках выступают студенческие коллективы с танцевальными номерами и это называют флешмобом что не совсем верно. Хотя конечно такие номера добавляют празднику красочности. Есть статьи об организации конкурса флешмобов в среднеобразовательной школе для повышения двигательной активности учеников. Очевидно работа проделана большая, конкурс проходил год, а в последствии ученики выступили на городском конкурсе. Статей несколько, одна из них называется «Организация здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательном учреждении через молодежное движение флешмоб».[6] Интересная в общем-то работа, вот только ни один из принципов флешмоба в этих самых флешмобах не соблюдён. Так что получается что и в данной работе описывается конкурс танцевальных номеров. Это скорее Чирлидинг чем флешмоб. Чирлидинг – вид спорта, сочетающий элементы шоу и зрелищных видов спорта (танцы, гимнастика, акробатика). У нас в стране кстати этот вид спорта не распространёт, но всё-же в европейской части России им занимаются, проводят чемпионаты, и выезжают на мировые чемпионаты (в 2011 году кстати московская команда заняла первое место на чемпионате в Гонконге[7]). Так что, идея отличная, вот только получается что ничего общего с флешмобом данная работа не имеет. И найти примеры использования именно флешмоба в здоровьесберегающей деятельности скорее всего не получится.

Выводы

В результате проделанной работы я пришёл к нескольким выводам:

1) Само явление флешмоба, самой этой «умной толпы» на поверку оказывается не таким уж простым, каким он выглядит с первого взгляда. Флешмоб как явление даёт объект для изучения такими науками как социология, политология, философия, и т.д., это явление нашего времени. Книга Говарда Рейнгольда называется «Умная толпа: новая социальная революция», она была написана в 2002 году, когда ещё не было социальных сетей, наши мобильные телефоны не имели такого свободного доступа в интернет (и скорости были не те, и в самом интернете телефон мог только страницы листать»). Сегодня же люди в интернете можно сказать живую, постоянно находясь «онлайн» в социальных сетях, так что наверное можно сказать что сейчас эта самая социальная революция уже случилась, мы уже сейчас знакомимся в интернете чаще чем на улицах.

Конечно же эти явления изучаются и изучены они довольно глубоко, политологи уже давно отмечают для себя важность таких явлений как собственно флешмоб, он на сегодняшний день обладает реальной политической силой. Если люди большую часть времени проводят в интернете, то там с ними и нужно работать, там же можно и вести информационную обработку людей, и оттуда же призывать людей к каким-либо действиям. Поэтому флешмоб только внешнее проявление процессов идущих в информационной среде, это так сказать их проявление, выход. Так что если всё сделать правильно, подготовить людей нужным образом, а потом дать им посыл на действия, то люди будут делать то что нужно, выражая при этом свои мысли, свою позицию.

2) Аналогичные методы можно применять и в целях здоровьесберегающей деятельности, вот только заниматься этим в отдельном вузе наверно не по силам, это должны быть программы развёрнутые в государственном масштабе, направленные на большие слои населения, а не на студентов отдельно взятого вуза. При достаточно большом охвате интернета такой инструмент воздействия может значительно увеличить желание граждан заниматься физической культурой и спортом. Именно желание, так как если кого-то на такие занятия из-под палки гнать, то толку от этого не будет никакого, а если человек сам захотел, то он будет заниматься, в любом случае. В общем принципы здесь те же что и в политике, только продвигать нужно не политические идеи, а пропагандировать здоровый образ жизни и занятия спортом. Тогда и люди охотно будут выходить на улицы, проводить свои флешмобы, причём самостоятельно, самоорганизовано.

3) Ну и конечно же стоит отметить что в двух предыдущих случаях как для политики так и для здравоохранения, при подготовке и проведении флешмоба следует попуститься одним из его принципов, такая акция имеет цель. И если рассматривать флешмоб в идеальном виде, с соблюдение всех его принципов, то практической пользы от него ни кому нет, так как изначально акция не имеющая какой-либо цели, никому полезной быть не может.

Источники

1) Флэшмоб [Электронный ресурс] // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Флешмоб (дата обращения: 25.12.2014)

2) Сакова М. А. Что такое флэшмоб? [Электронный ресурс] // Оффициальный сайт НТТЭK - Нижнетагильский Торгово Экономический Колледж URL: http://nttet.e-tagil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=265 (дата обращения: 25.12.2014)

3) Говард Рейнгольд Умная толпа: новая социальная революция. — Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 416 с.

4) Каминченко Д. И. Флешмоб как политическое явление: теоретические аспекты// Известия Саратовского университета. Новая серия 2014. Т.14. – №3. – С.91 – 94

5) Общество риска [Электронный ресурс] // Социологический словарь URL: http://gufo.me/content_soc/obshhestvo-riska-12373.html (дата обращения: 7.1.2015)

6) Лагода Т.Г. Организация здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательном учреждении через молодежное движение «Флешмоб»//Тенденции сохранения уровня здоровья и двигательной активности юношей и девушек, проживающих в условиях Дальневосточного региона. – Комсомольск-на-Амуре, 2013 г. – Т.1. – С. 460 – 464

7) Чарлидинг [Электронный ресурс] // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Чирлидинг (дата обращения: 8.1.2015)

7

Просмотров работы: 2365