ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Ильина Л.И. 1, Сердакова К.Г. 1
1ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реферат

В данной статье представлен анализ стрессовых ситуаций в деятельности сестринского персонала и технологии их преодоления.Актуальность данной темы обусловлена тем, что профессиональный труд медицинской сестры отличается высокой эмоциональной, психической и физической нагрузкой. В деятельности медицинской сестры существует широкий спектр причин, способствующих развитию стрессовых ситуаций: перегрузки в профессиональной деятельности, неудовлетворенность материальным положением, особенности взаимодействия с пациентами, с врачами, с коллегами (членами) медицинской бригады, конфликтные взаимоотношения в рабочем коллективе, проблемы профессионального роста и карьеры, осложненные условия личной жизни.

Отдельное внимание уделено деятельности сестринского персонала детских поликлиник.

В настоящее время в стремительно меняющихся социально-экономических условиях, в условиях увеличенных объемов получаемой информации наблюдается рост нервно-психической напряженности во всех сферах деятельности человека, что сопровождается повышенными требованиями к психической устойчивости и адаптивности человека. Поэтому большое значение приобретают проблемы поведения людей в стрессовых ситуациях, степени их активности и адаптивности и одновременно защищенности, проявляемой, в частности, в активной позиции индивида.

В современных условиях в обществе сформировалась четко выраженная потребность, как в фундаментальных, так и в прикладных знаниях о сущности, закономерностях развития и способах предупреждения профессиональных стрессов. Решение рассматриваемой проблемы может способствовать преодолению тех трудностей, которые обозначились в связи с необходимостью управления стрессами в организационной среде.

При изучении профессиональной деятельности специалистов социономических профессий (медицинских работников, педагогов, социальных работников и др.) акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми. Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми, в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса и профессионального выгорания. Психологическое благополучие профессионала крайне важно для любых профессий, в первую очередь - профессий типа «человек-человек», поэтому его нормативные психические состояния являются одним из важнейших условий труда и оказывают значительное влияние на клиентов.

Стрессовые ситуации в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество деятельности сотрудников. Возникают значительные трудности на пути выполнения поставленных задач и достижения стратегических целей организации. Разбалансировка взаимосвязей групповой деятельности по причине профессиональных стрессов в коллективе неизбежно ведет к потере эффективности качества деятельности, возрастанию личной неудовлетворенности у каждого члена коллектива, текучести кадров и других негативных последствий.

Медицинская профессия – это особая профессия, возникшая в далеком прошлом. Медицинский персонал имеет дело с человеком, и касаются тех сторон его жизни, от которых зависит его благополучие, трудоспособность и даже жизнь.

Сестринский персонал – самый многочисленный отряд медицинских работников и не только в нашей стране. Не для кого ни секрет, что сестринский персонал по роду своей деятельности проводит очень много времени с пациентом, постоянно и тесно с ним общаясь. Ежедневно он сталкивается с болезнями, травмами и смертями. Такая ситуация может изменить взгляд на мир у любого человека.

Стресс занимает особое место среди состояний человека и играет значительную роль в его жизни. Стрессы влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими его людьми.

Впервые понятие стресса было введено канадским физиологом Гансом Селье. В 1936 году он опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»).

Только в 1946 году Г. Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения. По определению Г. Селье: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования». Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса [5].

Итак, где действует стрессор, начинает наблюдаться ряд функциональных и морфологических изменений, развертывающийся как единый процесс – общий адаптационный синдром.

Г. Селье выделил три стадии этого процесса:

  • стадия тревоги;

  • стадия резистентности (адаптации);

  • стадия истощения.

На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором и старается приспособиться к нему. На второй стадии происходит адаптация к новым условиям. Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение резервов организма (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида [8].

В последние десятилетия внимание медиков, физиологов, психологов сконцентрировано вокруг того факта, что одни и те же стрессовые стимулы могут оказать и мобилизующее, и дезорганизующее действие на поведение, деятельность человека. Значительное распространение получили понятия – деструктивный стресс, или дистресс; и конструктивный стресс, или эустресс. О двуликости говорят, когда имеют в виду, что с одной стороны, это жизненно необходимая приспособительная реакция, которая открывает возможность адаптации к новым условиям жизнедеятельности, а с другой стороны, стресс может стать причиной страданий, болезней и переживаний [4].

