О НЕОБХОДИМОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЛЬСТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

О НЕОБХОДИМОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЛЬСТВА

Ванеева М.С. 1
1РГПУ им.А.И.Герцена
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день поддержка малого предпринимательства является важной государственной задачей. Малый бизнес - один из ключевых секторов экономики любой страны, так как в нем занято больше половины трудоспособного населения. Малое предпринимательство способствует формированию «здоровой» конкурентной среды, увеличению производства валового продукта, исполнению доходной части бюджетов, росту реальных доходов населения повышению качества жизни. Субъекты предпринимательской деятельности преследуют за собой цель не только извлечение прибыли, но так же они стремятся создать новый товар или услугу, которые будут востребованы на рынке. Под малым предпринимательством так же понимается обязательное соблюдение норм законодательства и соответствие критериям отнесения малому предпринимательству.[3]

В таблице 1 по данным Федеральной службы государственной статистики представлены основные показатели деятельности малых предприятий по федеральным округам. Как видно из таблицы лидирующее место занимает ЦФО. А самые низкие значения показателей приходятся на Дальневосточный федеральный округ. Наибольшее число малых предприятий приходится на Приморский и Хабаровский края (46% и 18% от общего количества малых предприятий).

Таблица 1

Основные показатели деятельности малых предприятий по Федеральным округам Российской Федерации за 2013 год.

Недостаточный уровень взаимодействия местных органов власти и бизнеса в Дальневосточном федеральном округе выражается в отсутствии:

- четкой программы совместных действий;

- постоянного диалога между органами местного самоуправления и

малого бизнеса;

- а также несовершенством структурных подразделений органов местного самоуправления, занимающихся вопросами предпринимательства, недостаточной развитостью инфраструктуры поддержки малого бизнеса, разобщенностью и невысокой организованностью предпринимательских объединений.[6]

Но такие недостатки характерны и для России в целом. Создавая бизнес, предприниматели сталкиваются с различными проблемами из-за несовершенства российского законодательства и испытаниями, происходящими в национальной экономике, а именно:

– отсутствие стабильной республиканской нормативной правовой базы;

– несовершенство системы налогообложения;

– нестабильность бюджетного финансирования малого предпринимательства;

– неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий;

– отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);

– ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;

– отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;

– организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и государственными структурами;

– административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

Малое предпринимательство в России в основном развито в сфере торговли и услуг, а слаборазвито в производственной сфере.[2] Естественно, государство старается изменить эту ситуацию, принятием соответствующих государственных программ.

В отличие от крупного предпринимательства, которое самостоятельно создает для собственных нужд учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационные службы, малые предприятия зачастую не в состоянии обеспечить для себя подобные меры, вследствие чего данные возможности на доступных условиях предоставляются им через инфраструктуру государственной поддержки.[1] Данная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Ресурсная необеспеченность заставляет государство поддерживать малый бизнес по следующим направлениям:

  • финансовая поддержка ( формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот и тд.д.);

  • материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопарков);

  • консультативная и информационная поддержка ( обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения);

  • создание рыночной инфраструктуры ( локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта). [4]

В Российской Федерации существуют различные программы и законы, благодаря которым осуществляется поддержка малому предпринимательству. На уровне России малый бизнес руководствуется Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Кроме того, имеется достаточное количество органов власти, оказывающие помощь таким бизнесменам на некоммерческой основе. В области развития малого бизнеса основным принципом государственной политики является эффективное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Для того чтобы обеспечить благоприятную деловую среду для начинающих бизнесменов, необходимо выделить основные направления для совершенствования российского законодательства. Во-первых совершенствовать налогообложение малых предприятий. Многие авторы отмечают неэффективность функционирующей налоговой системы, которая заключается в том, что она неспособна выполнять даже фискальные функции (перекладывание налогового бремени на физические лица, увеличение количества налогов, внесение изменений в законы и т. д.). Отличительные особенности неэффективного налогового механизма в России также объясняются сложившимися нравственными устоями общества. Важно отметить, что в отличие от России, во многих странах с рыночной экономикой граждане соблюдают законы и боятся их нарушать. Во вторых, упростить административные процедуры по созданию малого бизнеса, расширить государственные программы по финансированию и другое.

План по спасению малого бизнеса, который был предложен минэкономразвития еще в 2008 году, предполагал поддержать малый бизнес упрощенным подключением к энергосетям, долгосрочной арендой производственных площадей и их выкупом без конкурса. Сейчас в рамках антикризисной программы делается ставка на господдержку через банковский сектор путем выделения микрозаймов, поддержку гарантийных фондов, субсидирование ставок малому и среднему бизнесу, а также гаранты безработным и начинающим бизнесменам.[4]

Таким образом, темпы развития малого предпринимательства в первую очередь определяются тем, насколько активно и эффективно органы государственной власти осуществляют поддержку малому предпринимательству. Даже несмотря на проблемы в создании и возникающие на пути трудности малых предприятий, государство всячески старается поддержать и простимулировать это направление бизнеса .Главное чтобы государственная поддержка создавала те условия, при которых малый бизнес начнет оказывать положительное влияние на социально - экономические показатели региона, а затем и страны в целом.

Список используемых источников

  1. Губарева, А. М. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках государственно-частного партнерства: правовой аспект // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. 2013. № 1 (20). С. 152–158.

  2. Давлетова И.М., Хисаева А.И. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в регионе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2007. №36. С.40-46.

  3. Кошелева Т.Н. Сущность и значение малого предпринимательства // Общество. Среда. Развитие. 2009. №3. С.18-25.

  4. Кулик Н.А., Онищенко Л.Г. Государственная поддержка малого бизнеса в России// СТЭЖ . 2010. №11. С.28-36.

  5. Петрова Г.Д., Денисов С.Г. Проблемы и особенности управления малым бизнесом в регионе// Вестник ЧГПУ им.И.Я.Яковлева. 2011. №2. С.80-85.

  6. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ : (в ред. От 23.07.2013 № 238-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

Просмотров работы: 1171