ПУТИ СОВЕШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В САЛОНАХ ОПТИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПУТИ СОВЕШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В САЛОНАХ ОПТИКИ

Трубникова А.Е. 1, Островская И.В. 1
1ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Москва, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Анализ мировых тенденций развития рынка оптических услуг свидетельствует об увеличении его емкости. В первую очередь это связано с ухудшением экологической обстановки, напрямую влияющей на уровень и качество зрения, а также с рядом факторов социально-экономического характера.

Согласно статистическим данным, в России ежегодно регистрируются 500 тысяч инвалидов по зрению, а каждый второй житель страны страдает заболеваниями зрительного аппарата. Глазная заболеваемость в России неуклонно возрастает и в большинстве регионов превышает среднеевропейские показатели в 1,5-2 раза. Всего в мире, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, живет 45 млн. слепых людей и 135 млн человек с серьезными нарушениями зрения [1].

В Российской Федерации по данным статистики 40,8% населения для преодоления дефектов зрения пользуется корригирующими очками и 2% - контактными линзами.

На увеличение емкости рынка оптических услуг влияют и тенденции моды. Известно, что продукция оптики – это больше, чем просто продукция для коррекции зрения. Предлагаемые потребителю оправы и линзы являются элементом не только защиты зрения, но и создания имиджа потребителя, его нового образа.

Все факторы, воздействующие на конъюнктуру рынка оптических услуг, имеют тенденцию к усилению, что повышает значимость, актуальность и привлекательность данного рынка, свидетельствует о расширении его границ.

Переход к рыночной экономике изменил принципы функционирования организаций, обеспечивающих население средствами коррекции зрения. Приоритетным для субъектов рынка оптических услуг стало получение максимальной экономической выгоды, чему в большей степени способствует отсутствие государственной политики и системы государственного контроля в области обеспечения населения средствами коррекции зрения, децентрализация структуры рынка оптических услуг, ежегодное увеличение потребности населения в оптических услугах, расширение сети салонов оптики и возрастающая конкуренция среди них [2].

Анализ нормативно-правовой базы в части требований к персоналу и их квалификации показал, что на сегодняшний день действующие законодательно-нормативные акты определяют работы и услуги по изготовлению и ремонту изделий очковой оптики, подбору и консультации по поводу ношения очковой оптики как простые медицинские услуги по специальности «Медицинская оптика».

Общероссийский классификатор специальностей по образованию по специальности 060111 «Медицинская оптика» определяет квалификации техник-оптик и оптик-оптометрист, но действующим Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, утвержденным Министерством образования РФ по специальности «Медицинская оптика», установлена лишь квалификация техник-оптик [5].

Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93 «Перечень профессий начального профессионального образования», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.12.1999г. №1362 [3], Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 устанавливают различные квалификации по специальности «Медицинская оптика»: оптик-оптометрист, оптик-офтальмолог, сборщик очков, техник оптики, техник-оптик с углубленной подготовкой [4]. Кроме того, в номенклатуру должностей среднего фармацевтического и медицинского персонала (Приложение к приказу Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377) введена должность продавец оптики [6].

Изучение законодательства РФ в части, касающейся регулирования деятельности по реализации средств коррекции зрения, выявило ряд недостатков нормативно-правовой базы, обеспечивающей качество оптических услуг. Несовершенство законодательной базы и отсутствие системы государственного контроля в области обеспечения населения средствами коррекции зрения привели к тому, что в настоящее время реализацией очковой оптики занимается большое число частных предпринимателей.

При наборе персонала руководство оптических салонов г. Москвы выдвигает следующие требования к квалификации специалистов: среднее профессиональное образование по специальности Медицинская оптика и сертификат специалиста по специальности «Медицинская оптика» (свидетельство об аккредитации специалиста), среднее профессиональное образование по специальностям: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело», «Фармация», а также по специальностям укрупнённой группы специальностей «Приборостроение и Оптотехника» и профессиональная переподготовка в объеме свыше 1000 часов по специальности «Медицинская оптика» и сертификат специалиста по специальности «Медицинская оптика» (свидетельство об аккредитации специалиста).

