Открытие международного образовательного пространства влияет не только на индивидуальное развитие обучающихся, но и на общественное, финансовое и экономическое развитие стран, участвующих в этом процессе. С одной стороны, государство, принимающее иностранных студентов, обязано предоставить необходимую инфраструктуру для процесса обучения, места, специальные курсы, помогающие интегрироваться в новую среду, проживание, необходимые консультационные услуги. С другой стороны, экономика государства получает поступления от присутствия международных студентов, например, через их расходы.
Для самих студентов обучение за границей является инвестицией в персональное развитие и профессиональную карьеру.
К факторам, определяющим мобильность студентов на индивидуальном уровне, относятся условия в родной стране, толкающие молодых людей на обучение за границей, например, возможности обучения (в том числе условия приема в родные вузы), экономическое и социальное положение в родной стране. Значимыми являются и условия в принимающей стране: условия обучения (например, низкая плата за обучение, статус учебного заведения), бытовые условия (прожиточный минимум, политическая ситуация, климат, религия), карьерные перспективы (уровень безработицы, возможности получения дохода, привлекательность работодателей и рабочих мест). Кроме того, большое влияние на выбор места обучения оказывает наличие (отсутствие) языкового и культурного барьера. Однако именно качество и предложение программ обучения является зачастую решающим фактором при выборе университета. Таким образом, наличие международных образовательных программ способно повысить международную репутацию вуза и привлечь студентов и исследователей, что в свою очередь окажет положительное влияние в целом на научно-исследовательскую продукцию вуза.
В дополнение к личным, «внутренним», эффектам мобильность студентов вносит вклад в финансовое, экономическое и социальное развитие принимающих стран.
Международная студенческая мобильность все чаще рассматривается университетами и руководством стран как важный экономический фактор. В научных исследованиях вопрос об издержках и прибыли от иностранных студентов рассматривается достаточно редко, но в сегодняшнее время эта тема все чаще и чаще привлекает к себе внимание, особенно стран, в которых высшее образование считается одним из важнейших направлений экспорта (Например, Великобритания, США, Австралия). То есть, вопрос об экономических эффектах студенческой мобильности рассматривается обычно с национальной или региональной точки зрения [1].
В некоторых странах доходы от платы за обучение являются основным стимулом для привлечения иностранных студентов. Причем во многих странах для иностранных студентов введена более высокая плата.
Во время непосредственно обучения в вузе, расходы принимающих стран состоят, в основном, из предоставления мест для обучения и обеспечении структур, помогающих скорой интеграции иностранцев в процесс обучения. В зависимости от системы высшего образования, эти расходы в большей или меньшей степени возмещаются платой за обучение.
В дополнение к доходам от оплаты обучения, расходы студентов на проживание, проезд и досуг, в краткосрочной перспективе дают положительный импульс для развития экономики принимающей страны.
Повышение миграции высококвалифицированных лиц в научной сфере предполагает избирательный набор студентов из-за рубежа и предложение привлекательных условий труда для наиболее талантливых иностранных студентов, что способно привести к усилению конкуренция на внутреннем рынке труда.
Международная студенческая мобильность является важным каналом, через который могут быть получены высококвалифицированные кадры для рынка труда. Длительное пребывание за рубежом в целях получения образования повышает вероятность рассмотрения будущей профессиональной деятельности за границей. Таким образом, студенческая мобильность состоит во взаимосвязи с поздней (последующей) миграцией. Особенно это касается наукоемких отраслей, в которых высококвалифицированные работники представляют дефицитный фактор.
Образование способствует развитию инноваций и технологическому прогрессу народной экономики и является важной предпосылкой для экономического роста [3].
Высококвалифицированная миграция может вести к упрощению обмена знаниями и идеями, товарами и услугами, а также капиталом между участвующими в этом взаимодействии странами.
В целом международная мобильность студентов свидетельствует об общем положительном экономическом и финансовом эффекте для принимающей страны.
Источники:
1) Bijwaard, G., Wang, Q. (2013): Return migration of foreign students. Norface Migration Discussion Paper No. 2013-05
2) HM Government (2013): International education. Global growth and prosperty
3) Hunt, J., Gauthier-Loiselle, M. (2010): How much does immigration boost innovation? American Economic Journal: Macroeconomics, 2010, 2 (2), S. 31-56
4) OECD (2012): Education at glance 2012
5) OECD (2011): Education at a glance 2011