УЧАСТИЕ БАКАЛАВРА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СЕСТ-РИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ОБЛАСТИ ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УЧАСТИЕ БАКАЛАВРА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СЕСТ-РИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ОБЛАСТИ ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКИ

Широкова Н.В. 1, Островская И.В. 2
1ГБОУ СПО МО "Московский областной медицинский колледж №2"
21 ММУ им. Сеченова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 25.11.2013г №317-Ф) профилактические прививки должны проводиться в медицинских учреждениях при наличии лицензий на медицинскую деятельность и осуществляться медицинскими работниками, прошедшими специальную подготовку по вопросам вакцинопрофилактики. Поэтому тематическое усовершенствование по вопросам вакцинопрофилактики занимает сегодня достойное место в системе дополнительного профессионального образования.

В данной статье представлен анализ требований к осуществлению медико-профилактической деятельности выпускника, заложенные в ФГОС ВПО по направлению подготовки 060500 – «Сестринское дело» напредмет возможного использования потенциала бакалавров сестринского дела для осуществления образовательной деятельности в системе повышения квалификации специалистов среднего звена в здравоохранении по вопросам вакцинопрофилактики.

В настоящее время вакцинопрофилактика рассматривается на международном уровне как наиболее доступный и экономически выгодный способ защиты и укрепления здоровья нации. Высокая эффективность этого метода определяется появлением в последние годы законодательной базы, введением нового календаря прививок, использованием современных технологий в вычислительной технике и телекоммуникациях, применением новых, более совершенных вакцин. В результате существенных изменений в экономической, демографической ситуации в стране, реализации международных программ по иммунопрофилактике инфекций значительно расширились показания к вакцинации детей и взрослых с отклонениями в состоянии здоровья, повысились квалификационные требования к специалистам, отвечающим за вакцинопрофилактику [9].

Основной объем работы по реализации программы вакцинопрофилактики традиционно выполняется средним медицинским персоналом детских поликлиник и школ. Однако, в соответствии с действующим на сегодня законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 25.11.2013 №317 - Ф) проводить иммунизацию имеют право медицинские работники, прошедшие специальную подготовку.

«Профилактические прививки гражданам проводят в организациях здравоохранения независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии лицензии на данный вид деятельности в области иммунопрофилактики...К проведению профилактических прививок допускают медицинский персонал, обученный правилам техники проведения прививок, приемам неотложной помощи в случае развития поствакцинальных реакций и осложнений. К проведению иммунизации против туберкулеза допускают медицинский персонал, прошедший соответствующую подготовку и имеющий специальную справку-допуск, ежегодно обновляемую.

Медицинские работники, осуществляющие вакцинопрофилактику инфекционных болезней, должны ежегодно проходить обучениепо организации и проведению профилактических прививок» [5].

В настоящее время для выполнения требований законодательства требуется проведение краткосрочных тематических циклов усовершенствования на отделениях повышения квалификации медицинских учебных заведений системы СПО. Немногим меньше года, цикл усовершенствования «Вакцинопрофилактика» введен в программу повышения квалификации специалистов среднего звена для специальности «Сестринское дело в педиатрии» и «Сестринское дело» в ГБОУ СПО МО «Московский областной медицинский колледж №2».

Предпосылками к открытию такого цикла послужили многочисленные заявки от лечебных организаций Московской области, вызванные острой потребностью в специалистах, прошедших специальную подготовку по вакцинопрофилактике. Программа цикла предусматривает изучение действующих приказов и положений МЗ РФ, МЗ МО по инфекционной патологии, современных представлений эпидемиологии, клинических синдромов, методов повышения специфического иммунитета, основ вакцинопрофилактики, организации работы прививочных кабинетов, обеспечение безопасности иммунизации, повышение юридической грамотности в вопросах вакцинопрофилактики [7]. За прошедший учебный год прошли усовершенствование около 300 медицинских сестер (15 учебных групп).

