Инновационное образование - образование, которое обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности, а это для национальной инновационной системы имеет большое значение, которая постоянно меняется, так как этого требует развитие. Именно развитие заставляет государства устойчиво разрабатывать, совершенствовать и внедрять новые технологии, для того, чтобы быть одним из передовых государств. Если меняется национальная инновационная система, значит должно меняться образование - должен меняться ВУЗ, чтобы давать качественное и эффективное образование.
Что такое инновационная инфраструктура? Это комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности, а именно: центры трансферта технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, учебно-деловые центры и другие объекты, призванные обеспечивать вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и быстрое продвижение инноваций от исследований к коммерциализации и выпуску промышленной продукции. В эту структуру также входят международные инновационные центры и совместные предприятия с зарубежными партнерами.
Высшее образование - это основной фундамент всех технологий, разработок, всех достижений научно-технического прогресса. Как отмечает заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Алексей Пономарев: «Развитие исследовательского компонента ВУЗов - один из важнейших приоритетов политики государства. Это необходимый элемент инновационной инфраструктуры экономики, механизм генерации новых идей и технологий, их внедрения и тиражирования. В то же время, без развития соответствующей инфраструктуры ВУЗов, участия их в прикладных исследованиях невозможно обеспечить и качественную подготовку специалистов для приоритетных направлений научно-технологической модернизации России».
Инновационная экономика и потребности рынка заставляют российские университеты искать новые модели и механизмы развития, решать принципиально новые задачи, развивать инновационную деятельность, которая становится стратегически важным направлением деятельности, источником их долговременной конкурентоспособности. Но из-за отсутствия эффективных механизмов развития инновационной деятельности и необходимых институциональных условий российские вузы имеет низкие показатели внедрения собственных научных разработок, низкую инновационную активность студентов и сотрудников.
Специалисты считают, что именно эффективные механизмы развития инновационной деятельности позволят университетам справиться с новой ролью, возложенной на них обществом знаний: выступать в качестве центров исследований и разработок, коммерциализации результатов НИОКР, подготовки инновационных предпринимателей.
Для рассмотрения сущности и роли механизмов развития инновационной деятельности в вузах, обратимся к раскрытию содержания самого понятия «механизм» как экономической категории, его важнейших элементов. В самом широком понимании «механизм» представляет собой внутреннее устройство какого-либо аппарата, приводящее его в действие.
В «Большом экономическом словаре» под ред. А. Н. Азрилияна приведено следующее определение механизма:механизм - последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление.
Термин «механизм» употребляется в настоящее время и в лексиконе системных программистов, которые понимают под механизмом ресурсное обеспечение процесса, включающее совокупность взаимосвязанных элементов, «настроенных» на выполнение функций процесса.
Переходя к рассмотрению механизма развития инновационной деятельности в высшем учебном заведении, следует отметить, что при различных вариантах комбинации элементов механизма создается набор возможных рычагов и инструментов для генерирования и коммерциализации инноваций в университете с разной степенью интенсивности: от очень высокой до крайне низкой. Это говорит о возможности формирования такого варианта механизма, который будет инициировать эффект согласованности, взаимоусиления, синергии в виде активизации инновационных процессов и интенсификации усилий всех участников научно-исследовательской и инновационной деятельности в вузе.
Схема формирования механизма развития инновационной деятельности (ИД) в вузе достаточно сложна и состоит из ряда взаимосвязанных этапов.
Первый этап предполагает выбор вида механизма развития инновационной деятельности, наиболее полно соответствующего выбранной стратегии развития вуза и роли в ней инновационной деятельности.
Второй этап - определение целевых установок развития инновационной деятельности. Стратегическое видение будущего вуза в целом и инновационной деятельности в частности, формулировка целей университета является основой при формировании механизма развития ИД.
Третий этап - Определение состава элементов механизма.
Механизм развития инновационной деятельности в вузе состоит из элементов, определенных основными составляющими стратегии развития инновационной деятельности.
Рисунок 1 – Состав элементов механизма развития ИД в вузе.
Исходя из содержания стратегии развития инновационной деятельности в вузе, важными составляющими механизма развития ИД будут являться: инфраструктурная, технологическая, финансово-экономическая, интеграционная, ресурсная, когнитивная, копинговая.
