Для решения проблемы повышения выносливости подкрановых балок предлагается использовать новые, более эффективные профили для подкрановых балок. Авторами были разработаны и запатентованы ряд перспективных профилей [2..5]. Рассмотрим вкратце преимущества данных профилей:
1.Двутавровый профиль (с постоянной гибкостью) (рис.1) содержит полки с параллельными гранями и стенку. Выигрыш в прочности достигается рациональным распределением стали по сечению балки обеспечивается за счёт того, что гибкость его стенки равная отношению высоты стенки к её толщине, не превышает предельную величину гибкости , обеспечивающую устойчивость стенки без промежуточных рёбер жёсткости, и составляет 65 для низколегированной стали. Толщина, высота стенки, её предельная гибкость регламентируются математическими зависимостями, в данном проекте они не приведены, но данный вопрос был рассмотрим в одном из номеров журнала “ Строительная механика и расчёт сооружений ”[3] Площадь сечения профиля распределена в пропорции 50% – стенка профиля 25% – каждая из полок. Отношение ширины полки к её толщине не превышает предельное отношение, обеспечивающее местную устойчивость полки. Из заготовки площадью поперечного сечения A см2, такой же как у стандартного профиля, прокатывается двутавровая балка наибольшей прочности, то есть происходит увеличение момента сопротивления Wx см3 примерно до 16%, а жёсткости примерно до 37,5%. На рисунке (Рис.1) ниже изображено само сечение. Так же был разработан сортамент, улучшенный двутавровых профилей [6].
Рис.1Улучшенный двутавр с постоянной гибкостью стенки
В качестве альтернативы описанному выше профилю предлагается использовать подкрановые балки из сборных прокатных профилей [7]. Cборная подкрановая балка (рис.2), содержит два зеркальных расположенных профильных элемента, соединённых сверху и снизу затяжками из листов и имеющих вертикально ориентированные стенки. Зеркальные профильные элементы образуют форму лотков. Горизонтальные отгибы соединены друг с другом сверху и снизу в единое целое затяжками из листов. Затяжки присоединены к отгибам высоко ресурсными соединениями – легированными болтами из стали «40 Х Селект» или заклёпками с внедрёнными в каждую сердечником.
Площадь сечения двух соединённых стенок составляет 38%, двух лотков –15%, а четырёх горизонтальных отгибов и двух затяжек – 47% от всей площади сечения балки.
Сравнивая данный профиль с стандартным то моменты сопротивления повышаются: WX на 25…28%, момент WY на 25…30%.
Моменты инерции повышаются значительно больше JX на 55…59%, а JY на 50…55%. Данный улучшенный профиль имеет следующие преимущества:
Зеркальные корытообразные элементы симметричны относительно осей х и у прокатаны на прокатном стане и имеют плавные по кривой переходы от стенки к четвертям трубы и затем к горизонтальным отгибам;
эффективные коэффициенты концентрации напряжений сведены к минимуму, то есть, близки к единице и поэтому выносливость зеркальных профильных элементов наивысшая ;
соединения зеркальных профильных элементов друг с другом и с затяжками выполнено посредством полых заклёпок с внедрённым в каждую сердечником ;
трудоёмкость изготовления сведена к минимуму, так как сечение балки состоит из прокатных элементов, и их соединяют, автоматизировано на поточной линии с использованием пиротехнических установок, выполняющих пробитие в пакетах соединяемых элементов с автоматизированной постановкой полых заклёпок;
балка обладает амортизирующими свойствами из-за лотков сверху и снизу сечения.
Рис. 2 Составная балка из гнутых элементов
h высота сечения;А площадь сечения; q линейная плотность;
b ширина балки;bсв ширина свеса;tсв толщина свеса;tст толщина стенки;tл толщина лотка;tзат толщина затяжки;Dл внешний диаметр лотка; hст высота стенки.
Для повышения выносливости подкрановых балок, в ПГУАС, были изобретены амортизирующиеарочные крановые рельсы [7], приведённые на рис. 3.Рассмотрим его характеристики и сравним его с обычными рельсами (табл. 1, табл. 2).
Рис.3 Поперечное сечение арочного рельса.