Создание программ обучения, учитывающих интересы всех участников, подбор квалифицированных кадров, выбор адекватных форм проведения занятий по теме, подготовка пособий для самостоятельной работы слушателей, подбор оценочных критериев является сегодня одной из актуальных задач образовательных учреждений среднего звена в здравоохранении. Достойный вклад в образование медицинских сестер, призванных заниматься вопросами вакцинопрофилактики способны внести (в силу полученного образования) преподаватели-бакалавры сестринского дела.

С 2011 года подготовка медицинских работников среднего и высшего звена осуществляется по ФГОС нового поколения, основу которых составляет формирование общих и профессиональных компетенций, тесно связанных с видами профессиональной деятельности медицинских сестер, почетное место среди которых занимает проведение профилактических мероприятий или медико-профилактическая деятельность. В рамках освоения данного вида деятельности по направлению подготовки 060500 «Сестринское дело» выпускник призван решать следующие профессиональные задачи, которые существенно отличаются от таковых на базовом уровне:

Профессиональная деятельность:

«Проведение профилактических мероприятий»

ФГОС 060501 базовый уровень

ФГОС 060500 бакалавр

Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

Проведение мероприятий по укреплению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп.

Проведение санитарно-гигиенического воспитание населения.

Выявление физических, психических, социальных, экологических этнических факторов риска для здоровья пациентов (семьи) и консультирование населения по вопросам уменьшения их влияния на здоровье

Участие в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Организация обучения и контроля обученности пациента и его окружения.

 

Обеспечение безопасной больничной среды, обучение пациента и его семьи поддержанию здоровья в различные возрастные периоды, уходу и самоуходу, здоровому образу жизни

 

Обеспечение работы отделения (кабинета) профилактики, центра здоровья.

Для того чтобы проявить способность (быть компетентным) в вопросах вакцинопрофилактики, что является одной из составляющих данного вида деятельности, необходимо уметь решать те же задачи, только уже в конкретной деятельности – обеспечении своевременной, эффективной и безопасной вакцинопрофилактики.

По данным проведенного анкетирования слушателей первых циклов усовершенствования по настоящей деятельности в ГБОУ СПО МО «Московский областной медицинский колледж №2» было выявлено, что основной проблемой, с которой сталкиваются медицинские сестры при проведении вакцинации, является отказ родителей от прививок детям! (рис.1).

Рис. 1 – результаты анкетирования медицинских сестер

Полученные данные вполне ожидаемы. Так называемая «антивакцинальная пропаганда» в средствах массовой информации, активная миграция населения, многочисленный приток беженцев затрудняют сегодня проведение планомерно выстроенной и четкой работы по проведению массовой вакцинопрофилактики.

Данные опроса и анкетирования родителей, чаще мам, в возрасте 30-35 лет, показывают, что информации, которой они владеют, явно не хватает. В качестве основного источника по вопросам вакцинопрофилактики выступает участковый педиатр и только в каждом пятом - медицинская сестра. Более половины респондентов не знают, когда и от чего должны прививаться сами. Каждая третья мама боится делать прививку своему ребенку, каждая шестая - вообще отказывается!.. Исходя из данных, полученных при анкетировании и бесед с мамами в школах и детских поликлиниках, можно сказать, что уровень самооценки медицинских сестер в вопросах вакцинопрофилактики значительно отличается от оценки потребителей услуг, чаще родителей, причем не в пользу сестер. На лицо определенное несоответствие между социальной потребностью в квалифицированном, компетентном медицинском работнике, способном к самостоятельному продуктивному решению профессиональных задач и уровнем настоящей подготовки медицинских сестер в вопросах вакцинопрофилактики.