Таким образом, можно выделить формы проявления стресса:

  • изменение поведенческих реакций (нарушение психомоторики, изменение образа жизни, профессиональные нарушения, нарушение социально- ролевых функций);

  • изменение интеллектуальных (когнитивных) процессов (нарушение показателей внимания, страдает функция памяти, мышление);

  • изменение физиологических процессов (физиологические проявления стресса касаются почти всех систем и органов человека в особенности сердечно – сосудистая система);

  • эмоциональные проявления (изменение общего эмоционального фона, выраженные негативные реакции, изменения в характере, возникновение невротических состояний).

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

Каждый человек, начиная с момента его появления на свет и кончая глубокой старостью, постоянно подвергается воздействию многочисленных стрессовых ситуаций, вызывающих состояние стресса. Стрессовые ситуации предъявляют повышенные требования к человеку, обуславливают психофизическое, эмоциональное, психологическое и интеллектуальное напряжение человека [6].

В контексте ситуационного подхода участники стрессовой ситуации рассматриваются не как пассивные «жертвы» воздействия внешних стресс факторов, а как активные субъекты взаимодействия со структурными элементами ситуации, которые обладают определенной стрессогенностью (потенциальным риском нарушения гомеостаза организма и детерминации последующих стресс реакций) в зависимости от восприятия и когнитивной оценки ситуации.

Стрессовая ситуация — вид неординарной социально-психологической ситуации, в том числе и профессионально-трудной ситуации, которая содержит объективные повышенные требования к адаптационным потенциалам (ресурсам) человека, детерминирует изменения психического состояния человека и качество взаимодействия в системе «субъект—ситуация».

Главным признаком критической жизненной ситуации как разновидности стрессовой ситуации является наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преодолеть препятствующие этому достижению преграды [1].

Стрессовые ситуации медицинских сестер, работающих в детских поликлиниках, не отличаются от стрессовых ситуаций другим медицинских сестер, работающих в других учреждениях здравоохранения. Но все же есть небольшое отличие в том, что сестринский персонал детских поликлиник очень тесно общается не только с детьми, но и с их родителями, что создает дополнительные условия напряжения при тесном взаимодействии. Потому что каждый родитель требует повышенного внимания именно к его ребенку, в связи с чем очень часто возникают трения между медицинским персоналом и родителями.

Стрессовые ситуации в деятельности сестринского персонала детских поликлиник:

  • Стрессовые ситуации, возникающие в ходе общения с родителями, детьми, подростками, в ходе которых медицинские сестры соприкасаются с чужими проблемами, болью и тревогами. Данные стрессовые ситуации порой имеют очень выраженный эмоциональный фон. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медсестра невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение.

  • Стрессовые ситуации, связанные в связи с увеличением объемов работы. Это связано, увеличением детского населения в городе и повышением требований к качеству предоставляемых услуг.

  • Стрессовые ситуации при общении с администрацией поликлиники, которые, как им кажется, предъявляют неоправданно завышенные требования к профессиональной деятельности медицинских сестер.

  • Стрессовые ситуации, связанные с монотонной и однообразной работой, которая не приносит желаемого удовлетворения. Большей частью это относиться к бумажной документации, которая в последнее время занимает практически все рабочее время сестринского персонала.

Однако это не значит, что стрессовые ситуации является только злом, бедой, но и важнейшим инструментом тренировки и закаливания, повышающий адаптивность и сопротивляемость организма к любым изменениям в окружающей нас среде.

Итак, стрессовых ситуаций, вызывающих стресс не следует избегать, а уметь ими управлять.

Снижение стрессогенности ситуации. Степень стрессогенности ситуации определяется количеством и силой отдельных стресс-факторов, присутствующих в текущий момент времени.

Основные стресс–факторы – это:

1. Значимость ситуации. Что для себя ценного я потеряю, если откажусь от выполнения данной деятельности или от нахождения в данной ситуации?

