В основе системы туризма, по мнению швейцарского исследователя К. Каспара, лежат две субсистемы: субъект и объект туризма. Субъектом туризма выступают, с одной стороны, те социальные субъекты, которые путешествуют по стране, удовлетворяя свои физические, духовные и интеллектуальные потребности, то есть туристы, с другой стороны, субъектами туризма выступают предприятия, учреждения, организации, осуществляющих и регулирующих предпринимательскую деятельность, направленную на удовлетворения познавательных, оздоровительных, спортивных, деловых, религиозных и других потребностей туристов.
К объектам туризма принадлежат сочетание природных комплексов и культурных ценностей, которые привлекают внимание и могут удовлетворить духовные потребности туристов и содействовать восстановлению и развитию их физического и интеллектуального потенциала [2].
Рост курса доллара в последнее время, общий экономический кризис, и связанное с этим повышение тарифов и цен на услуги размещения и питания сделали для большинства населения недоступным выездной туризм. В то же время Приморский край обладает всеми необходимыми ресурсами для успешного развития различных направлений внутреннего туризма. И поднятие туристской индустрии на высокий уровень, отвечающий современным требованиям.
Современная экономическая наука рассматривает туризм как системный объект изучения, что позволяет, с одной стороны, выявить его структуру с многообразием внутренних связей, а с другой – определить характер взаимодействия с внешней средой.
В соответствии с определением, разработанным Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма, туризм как социально-экономическая система есть совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и не связанных с их трудовой деятельностью [3].
Соответственно, объект посещения – это рекреационный туристический ресурс, на который направлен познавательный интерес путешественника, и знакомство с которым составляет одну из целей приобретения туристического продукта.
Приморский край обладает уникальными туристско-рекреационными ресурсами, которые позволяют развивать практически все направления туризма: экологический, пляжный, сельский, оздоровительный, развлекательный, деловой, культурно-познавательный, автотуризм, социальный туризм.
На рисунке 1 представлены наиболее востребованные виды туризма.
Рисунок 1. Виды туризма
С целью развития турбизнеса в Приморском крае необходимо формирование информационной базы туризма на основании регулярных исследований конъюнктуры рынка. В наиболее развитых туристских районах страны уже начали проводить исследования, которые дают возможность направлять и прогнозировать спрос, формировать ценовую политику. Для получения наибольшего эффекта от таких исследований необходимо расширение государственной статистической отчетности по туризму [4]. На сегодняшний день необходима информация о низкобюджетных турах, программах выходного дня, не дорогих, но информационно насыщенных экскурсиях, которые будут интересны различным слоям населения. В результате проведенного в данной работе исследования по материалам сайтов туристических компаний Приморского края были выявлены такие туры. (рис.2)
«Белый Лебедь»(выходной день)
Санаторий «Жемчужина»
«Тропа здоровья».
Седанка"
"Изумрудный"
Рисунок 2. Низкобюджетные туры Приморского края
В Приморье есть уникальные места и достопримечательности, посетив которые каждый россиянин или иностранец получит новые незабываемые впечатления. Большинство приморских достопримечательностей расположено в местах, до которых можно легко добраться транспортом. Ради посещения культурных, исторических и природных памятников туристы стремятся в приморские города: Владивосток, Уссурийск, Находку, Партизанск, Артем, Арсеньев [5].
Для выявления востребованности объектов внутреннего туризма Приморского края у жителей Артемовского городского округа был проведен опрос. Было опрошено 150 респондентов. В результате данного опроса было установлено, что абсолютное большинство 98%, положительно относятся к различным видам путешествия. При этом половина опрошенных предпочитают экскурсии по достопримечательностям Приморского края - 50%, 30% - склоняются к посещению заказников, заповедников, памятников природы, 16% - посещение выставок, картинных галерей, театров и 4% - посещение зоосадов, зоопарков, сафари парков.
Наблюдается так же зависимость между возрастом и видами отдыха, которые выбирают респонденты. Так, представители старшего поколения выбирает - экскурсии по достопримечательностям Приморского края, среднего возраста - посещение выставок, картинных галерей, театров и младшие - посещение зоосадов, зоопарков, сафари парков. (Таблица 1)
Таблица 1.Предпочтение по видам отдыха в зависимости от возрастной группы, %
Вид отдыха Возраст |
Экскурсии по достопримечательностям Приморского края |
Посещение заказников, заповедников, памятников природы |
Посещение выставок, картинных галерей, театров |
Посещение зоосадов, зоопарков, сафари парков |
до 12 лет |
12 |
14 |
8 |
43 |
13 – 24 года |
28 |
27 |
15 |
17 |
24 - 35 лет |
12 |
18 |
34 |
10 |
35 – 50 лет |
6 |
20 |
15 |
5 |
свыше 50 лет |
42 |
21 |
28 |
25 |
итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
Как показал анализ наибольшей популярностью у туристов пользуются следующие туры по югу Приморского края: Ботанический сад, Кедровая падь, «Верхнебикинский» заказник, Вечерний Владивосток, Остров Русский, музей «Ворошиловская батарея», Форт № 3, Страусиная ферма, Сафари-парк, Завод «Coca-Cola», Мосты Владивостока, Зоопарк «Садгород», Уссурийская астрофизическая обсерватория.
Данные туры являются самыми посещаемыми и известными жителям. Их популярность определяется низкой стоимостью услуги, близким расположением и познавательностью экскурсионной программы.
На вопрос «Какие направление хотели бы посетить» большинство респондентов выбрало следующие экскурсии: Ботанический сад, Тропа леопарда, Морской заповедник, «Парк Драконов», Завод «Coca-Cola», «Тайными тропами и убежище НКВД», Мосты Владивостока, Снежные псы – хаски, Уссурийская астрофизическая обсерватория, Ботанический сад, Тропа леопарда, Гончарная мастерская «Жар-птица»
Таким образом, проведенный анализ востребованности объектов внутреннего туризма показал, что этот вид туризма развивается. Растет спрос на недорогие туристские услуги, такие как познавательный, рекреационный и природный туризм.
Список литературы
1.Ильина О.В., Левина М.А.Современное состояние российского туристского рынка /Материалы конференции «Фундаментальные исследования» - 2005 - №10 - С.66-68
2. Дурович А.П., Организация туризма. Учебное пособие. Изд- во ПИТЕР- 2011. С.16
3. Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство URL:http://tourlib.net/books_tourism/lojko1-2.htm (дата обращения: 23.12.2014).4. Региональные особенности туристского бизнеса в Приморском крае URL: http://www.travelhunters.ru/travels-1531-4.html (дата обращения: 20.12.2014).
5. Туризм в Приморском крае. URL: http://shamora.info (дата обращения: 23.12.2014)