К инфраструктурной составляющей относятся такие элементы механизма, как создание студенческих бизнес-инкубаторов, технологических инкубаторов, сети экспертов по оценке инновационных разработок и т.п.
К технологической составляющей относится создание центров коллективного пользования, оснащение лабораторий, НИИ, КБ и СКБ современным оборудованием и т.д.
В финансово-экономическую составляющую входят: система внутренних грантов и кредитов, развитие индаумент-фонда, средства которого могут расходоваться для поддержки перспективных направлений инновационного развития вуза и т.п.
К ресурсной составляющей относится подготовка кадров по приоритетным направлениям развития инновационной деятельности вуза, система материально-технического оснащения инновационных подразделений и т.д.
К когнитивной составляющей относятся: внедрение института менторинга (наставничества) и коучинга в инновационной и научной деятельности; организация перевода наиболее цитируемых книг, монографий, диссертаций на английский язык и размещение их в свободном доступе в сети интернет и др.
И, наконец, в состав копинговой составляющей механизма входят: разработка плана развития инновационной деятельности вуза при недостатке или полном отсутствии бюджетного финансирования; разработка плана развития инновационной деятельности при изменении потребностей рынка и при др. возможных негативных тенденциях; изменение структуры университета в соответствии с задачами, стоящими в настоящий момент и теми, которые будут стоят перед вузом в будущем; развитие HR-бренда университета и др.
Следующий этап процесса формирования механизма развития инновационной деятельности в вузе - комбинация элементов.
В зависимости от выбранных вариантов элементного состава в одном и том же вузе в разное время (а тем более в разных вузах) может наблюдаться различные варианты реализации механизма развития инновационной деятельности. В результате различных комбинаций элементов механизма образуется основная конструкция механизма, которая приводится в движение путем установления количественных и качественных параметров каждого элемента. Перекомбинация имеющихся элементов - не что иное, как изменения структуры связей, а под действием катализаторов они образуют сначала новую комбинация элементов, а затем и новый механизм развития инновационной деятельности, который наиболее адекватен существующим факторам и условиям, в которых развивается инновационная деятельность в вузе.
Важнейший этап процесса формирования механизма развития ИД - запуск механизма.
Процедура запуска механизма включает следующие основные этапы:
- принятие решения об инициации запуска механизма,
- определение желаемых эффектов от внедрения механизма,
- оценка затрат на внедрение,
- назначение ответственных за запуск механизма, наделение их соответствующими полномочиями,
- подготовка плана работ по запуску механизма и согласование с ученым советом и заинтересованными подразделениями университета,
- принятие решения о запуске механизма,
- выделение ресурсов.
Предпоследний этап процесса формирования механизма развития инновационной деятельности - мониторинг действия механизма.
Мониторингпредполагает анализ соответствия внедряемого механизма как стратегии развития ИД, так и общего вектора развития вуза. Особое значение для развития ИД в вузе имеет комбинация элементов системы и пропорциональное развитие каждой из составляющих механизма развития, так как недостаточный уровень представленности (или отсутствие) элементов в механизме является наиболее частой причиной дисбаланса в результатах развития инновационной деятельности.
Реализация механизма развития инновационной деятельности предполагает активное взаимодействие с внешней средой: по результатам мониторинга составляется спектр рекомендаций по взаимодействию с ней, кроме того результаты диагностики инновационной деятельности сообщаются каждому партнеру индивидуально, особо подчеркиваются потенциальные возможности развития.
Заключительный этап - корректировка механизма.
По завершении мониторинга необходимо провести корректировку механизма развития ИД, необходимую для обеспечения возможности реализации механизмом своих функций и создания необходимых условий для дальнейшего развития инновационной деятельности.
Важно отметить, что механизм развития ИД должен быть согласован с другими механизмами, действующими в вузе, в том числе - организационно-экономическим, соединяющим имеющиеся ресурсы вуза с конечными результатами его деятельности. Тем самым механизм развития инновационной деятельности должен стать органической частью общего механизма, регулирующего функционирование и развитие отдельных подразделений университета, и быть ориентированным на конечные результаты деятельности университета. Он должен быть встроен в общую систему управления университетом, а не представлять собой разрозненный набор мер и инструментов, направленных на решение отдельных (локальных) проблем вуза.