Согласно статистическим данным, в России ежегодно регистрируются 500 тысяч инвалидов по зрению, а каждый второй житель страны страдает заболеваниями зрительного аппарата. Глазная заболеваемость в России неуклонно возрастает и в большинстве регионов превышает среднеевропейские показатели в 1,5-2 раза. Всего в мире, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, живет 45 млн. слепых людей и 135 млн человек с серьезными нарушениями зрения [1].
В Российской Федерации по данным статистики 40,8% населения для преодоления дефектов зрения пользуется корригирующими очками и 2% - контактными линзами.
На увеличение емкости рынка оптических услуг влияют и тенденции моды. Известно, что продукция оптики – это больше, чем просто продукция для коррекции зрения. Предлагаемые потребителю оправы и линзы являются элементом не только защиты зрения, но и создания имиджа потребителя, его нового образа.
Все факторы, воздействующие на конъюнктуру рынка оптических услуг, имеют тенденцию к усилению, что повышает значимость, актуальность и привлекательность данного рынка, свидетельствует о расширении его границ.
Переход к рыночной экономике изменил принципы функционирования организаций, обеспечивающих население средствами коррекции зрения. Приоритетным для субъектов рынка оптических услуг стало получение максимальной экономической выгоды, чему в большей степени способствует отсутствие государственной политики и системы государственного контроля в области обеспечения населения средствами коррекции зрения, децентрализация структуры рынка оптических услуг, ежегодное увеличение потребности населения в оптических услугах, расширение сети салонов оптики и возрастающая конкуренция среди них [2].
Анализ нормативно-правовой базы в части требований к персоналу и их квалификации показал, что на сегодняшний день действующие законодательно-нормативные акты определяют работы и услуги по изготовлению и ремонту изделий очковой оптики, подбору и консультации по поводу ношения очковой оптики как простые медицинские услуги по специальности «Медицинская оптика».
Общероссийский классификатор специальностей по образованию по специальности 060111 «Медицинская оптика» определяет квалификации техник-оптик и оптик-оптометрист, но действующим Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, утвержденным Министерством образования РФ по специальности «Медицинская оптика», установлена лишь квалификация техник-оптик [5].
Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93 «Перечень профессий начального профессионального образования», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.12.1999г. №1362 [3], Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 устанавливают различные квалификации по специальности «Медицинская оптика»: оптик-оптометрист, оптик-офтальмолог, сборщик очков, техник оптики, техник-оптик с углубленной подготовкой [4]. Кроме того, в номенклатуру должностей среднего фармацевтического и медицинского персонала (Приложение к приказу Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377) введена должность продавец оптики [6].
Изучение законодательства РФ в части, касающейся регулирования деятельности по реализации средств коррекции зрения, выявило ряд недостатков нормативно-правовой базы, обеспечивающей качество оптических услуг. Несовершенство законодательной базы и отсутствие системы государственного контроля в области обеспечения населения средствами коррекции зрения привели к тому, что в настоящее время реализацией очковой оптики занимается большое число частных предпринимателей.
При наборе персонала руководство оптических салонов г. Москвы выдвигает следующие требования к квалификации специалистов: среднее профессиональное образование по специальности Медицинская оптика и сертификат специалиста по специальности «Медицинская оптика» (свидетельство об аккредитации специалиста), среднее профессиональное образование по специальностям: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело», «Фармация», а также по специальностям укрупнённой группы специальностей «Приборостроение и Оптотехника» и профессиональная переподготовка в объеме свыше 1000 часов по специальности «Медицинская оптика» и сертификат специалиста по специальности «Медицинская оптика» (свидетельство об аккредитации специалиста).
В настоящее время наблюдается нехватка специалистов с профильным образованием по специальности «Медицинская оптика» и сертификатом специалиста. В связи с этим должности оптиков-консультантов и администраторов салонов оптики занимает сестринский персонал, который не имеет сертификата специалиста по специальности «Медицинская оптика».