Включение в программу обучения по направлению подготовки 060500 «Сестринское дело» таких дисциплин, как правоведение, сестринское дело в педиатрии, психология, эпидемиология, психология в профессиональной деятельности, управление конфликтами, педагогика и методика преподавания, менеджмент, маркетинг [1] и, как итог, способность (компетентность) решать задачи, составляющие основу медико-профилактической деятельности, позволят преподавателю, бакалавру сестринского дела, участвовать в реализации программ тематического усовершенствования по вопросам «Вакцинопрофилактики» с большим КПД.

Цель проведения занятий со слушателями этого цикла определена программой. Бакалавру сестринского дела, выбравшему в качестве основной педагогическую деятельность, при отборе содержания должно и вполне реально учитывать, что следование принципам вакцинопрофилактики - это не только требования должностной инструкции, соблюдение конституционных прав и обязанностей граждан при проведении прививок, безукоризненное владение техникой введения вакцины и умение общаться с родителями и детьми разного возраста. Это еще и большая организационная работа: удобное расположение кабинетов и сокращение сроков оформления документов, гибкий график работы прививочного кабинета с учетом минимальной длительности ожидания, перераспределение обязанностей сотрудников при проведении массовой иммунизации, соблюдение врачебной тайны, возможность платной услуги и пр. Медицинским сестрам, следует придавать большее значение своему внешнему виду, интерьеру помещений, соблюдению чистоты, порядка и гигиенических требований на всех этапах иммунизации пациентов, что тоже способствует более полному охвату прививками.

При осуществлении добровольной иммунизации задача не только врача (фельдшера), а и медицинской сестры помочь пациенту разрешить свои сомнения, уменьшить неоправданный страх перед вакцинацией, почувствовать ответственность за здоровье и благосостояние не только свое и своих детей, но и других людей и принять обоснованное решение («да» или «нет» прививке). Влияние медицинской сестры будет более успешным, если она признает существование риска, прислушается к опасениям пациента.

Боязнь уколов является особым фактором, отрицательно влияющим на психику ребенка. Профилактические прививки, один из примеров, когда дети нуждаются в психологической коррекции страха. Часто они очень болезненно реагируют не только на сами инъекции, но и на ожидание начала этих процедур, на приближение к ним людей в белых халатах (поэтому следует пользоваться цветными) [10].Они плачут, отказываются от контакта с медицинскими работниками и т.д. Рассчитывать на спокойное, хотя бы нейтральное отношение ребенка к вакцинации можно в среднем только с 6 – 7 летнего возраста. Конечно, при таких обстоятельствах не приходится говорить о продуктивном общении с ребенком. Привлечение в этом случае мамы накладывает на сестру-вакцинатора дополнительную ответственность. Психологическая подготовка ребенка к прививке должна начинаться как минимум за 30 минут до посещения кабинета! И время подготовки, и форма ее проведения будут зависеть от возраста ребенка

Важно не только приобрести знания, но и продуктивно использовать их в профессиональной деятельности. Отбор содержания здесь только часть дела. Преподавание на отделении дополнительного профессионального образования существенно отличается от ведения занятий со студентами. Здесь наши слушатели - взрослые люди, и поэтому обучение должно строить с учетом их возрастных, профессиональных, социально-психологических, национальных и прочих особенностей. Только следование андрагогическим принципам, как показывает наш продолжительный опыт в преподавании, позволяет рассчитывать на активность слушателей и результативность обучения. Лекционный материал следует формировать из наиболее трудных, нуждающихся в объяснении и анализе дидактических единиц с привлечением для чтения (по отдельным нозологиям) высококвалифицированных специалистов, эпидемиологов Роспотребнадзора. Для проведения практических и семинарских занятий следует предусмотреть беседы, дискуссии, диспуты, деловые игры, решение конкретных ситуаций и проблем, сформулированных преподавателем и часто предлагаемых слушателями. И здесь преподаватель-бакалавр оказывается в выигрышной ситуации по сравнению со специалистами, незнакомыми с педагогической наукой. Правда, андрагогика предполагает для максимально эффективного достижения целей деление взрослых по различным возрастным категориям (поколениям). Однако, циклы усовершенствования специалистов среднего звена в здравоохранении не предусматривают подбор группы с учетом трудового стажа и возраста. И здесь следует учитывать, что для каждой категории необходимо определить требуемые цели, подходы, методы обучения, определить взаимодействие слушателей, относящихся к различным возрастным категориям, установив, например, отношения наставничества [7].