В настоящее время наблюдается нехватка специалистов с профильным образованием по специальности «Медицинская оптика» и сертификатом специалиста. В связи с этим должности оптиков-консультантов и администраторов салонов оптики занимает сестринский персонал, который не имеет сертификата специалиста по специальности «Медицинская оптика».

В должностные обязанности оптиков-консультантов входит:

  1. Оказание консультативной помощи пациенту по выбору и использованию средств коррекции зрения, средств ухода за ними, сопутствующих товаров; по вопросам современной оптической моды, формированию и коррекции визуального имиджа с помощью корригирующих и защитных очков и контактных линз.

  2. Комплектация и оформление заказов на изготовление и ремонт средств коррекции зрения.

  3. Контроль качества готовой продукции на соответствие требованиям действующих стандартов при выдаче заказа.

  4. Использование оптических контрольно-измерительных приборов и инструментов.

  5. Произведение выправки оправы в соответствии с антропометрическими параметрами лица и головы пациента, мелкого ремонта очков и оправ.

  6. Проведения мероприятий по представлению товаров с использованием инструментов мерчендайзинга.

  7. Осуществление реализации населению и организациям средств коррекции зрения, средств ухода за ними и сопутствующих товаров.

  8. Исследование потребительского спроса на средства коррекции зрения, средства ухода за ними и сопутствующие товары с целью формирования ассортимента организации.

  9. Разрешение конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности.

  10. Осуществление расчетов с заказчиками с использованием контрольно-кассовых аппаратов.

При анализе работы оптических компаний «Бинооптика», «Люксоптика» и «Медоптика» г. Москвы выявлена необходимость совершенствования работы сестринского персонала. Для этого:

  1. В оптических компаниях необходимо создание обучающих центров, где сестринский персонал будет получать необходимые знания по вопросам офтальмологии, медицинской оптики, современных тенденций моды при подборе оправ и солнцезащитных очков, контактной коррекции зрения.

  2. Сестринскому персоналу необходима организация обучения в крупных оптических компаниях по производству очковых линз. Например, предоставляя на рынке широчайший спектр услуг, компания Essilor International активно участвует в развитии рынка и является важным партнером для всех специалистов в области оптики. В частности, в компании создана уникальная система подготовки профессионалов, доступная для специалистов из любых стран — Varilux University. Этот центр обучения, расположенный в Париже, предлагает различные программы для офтальмологов, оптометристов и оптиков-консультантов. По результатам обучения выдается соответствующий сертификат [7].

  3. Необходима организация активного участия сестринского персонала в оптических выставках, которые проводятся в Москве, Париже и Милане.

  4. Следует организовать работу сестринского персонала в кабинете оптометрии. Сестринский персонал может выполнять простые медицинские манипуляции, например, авторефкератометрию и измерение межзрачкового расстояния с помощью специальных приборов.

  5. При подборе мягких контактных линз в кабинете оптометрии сестринскому персоналу следует поручить обучение пациентов пользованию контактными линзами, а так же проводить беседу по уходу и правильному ношению мягких контактных линз.

  6. Необходима организация научно-просветительской работы среди населения в поликлиниках и школах по месту нахождения салона оптики по очковой и контактной коррекции зрения, новых продуктах оптики, которые защищают глаза от вредного ультрафиолетового и синего спектров излучения.

  7. Организация обучения населения мерам профилактики нарушений функций органа зрения.

Таким образом, проведенный нами анализ показал, что с учетом всевозрастающей потребности населения в услугах салонов оптики, есть необходимость совершенствования профессиональных навыков сестринского персонала салонов оптики, поддержании на современном уровне технической базы салонов и оптимизации деятельности персонала, путем корректировки функциональных обязанностей.

Список использованных источников:

  1. Келарев В.В. Управление развитием рынка оптических услуг: социальный аспект. - Ростов н/Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006.

  2. Келарев В.В. Оптические услуги как составная часть рынка средств коррекции зрения. — Ростов н/Дону: Научная мысль Кавказа. Приложение. 2006. № 3.

  3. Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93«Перечень профессий начального профессионального образования», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.12.1999г. №1362.

  4. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 от 26 декабря 1994 г. N 367 .

  5. Общероссийский классификатор специальностей по образованию от 30 декабря 1993 г. N 296.

  6. Приложение к приказу Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377 « Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения».

  7. essilor.com

Просмотров работы: 1576