2. Новизна и неопределенность. Какие знания, умения, навыки мне необходимы для безопасного нахождения в данной ситуации?

3. Нагрузка. Какой уровень дискомфорта я испытываю при нахождении в данной ситуации?

4. Риск. Что для себя ценного я потеряю, если я сделаю неправильное действие?

5. Цейтнот. Запас времени, достаточный для спокойного обдумывания вариантов поведения.

На основании умения определять стресс–факторы можно создать алгоритм восстановительных мероприятий, помогающий организму быстрее прийти «в форму».

Управление психическими состояниями. Психическое состояние – это целостная характеристика психики человека в текущий период или момент времени. Каждый человек практически всегда сталкивается с необходимостью освоения методовуправления психическим состоянием (саморегуляция).

В общем виде алгоритм освоения методов саморегуляции может быть описан так:

1. Создать карту состояний – выделить и систематизировать основные известные состояния, обозначить их удобным образом, запомнить их объективные признаки и сопутствующие им субъективные переживания.

2. Научиться легко различать как качественно, так и количественно отличающиеся состояния.

3. Научиться переходить из одних состояний в другие: сначала в соседние состояния, затем во все более и более отдаленные.

4. Сначала пользоваться опосредованными приемами – движением, дыханием, внешними воздействиями и т.д. Со временем стремиться переходить из состояния в состояние исключительно за счет волевого усилия.

Самовосстановление. Восстановительные мероприятия помогают организму быстрее прийти в «форму» и быть готовым к встрече с новой стрессовой ситуацией.

Основные средства восстановления:

  1. Психологические средства: аутогенная тренировка, мышечная релаксация, музыка и светомузыка, психорегуляция.

  2. Психогигиенические средства: интересный досуг, позитивные кинофильмы, общение с природой, общение с близкими людьми, контакт с домашними животными, при необходимости смена рода деятельности.

  3. Организационные средства: сбалансированная активность, правильный режим дня, планирование деятельности.

  4. Медико-биологические средства: массаж, водные процедуры, бани, рациональное питание, полноценный отдых и сон.

  5. Использование медикаментозных средств: использование психотропных препаратов, консультации психолога, психотерапевта, посещение кабинета релаксации.

Несмотря на кажущуюся сложность предложенной технологии, для ее успешного применения требуется всего лишь желание. Любой взрослый человек, независимо от уровня его образования или занимаемой должности, способен ее освоить. На наш взгляд, в условиях увеличенных объемов получаемой информации и стремительно меняющихся социально-экономических условиях любой человек должен уметь предвидеть, справляться со стрессовыми ситуациями, так как от этого напрямую зависит его здоровье и профессиональный рост в сфере его деятельности.

Выводы

  1. Увеличение количества стрессовых ситуаций напрямую влияет на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими его людьми.

  2. Весьма важной и перспективной для сохранения кадрового потенциала организации считаем разработку профилактических стратегий помощи «выгорающим» сотрудникам.

  3. Современным людям необходима научно обоснованная, но в то же время простая и действенная технология управления, включающая в себя развития стресса устойчивости.

  4. От умения справляться со стрессовыми ситуациями напрямую зависит качество жизни человека, его физическое и психическое здоровье.

Список используемых источников

  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Издательство МГУ, 1984 — 200 с.

  2. Линдеман Х., Селье Г. Система психофизического саморегулирования. Когда стресс не приносит горя. – М: МНПП «РЭНАР», 1992. – 160 с.

  3. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями – Пособие для врачей и медицинских психологов. - http://www.medpsy.ru/library/library142.pdf.

  4. Островская И.В. Психология: учебник для медицинских училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 480 с.

  5. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме - http://medsport. 3dn.ru/load/quot_ocherki_ob_adaptacionnom_sindrome.

  6. Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов. - СПб.: Питер 2010г – 591 с.

  7. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма – М: Наука, 1988. – 176 с.

  8. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: учебное пособие. –СПб.: Питер, 2008. – 256 с.

Просмотров работы: 4525