ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА)

Илясов И.А. 1
1РГПУ им. А.И Герцена
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире страны с развитой рыночной экономикой в настоящее время значительно развита продажа товаров и услуг на условиях франчайзинга. Данная форма отношений, можно рассматривают наиболее прогрессивной системой организации бизнеса.

Достаточно широко распространилась в России данная форма ведения бизнеса. Важно сказать, что распространение этого договора, как в зарубежной, так и в отечественной предпринимательской практике привело к необходимости его прямого закрепления на законодательном уровне. В Российском законодательстве этот новый договорной институт регулируется нормами главы 54 ГК РФ.

Первые договоры коммерческой концессии были заключены в России, когда на российский рынок вышли такие фирмы, как Subway, KFC, ZARA и т.д. Таким образом, у нас возникли действующие под вывеской известных компаний некоторые предприятия общественного питания, гостиничного хозяйства другие предприятия сферы обслуживания, производители многих пользующихся спросом потребительских товаров. Все они являются не дочерними компаниями или филиалами правообладателя, а действующими под его вывеской отечественными предпринимателями.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель), франчайзер, обязуется предоставить другой стороне (пользователю), франчайзи, за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (п. 1 ст. 1027 ГК).

Необходимо подчеркнуть, что данный договор может использоваться исключительно в сфере предпринимательской деятельности, в связи, с чем его сторонами могут быть лишь коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (п. 3 ст. 1027 ГК). Это - один из немногих сугубо предпринимательских договоров. Поэтому к отношениям между его участниками применимы специальные правила ГК об обязательствах при осуществлении предпринимательской деятельности. Это очень важная его особенность!

Предмет договора коммерческой концессии составляет, во-первых, комплекс исключительных прав, которые позволяют обеспечить пользователю монополию на использование объектов собственности правообладателя, либо его право на фирменное наименование или коммерческое обозначение, которое представляет собой зарегистрированное, общеизвестное наименование правообладателя или результатов его деятельности, закрепленных за правообладателем и индивидуализирующих либо также производимые им товары, выполняемые работы или оказываемые услуги.

Объектами исключительных прав по договору являются объекты интеллектуальной или промышленной собственности, т.е. такие идеальные объекты, которые используются в предпринимательской деятельности. Чаще, конечно же, объектом является объекты интеллектуальной собственности: фирменный логотип, наименование и т.д.

Главное требование правообладателя к пользователю - обеспечить качество товаров не ниже фирменного, но в этом заинтересован и пользователь. Контроль над деятельностью последнего со стороны правообладателя дает пользователю возможность полностью интегрироваться в распределительно-сбытовую сеть правообладателя. Другие требования касаются неразглашения секретов производства правообладателя и другой полученной от него конфиденциальной информации, так как это может нанести серьезный ущерб правообладателю.

Взамен правообладатель предоставляет услуги, которые сильно облегчают деятельность франчайзи: рекомендации и помощь в найме персонала, помощь в обучении персонала, помощь в оформлении торговой точки и т.д. Все это идет не только в устной или письменной рекомендации, но также в предоставлении необходимого дополнительного оборудования для торговли.

Пользователь обязан информировать потребителя о том, что использует средства индивидуализации в соответствии с договором коммерческой концессии и добросовестно исполнять, заключенный договор коммерческой концессии.

Если анализировать рынок товаров и услуг на наших улицах, мы увидим множество брендов, товаров и продуктов, которые производятся или просто продаются по договору франчайзинга.

Это популярно, требует иногда меньше усилий, а самое главное несет поддержку на всех этапах ведения бизнеса для начинающего предпринимателя со стороны закрепившегося на рынке франчайзера. Помощь, важно сказать, осуществляется: в подборе персонала (консультации, поставка фирменной одежды), технологии продаж (у любого бизнеса бываю высокие и низкие продажи, важно выбирать правильную стратегию), работа с поставщиками (снижение транзакционных издержек сведении договоров с поставщиками товара) и т.д.

Статьей 1029 ГК предусмотрена возможность заключения пользователем договора коммерческой субконцессии с другими лицами и передачи этим лицам на основе такого договора всего или части комплекса исключительных прав.

При этом в договоре коммерческой концессии должны быть прямо предусмотрены право предоставлять третьим лицам субконцессии и условия их предоставления. Предоставленные на основе субконцессии исключительные права производны от прав, полученных пользователем по основному договору. Их объем не может выходить за пределы прав пользователя (ст. 1027 ГК). Превышение этих пределов можно рассматривать как нарушение пользователем его обязанностей по договору концессии.

Судьба договора коммерческой субконцессии зависит от договора коммерческой концессии, на основе которого он заключен, но п. 3 ст. 1029 ГК предусматривает возможность его трансформации с согласия правообладателя в договор концессии между правообладателем и вторичным пользователем. В остальном к договору коммерческой субконцессии применимы правила главы 54 Гражданского кодекса, в частности относительно оформления и регистрации договора, а также других прав и обязанностей сторон.

Подводя итог, мы можем обобщить и дополнить, что договор коммерческой концессии – это договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Какие особенности существуют у этого договора? Во-первых, в соответствии с п. 3 ст. 1027 ГК, данный договор может использоваться исключительно в сфере предпринимательской деятельности, в связи, с чем его сторонами могут быть лишь коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Во-вторых, комплекс исключительных прав, являющийся предметом договора, позволяют обеспечить пользователю монополию на использование объектов собственности правообладателя, либо его право на фирменное наименование или коммерческое обозначение, которое представляет собой зарегистрированное, общеизвестное наименование правообладателя.

Объектами исключительных прав по договору являются такие идеальные объекты, которые используются в предпринимательской деятельности. Чаще, конечно же, объектом является объекты интеллектуальной собственности: фирменный логотип, наименование и т.д.

Третьей особенностью может являться, в соответствии со статьей 1029 ГК возможность заключения пользователем договора коммерческой субконцессии с другими лицами и передачи этим лицам на основе такого договора всего или части комплекса исключительных прав. Только если возможность заключения субконцессии была прописана в договоре коммерческой концессии. Данная возможность сильно расширяет возможности франчайзи в деятельности с франчайзором.

Список литературы

  1. Евдокимова В.А. Франшиза и договор коммерческой концессии в Гражданском кодексе Российской Федерации // Интеллектуальная собственность. 2001. № 4. С.25-28.

  2. Панюкова В.В. Преимущества и недостатки применения франчайзинга для российских предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 6. С. 88-93.

  3. Даньшин А. Франчайзинг по-новому// Еженедельник "Экономика и жизнь". 2011. №30. С. 84-88.

  4. Полякова Ю. В, Кудряшова И. В, Иншакова Е.И//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2014. №1(24). С. 99-110.

Просмотров работы: 3867