1 – арка, 2 – параболические треугольники, 3- подошвы
Рельс |
A, см2 |
Jx, см4 |
Wx, см3 |
Jy, см4 |
Wy, см3 |
Jp, см4 |
Масса, кг |
АрКР50 |
38,0 |
780,9 |
135,8 |
1310,1 |
104,4 |
2091 |
29,846 |
АрКР60 |
50,92 |
1971,5 |
251,2 |
2110,6 |
149,8 |
4082,1 |
39,97 |
АрКР70 |
67,31 |
3618,7 |
387 |
3299,4 |
211 |
6918,1 |
52,84 |
АрКР80 |
81,08 |
5042,7 |
504,3 |
5525,2 |
301,1 |
10567,9 |
63,65 |
АрКР100 |
112,91 |
9712,0 |
836,5 |
12095,9 |
516,9 |
21807,8 |
88,63 |
АрКР120 |
149,37 |
22073,2 |
1470,6 |
19322 |
820,5 |
41401,5 |
117,23 |
АрКР140 |
194,99 |
32171,6 |
1999,5 |
32077,7 |
1192,9 |
64249,3 |
153,07 |
Табл 1. Площади сечения, моменты инерции, моменты сопротивления, масса амортизирующих арочных рельсов
Рельс |
Jx |
Wx |
Jy |
Wy |
Jp |
АрКР50/ КР50 |
2,18 |
1,782 |
11,76 |
4,207 |
4,45 |
АрКР60/КР60 |
3,01 |
2,178 |
10,779 |
4,004 |
4,800 |
АрКР70/КР70 |
3,558 |
1,966 |
10,319 |
3,959 |
4,931 |
АрКР80/КР80 |
3,309 |
2,161 |
11,792 |
4,180 |
5,304 |
АрКР100/КР100 |
3,46 |
2,272 |
13,155 |
4,215 |
5,854 |
АрКР120/КР120 |
4,602 |
2,664 |
11,55 |
4,27 |
6,4 |
АрКР140/КР140 |
5,81 |
3,162 |
12,30 |
3,89 |
7,90 |
Табл.1. Увеличение моментов инерции и моментов сопротивления амортизирующих арочных рельсов по отношению к обычным рельсам, в несколько раз
Главные преимущества амортизирующих арочных рельсов:
гарантированное увеличение основных характеристик без увеличения материалоёмкости, например, увеличение моментов инерции при изгибе Jx в 2…6 раз, Jy в 10…13 раз;
Наличие у рельсов естественной амортизирующей способности, возникшей в результате арочного очертания профиля;
Хорошую устойчивость при действии сил Tloc за счёт значительной ширины профиля;
Своевременное внедрение арочных рельсов на промышленные предприятия может дать существенный экономический эффект за счёт увеличения срока эксплуатации, таких важных элементов каркаса, как подкрановые балки. К сожалению, прокат данных рельсов не налажен, но они могут быть заменены сборными амортизирующимиарочными крановыми рельсами, состоящими из стандартного кранового рельса КР-140, расширителя подошвы рельса, гнутого из прокатной полосовой стали, и прокатного шпунта, как амортизатора.[8]
bxh |
yсм |
m |
|||
Рельс |
17х17 |
187,24 |
8,75 |
146,98 |
5528,3 |
Расширитель подошвы |
40х3,4 |
70,8 |
1,5 |
55,57 |
118,6 |
Шпунт |
42х17,15 |
127,4 |
13,54 |
100,32 |
6243 |
Табл 3. Характеристики составного амортизирующего рельса
Рис.4 Сборный амортизирующий рельс.
1 – рельс КР-140, 2 – расширитель подошвы, 3 – шпильки, 4 –шпунт, 5 затяжка,
6 – ответные шпунтовые соединения
Неподвижно соединяют расширитель подошвы рельса с аркой-амортизатором, высокоресурсным соединением, например, высокопрочными легированными шпильками (болтами) с гарантированным натягом (сталь 40 Х «Селект»), в единое целое и образуют амортизирующий арочный рельс. Изготавливают плоскую затяжку, со шпунтовыми соединениями ответными шпунтовым соединениям пят арки-амортизатора рельса и рядами соосных отверстий с регулярным шагом для соединения с подкрановой балкой. Вдвигаютпродольно с торца пяты арки-амортизатора в шпунтовое соединение плоской затяжки и образуют замкнутый по контуру амортизирующий арочный рельс[9]. Изготовление данного рельса может быть налажено практически на любом промышленном предприятии.
При реализации разработок, представленных в работе, на практике, ожидается существенное повышение долговечности подкрановых балок, а так же снижение их эксплуатационных расходов.
Выводы по работе:
В настоящей работе представлены методы и разработки, которые:
1.Повышают долговечность подкрановых балок
2.Снижают материалоемкость
3.Снижают эксплуатационные расходы предприятия
4.Увеличивают срок службы крановых рельсов
5.Повышают безопасность на производстве
6.Требует небольших первоначальных капиталовложений
7.Возможность внедрения разработок поочерёдно, т.к. разработки не зависят друг от друга
Внедрение (особенно комплексно) разработок приведённых в проекте может значительно помочь развитию народного хозяйства РФ.
Список литературы:
Нежданов К.К., Кузьмишкин А.А., Гарькин И.Н. Подкрановые балки: перспективные разработки// Инновационные технологии в производстве, науке и образовании. сб. трудов II-ой междунар. науч.-практ. конф. Часть 2.- Махачкала,2012 С.274-281
Нежданов К.К. Нежданов А.К., Гарькин И.Н. Способ проката профиля двутаврого сечения из низколегированной стали / Патент РФ №2486972 , опубликовано 10.07.2013
Нежданов К.К., Гарькин И.Н. Способ проката двутаврового профиля из низколегированной стали// Строительная механика и расчёт сооружений.:-2011№4 Москва ЦНИСК им.Курчеренко
Нежданов К.К., Железняков Л.А., Гарькин И.Н. Эффективный способ проката уголкового профиля // Строительная механика и расчёт сооружений №1 -2014, с.71-75 Москва ЦНИСК им.Курчеренко
Нежданов К.К., Лаштанкин А.С., Гарькин И.Н Сборные подкрановые балки из прокатных профилей // Строительная механика и расчёт сооружений.: №3 -2013,с.69-75 Москва ЦНИСК им.Курчеренко
Нежданов К.К., Кузьмишкин А.А, Гарькин И.Н. Сортамент улучшенных двутавровых профилей//Отраслевые аспекты технических наук №4 (Апрель) Москва.ИНГН- 2012:С.3-4
Нежданов К.К. и др. Арочный рельс. Патент RU № 2208570, В66 С 6/00, 7/08, Бюл. №20, 20.07.2003.
14.Нежданов К.К., Гарькин И.Н., Мягков Д.А.сборный амортизирующий арочный крановый рельс// Отраслевые аспекты технических наук:-№5 Май 2011С.4-5
Нежданов К.К., Лаштанкин А.С., Нежданов А.К. Амортизирующие подкрановые балки и их выносливость// Региональная архитектура и строительство.- Пенза 2010г.,№2 С.85-92