Аннотация
Статья посвящена роли образования в повышении качества человеческого капитала. В статье рассмотрено понятие человеческого капитала, его виды и особенности. Выявлена связь между ЧК и уровнем образования. Рассмотрены методы оценки человеческого капитала и роль образования в нем. Показана статистика за последние 5-10 лет в образовании. Кроме того, выявлены причины сокращения количества обучающихся и образовательных учреждений.
Ключевые слова
Человеческий капитал, образование, знание, образовательный процесс.
Основы теории человеческого капитала были разработаны лауреатами Нобелевской премии Г. Беккером [4] и Т. Шульцем [6] во второй половине XX века. Основоположники теории человеческого капитала (ЧК) напрямую связывали понятие ЧК только с человеком, как носителем знаний. И придавали особое значение образованию, как основному фактору развития общества и экономики. Со временем данное понятие расширялось, включая все новые составляющие ЧК. В широком понимании, человеческий капитал - это интенсивный фактор развития экономики и общества, включающий трудовые ресурсы, знания, инструменты интеллектуального и организационного труда, среду обитания и интеллектуальной деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование HC как производительного фактора развития. Развитые страны мира обладают основной долей мирового человеческого капитала. Причем большую часть инвестиций развитые страны осуществляют именно в человеческий капитал. Это дает им решающее преимущество в технологическом и интеллектуальном развитии, а также опережающем росте качества жизни населения. [2, C.9]
Большинство зарубежных и отечественных исследователей различают два вида человеческого капитала:
человеческий капитал как запас, потому что человеческие навыки, знания, и могут накапливаться.
человеческий капитал как поток доходов, потому что инвестиции в человеческий капитал обеспечивают высокие заработки.
Кроме того, нужно отметить, что особенностью человеческого капитала, по сравнению с другими видами капиталов является то, что он не может быть отчужден от самой личности.
Образование играет решающую роль в формировании человеческого капитала. В современном мире образование служит фактором успеха фирмы на рынке, увеличения научно-технического потенциала страны и ее экономического роста. В многочисленных зарубежных исследованиях экономической отдачи от образования на микроуровне доказывается прямая положительная зависимость между уровнем образования и индивидуальным доходом. Большие преимущества в создании хороших условий для создания и развития экономики, роста качества жизни, развития гражданского общества, информационного общества, имеют страны с накопленным качественным человеческим капиталом. Удельный вес человеческого капитала в таких высокоразвитых странах, как США, Финляндия, Германия, Япония, Швейцария и др., составляют до 80% их национального богатства.
Человеческий капитал оценивается при помощи индекса человеческого развития (ИРЧП). Ежегодно, начиная с 1980 года, United Nations Development Programme (UNDP) публикует отчёты о развитии человеческого потенциала. В 2012 году Российская Федерация занимала в рейтинге 55 место.
Рейтинг стран по уровню ИРЧП Таблица 1.
1 |
Норвегия |
0,955 |
2 |
Австралия |
0,938 |
3 |
США |
0,937 |
5 |
Германия |
0,92 |
10 |
Япония |
0,912 |
55 |
Россия |
0,788 |
Источник: HumanDevelopmentReport 20[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://hdr.undp.org/en
С 2010 года Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) рассчитывается как среднее геометрическое трех показателей: Индекса ожидаемой продолжительности жизни (LEI), Индекса образования (EI) и Индекса дохода (II).
HDI= 3LEI∙EI∙II (1)
Индекс, рассчитываемый о новой методике, называют Индексом человеческого развития, скорректированным с учетом неравенства (ИЧРН). Индекс уровня образования (Education Index), в свою очередь, рассчитывается по формуле:
EI=MSYI-EYSI 0,951 (2)
где MSYI – Индекс средней продолжительности обучения:
MSYI=MSY13,2(3)
MSY — среднее количество лет образования, получаемого людьми в возрасте от 25 лет и старше в течение своей жизни.[3]
Очевидно, что индекс образования в значительной степени определяется демографическими изменениями в численности и структуре населения. В последнее десятилетие в нашей стране произошло абсолютное снижение численности молодежи тех возрастов, на которые приходятся годы школьной учёбы и поступления в средние и высшие профессиональные учебные заведения (рис. 1).
Рис.1 Возрастные когорты (тыс.чел.)
Источник: данные Росстата [Электронный ресурс] URL:http://www.gks.ru
Прямым следствием стало сокращение численности обучающихся общеобразовательных учреждений с 20,5 млн в 2000/01 г. до 13,8 в 2013/14 гг. (на 32,7%) (рис.1.1).
Рис. 1.1 Численность обучающихся в общеобразовательных организациях (на начало учебного года; тысяч человек)
Значительно сократилось и количество общеобразовательных учреждений с 68,1 тыс. до 44,7 тыс. (на 34,4%) (рис.1.2).
Рис. 1.2. Число общеобразовательных организациях (на начало учебного года; тысяч)
Соответственно, тенденция снижения школьного образования затрагивает и все остальные ветви профессионального образования. Поскольку профессиональные знания формируются, прежде всего, в вузах, то именно системе высшего профессионального образования отводится важная институциональная роль в формировании человеческого капитала, адекватного потребностям и вызовам современного этапа общественного развития. по данным 2012 года, высшее образование имеют 54% россиян в возрасте от 25 до 64 лет. По этому показателю Россия обогнала Канаду, Японию и США (50, 44 и 40% соответственно) и многократно опережает своих партнеров по БРИК, где доля людей с высшим (третичным по классификации ОЭСР) образованием не превышает 11%.
При этом качество выпускаемых российскими вузами специалистов, а, следовательно, и качество формирующегося в вузах человеческого капитала, сегодня оценивается как низкое и работодателями и государством. Концентрированным выражением такой оценки на общегосударственном уровне можно считать прямую констатацию в документе «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020» того, что «в России в вузовском образовании до последнего времени наблюдались тенденции деградации. Согласно международным рейтингам … российские вузы не попадают в первые две сотни. Российские учреждения образования и, в частности, вузы в целом пока не стали для учащихся «школой инноваций».[1]
Можно сделать вывод, что именно знания выступают важнейшей компонентом человеческого капитала, а образовательный процесс – основным в его формировании и развитии. При этом образование оказывает наибольшее влияние, как на величину человеческого капитала, так и на его качество. Повышение качественных характеристик человеческого капитала в современных условиях является безоговорочным условием обеспечения устойчивого экономического развития для любой страны. В первую очередь это касается повышения производительности труда в результате увеличения образовательного уровня рабочих и получения ими профессиональных навыков. Однако важнейшим результатом инвестиций в образование для государства является обеспечение его инновационного потенциала, так как быстрое развитие научно-технического прогресса требует постоянного обновления и генерации новых знаний. Как свидетельствует практика, без осуществления инвестиций в образование невозможно развитие экономики и обретение страной конкурентных преимуществ на мировых рынках.
Список литературных источников
Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика - [Электронный ресурс] URL: http://2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog.pdf
Корчагин Ю. А. Современная экономика России. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. С. 9.
Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. – 2001.- № 12. - С. 44.
Becker, Gary S. Human Capital. — N.Y.: Columbia University Press, 1964.
Human Development Report 2013 [Электронный портал]: Режим доступа http://hdr.undp.org
Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. — N.Y., 1968, vol. 6.