КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Яборова А.Д. 1
1РГПУ им. А.И. Герцена
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российское образование, в частности высшее, находится на стадии реформирования. В 2012 году министерство образования опубликовало список неэффективных ВУЗов, в который вошли 136 учебных заведений страны (и 450 филиалов). Данный факт свидетельствует о том, что уровень российского высшего образования заметно снизился, и даже бытует мнение, что уровень бакалавра следует отнести к средне - специальному образованию.

Следует заметить, что российское образование не входит в топ передовых ВУЗов мира, в мировых рейтингах за последние годы едва можно найти 2 ВУЗа нашей страны. Наблюдается тенденция к потере позиций. Следовательно, российское высшее образование не отвечает современным мировым стандартам.

История любой страны, несомненно, вносит свои коррективы в развитие её экономической составляющей. Так и годы вхождения России в советский союз, а также плановая экономика нанесли свой отпечаток. Не смотря на то, что Россия уже более двадцати лет развивает рыночную экономику, пережитки прошлого до сих пор не утратили свою силу. Руководству учебных заведений в сложившейся ситуации приходится перестраиваться, осознавать свое положение. Учебным заведениям (особенно ВУЗам) в условиях рыночной экономики приходится бороться за своих потребителей (обучающихся), однако, на современном этапе нет четких постулатов и рекомендаций в управлении учебным заведением, но существуют различные теории, сведение которых в единое целое является целью моей работы.

Сложность и уникальность деятельности ВУЗов состоит в том, что они работают сразу на нескольких взаимосвязанных рынках (образовательных услуг, НИОКР, труда). ВУЗы выступают на них в роли субъектов спроса и предложения одновременно и тесно взаимодействуют с многочисленными хозяйствующими субъектами (населением, государством и обществом в целом). Поэтому подход к формированию конкурентоспособности ВУЗа в рыночной среде должен быть комплексным.

Конкурентоспособность университетов оценивается не только по количеству потребителей предложенной образовательной услуги, но и с точки зрения конкурентоспособности выпускников того или иного учебного заведения на рынке труда, успешности их профессиональной карьеры, объему доходов. К сожалению, даже ведущие вузы Российской Федерации, сохраняя свою внутреннюю (в масштабах нашей страны) конкурентоспособность, не входят в число мировых образовательных лидеров. Причиной сложившегося положения является тот факт, что объем инвестиций в сферу образования, годовые бюджеты, финансовые возможности позволяют зарубежным ВУЗам - нынешним мировым лидерам обеспечивать высокотехничный учебный процесс, проводить научные исследования.

В рамках поведенческой теории конкуренция обычно трактуется как взаимодействие заинтересованных сторон рынка, каждая из которых претендует на относительно лучшие условия реализации своих интересов и относительно большую выгоду. Данное взаимодействие имеет двусторонний характер. Оно включает виды, методы, направления, формы, стратегии, модели воздействия на соперников, а также противодействия этим же соперникам, претендующим на обеспечение наилучших условий реализации собственных интересов. Таким образом, основу конкуренции любых экономических субъектов всегда составляет совокупность конкурентных действий, производимых данными субъектами — заинтересованными сторонами рынка.

Существуют различные точки зрения о путях повышения конкурентоспособности российского высшего образования. Некоторые исследователи предлагают решать проблему качества образования за счет сокращения количества вузов. Несомненно, если оставить в стране 100–150 вузов, то конкуренция между абитуриентами, с одной стороны, и преподавателями – с другой, неизбежно и резко возрастет.

Не стоит забывать, что выбор такого пути повышения качества и конкурентоспособности системы высшего образования приведет к ее свертыванию, резкому снижению доступности высшего образования, уменьшению образованности, снижению интеллектуального потенциала населения. При таком развитии событий повысится конкурентоспособность отдельных вузов за счет ее снижения в системе в целом, а об экономике, основанной на знаниях и устойчивом развитии страны, придется забыть навсегда, смирившись с ролью сырьевого придатка развитых стран.

Реальная конкурентоспособность российских вузов на мировом рынке образовательных услуг невелика и в последние полтора десятилетия снижается и, по прогнозам многих специалистов, будет снижаться далее. Однако внутри страны большинство государственных вузов пока не испытывают особой конкуренции, прежде всего в силу своего монопольного положения в регионе или по специальностям.

Сегодня конкурентная среда складывается в основном по экономическим, юридическим и некоторым другим гуманитарным специальностям, которые развиваются в негосударственных вузах и пользуются повышенным спросом у студентов. Именно поэтому важнейшее значение имеет сбор воедино теорий для создания конкретных мер по обеспечению конкурентоспособности ВУЗов социально-экономического профиля.

4

Просмотров работы: 1692