В должностные обязанности оптиков-консультантов входит:
Оказание консультативной помощи пациенту по выбору и использованию средств коррекции зрения, средств ухода за ними, сопутствующих товаров; по вопросам современной оптической моды, формированию и коррекции визуального имиджа с помощью корригирующих и защитных очков и контактных линз.
Комплектация и оформление заказов на изготовление и ремонт средств коррекции зрения.
Контроль качества готовой продукции на соответствие требованиям действующих стандартов при выдаче заказа.
Использование оптических контрольно-измерительных приборов и инструментов.
Произведение выправки оправы в соответствии с антропометрическими параметрами лица и головы пациента, мелкого ремонта очков и оправ.
Проведения мероприятий по представлению товаров с использованием инструментов мерчендайзинга.
Осуществление реализации населению и организациям средств коррекции зрения, средств ухода за ними и сопутствующих товаров.
Исследование потребительского спроса на средства коррекции зрения, средства ухода за ними и сопутствующие товары с целью формирования ассортимента организации.
Разрешение конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности.
Осуществление расчетов с заказчиками с использованием контрольно-кассовых аппаратов.
При анализе работы оптических компаний «Бинооптика», «Люксоптика» и «Медоптика» г. Москвы выявлена необходимость совершенствования работы сестринского персонала. Для этого:
В оптических компаниях необходимо создание обучающих центров, где сестринский персонал будет получать необходимые знания по вопросам офтальмологии, медицинской оптики, современных тенденций моды при подборе оправ и солнцезащитных очков, контактной коррекции зрения.
Сестринскому персоналу необходима организация обучения в крупных оптических компаниях по производству очковых линз. Например, предоставляя на рынке широчайший спектр услуг, компания Essilor International активно участвует в развитии рынка и является важным партнером для всех специалистов в области оптики. В частности, в компании создана уникальная система подготовки профессионалов, доступная для специалистов из любых стран — Varilux University. Этот центр обучения, расположенный в Париже, предлагает различные программы для офтальмологов, оптометристов и оптиков-консультантов. По результатам обучения выдается соответствующий сертификат [7].
Необходима организация активного участия сестринского персонала в оптических выставках, которые проводятся в Москве, Париже и Милане.
Следует организовать работу сестринского персонала в кабинете оптометрии. Сестринский персонал может выполнять простые медицинские манипуляции, например, авторефкератометрию и измерение межзрачкового расстояния с помощью специальных приборов.
При подборе мягких контактных линз в кабинете оптометрии сестринскому персоналу следует поручить обучение пациентов пользованию контактными линзами, а так же проводить беседу по уходу и правильному ношению мягких контактных линз.
Необходима организация научно-просветительской работы среди населения в поликлиниках и школах по месту нахождения салона оптики по очковой и контактной коррекции зрения, новых продуктах оптики, которые защищают глаза от вредного ультрафиолетового и синего спектров излучения.
Организация обучения населения мерам профилактики нарушений функций органа зрения.
Таким образом, проведенный нами анализ показал, что с учетом всевозрастающей потребности населения в услугах салонов оптики, есть необходимость совершенствования профессиональных навыков сестринского персонала салонов оптики, поддержании на современном уровне технической базы салонов и оптимизации деятельности персонала, путем корректировки функциональных обязанностей.
Список использованных источников:
Келарев В.В. Управление развитием рынка оптических услуг: социальный аспект. - Ростов н/Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006.
Келарев В.В. Оптические услуги как составная часть рынка средств коррекции зрения. — Ростов н/Дону: Научная мысль Кавказа. Приложение. 2006. № 3.
Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93«Перечень профессий начального профессионального образования», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.12.1999г. №1362.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 от 26 декабря 1994 г. N 367 .
Общероссийский классификатор специальностей по образованию от 30 декабря 1993 г. N 296.
Приложение к приказу Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377 « Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения».
essilor.com