В центре любого образовательного процесса стоит обучающийся, ведомый преподавателем. И если он от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более плодотворным . На отделении дополнительного образования это особенно сложно, ведь за плечами слушателей практический и жизненный опыт. Настоящее образование по направлению подготовки 060500 «Сестринское дело» позволяет преподавателю-бакалавру сделать этот путь именно таковым и не только по пути повышения квалификации в вопросах связанных с вакцинопрофилактикой.

Именно сестринский персонал, наиболее тесно контактирующий с населением на амбулаторном этапе и достаточно компетентный в вопросах вацинопрофилактики, призван внести свой вклад в перелом негативных тенденций восприятия вакцинопрофилактики, в повышение авторитета медиков в вопросах здоровья.

Выводы:

  1. Вакцинопрофилактика – одна из составляющих медико-профилактической деятельности специалистов среднего звена в здравоохранении.

  2. Законодательные требования к ежегодному повышению квалификации специалистов среднего звена в здравоохранении по вакцинопрофилактике обусловлены экономическими, миграционными изменениями в нашей стране, реализацией международных программ, появлением новых вакцин.

  3. Создание рабочих программ, открытие краткосрочных циклов усовершенствования (повышения квалификации) для специалистов, занятых в вакцинопрофилактике, подбор преподавательских кадров для их реализации – одна из настоящих задач учебных заведений СПО.

  4. Медицинская сестра – бакалавр, изъявившая желание заняться преподавательской деятельностью, может оказать достойную помощь в повышении квалификации специалистов занятых в мероприятиях по вакцинопрофилактике.

Список использованных источников:

  1. Приказ Минобрнауки РФ от 17 января 2011 г. N 57 об утверждении и введении в действие ФГОС ВПО по направлению подготовки 060500 «Сестринское дело» (квалификационная (степень) "Бакалавр.

  2. Приказ Минобрнауки РФ от 12.11.2009 N 589 "Об утверждении и введении в действие ФГОС СПО по специальности 060501 «Сестринское дело, квалификация медицинская сестра.

  3. Федеральный закон №157-ФЗ от 17.09.98 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (в ред. от 21.12.13).

  4. Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

  5. МУ 3.3. 1889-04. «Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Порядок проведения профилактических прививок. Методические указания. Методика».

  6. Рабочая программа ««Вакцинопрофилактика». Тематическое усовершенствование для специальности «Сестринское дело в педиатрии», должность: медицинская сестра образовательных учреждений, детских поликлиник. Согласована с Министерством здравоохранения МО 20.09.2013г. и утверждена на заседании ЦМК отделения повышения квалификации ГБОУ СПО МО «Московский областной медицинский колледж №2» протокол №2 от 31.10.13.

  7. Шекшня С. Методы профессионального обучения. Библиотека статей/ Обучение и развитие персонала 2005год. http://hrliga.com/index.php?id=103&module=profession&op=view

  8. Дресвянников В. А. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых. Реферат.2011 год. http://www.kazedu.kz/referat/81359

  9. Выговский А.А. Выполнение приоритетного национального проекта

«Здоровье» в поликлинике по иммунопрофилактике инфекций. Авторская

разработка 92стр., 2010г. http://www.combiotech.com.

  1. Тащева А. И. Психологическая профилактика и коррекция страхов у детей.

Учебное пособие. Часть 2. Ростов-на-Дону, 2009. 65 с. http://www.vseodetishkax.ru/rabota.

Просмотров работы: 2623