В августе 2009 года Правительство России определило компанию «Ростелеком» в качестве единственного исполнителя мероприятий программы «Электронная Россия» в части проектирования и создания инфраструктуры электронного правительства, в число данных мероприятий было включено также обеспечение предоставления государственных услуг в электронном виде. В октябре 2009 года Правительство утвердило план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. Заказчиком проекта по созданию портала gosuslugi.ru выступил «Ростелеком», непосредственным исполнителем проекта — компания «Энвижн Груп». 25 ноября 2009 года Интернет-портал государственных услуг заработал в тестовом режиме. Официальное же открытие портала состоялось 15 декабря 2009 года, которое сопровождалось значительными трудностями.
Однако с момента начала функционирования Портала и по сей день он не перестает развиваться и совершенствоваться. В настоящее время на нем зарегистрированы около 12 млн. человек, а еженедельно на портале регистрируются от 100 до 200 тыс. новых пользователей.
В настоящий момент Портал функционирует на русском, английском, немецком и французских языках. Также положительным фактом является наличие версии сайта для слабовидящих. Пользоваться сайтом достаточно удобно, поисковых строчки всего три: «государственные услуги», «органы власти» и «поиск услуг».
Также на сайте предусмотрена серьезная защита: регистрация проходит с помощью Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и включает несколько этапов с обязательной привязкой и проверкой мобильного телефона, а также подтверждением личности пользователя. Примечательно, что процедуру создания упрощенной учетной записи облегчили и для этого теперь достаточно мобильного телефона. Однако для расширения перечня стандартных функций Портала необходимо пройти полную систему регистрации, которая весьма трудоемка, а для подтверждения личности требуется получить код активации через:
«Почту России», которой будет отправлено регистрируемое почтовое отправление с кодом активации, среднее время доставки – около двух недель.
В центре обслуживания «Ростелекома». После завершения регистрации необходимо лично обратиться в ближайший центр обслуживания «Ростелекома» с паспортом и свидетельством обязательного пенсионного страхования.
С помощью электронной подписи. Подтверждение личности производится в режиме онлайн в результате проверки электронной подписи. Средство электронной подписи можно получить в одном из аккредитованных Минкомсвязью России удостоверяющих центров.
Таким образом, упрощенный вариант регистрации стал быстрее и проще, однако полную регистрацию осуществить все еще достаточно трудоемко и долго.
Следить за новостями Портала и задать вопросы его работникам теперь можно через соцсети Facebook и Twitter, что весьма актуально на сегодняшний день в связи с практически повсеместным проникновением соцсетей и активным использованием смартфонов.
Для оценки качества госуслуг создана автоматизированная информационная система "Ваш контроль", где можно оставить отзыв о работе органов власти, а также оценить качество госуслуг.
Подводя итоги, следует отметить, что дальнейшее развитие Портала государственных услуг нацелено на оптимизацию процедур предоставления услуг и совершенствование инфраструктуры информационных систем, используемых для предоставления услуг.
Так, создается новая методика по переводу услуг в электронный вид, содержащая паспорт услуги и регламент взаимодействия ведомств: Минкомсвязи России и Минэкономразвития России. Разработан также и пилотный проект по изменению пользовательских интерфейсов Единого портала государственных и муниципальных услуг в целях создания качественных и удобных гражданами интерфейсов в современном интернет-пространстве. Уже запущен проект по обеспечению высокоскоростным доступом в интернет населенных пунктов, в которых проживают от 250 жителей, что поспособствует более полной интеграции населения в электронную среду.
Технологии изменили подходы к тому, как граждане взаимодействуют с информацией и как государство взаимодействует с гражданами. Необходимо обеспечить гражданам максимальное удобство и предсказуемость процедур взаимодействия при получении услуг, а также минимизировать временные и финансовые расходы граждан.