РОЛЬ МЕДСЕСТРЫ В ПОВЫШЕНИИ ПРИВЕРЖЕННОСТИ К ЛЕЧЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ С АЛЛЕРГИЧЕСКИМ РИНИТОМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ МЕДСЕСТРЫ В ПОВЫШЕНИИ ПРИВЕРЖЕННОСТИ К ЛЕЧЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ С АЛЛЕРГИЧЕСКИМ РИНИТОМ

Мамленкова Е.А. 1, Островская И.В. 1
1ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Реферат

В данной статье представлены результаты исследования комплаентности пациентов с аллергическим ринитом (АР) и сформулирована роль медицинской сестры в процессе повышения приверженности к лечению пациентов с данной аллергической патологией. Оценка комплаентности пациентов проведена путем анкетирования пациентов с аллергическим ринитом, проходящих курс лечения в консультативно-поликлиническом отделении (КПО) на базе Научно-исследовательского института вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова РАМН (НИИ ВС им. И.И. Мечникова РАМН). Также были рассмотрены задачи медицинской сестры при работе с пациентами, имеющими хроническое заболевание.

Введение

В виду отсутствия в нормативно–правовых актах федерального и регионального уровня статей об обязанностях и ответственности граждан РФ при получении медицинской помощи, медицинские работники, выполняя свой профессиональный долг, не могут требовать от пациентов безусловного выполнения медицинских рекомендаций и врачебных назначений. Медицинским работникам остается надеяться на сознательность граждан, обращающихся за медицинской помощью, и на их ответственное отношение к своему здоровью.

Учитывая, что аллергический ринит представляет собой глобальную проблему здравоохранения и существенно понижает качество жизни, а также неблагоприятно влияет на психомоторную функцию пациентов, следует при ведении пациентов с данной патологией обращать их внимание на необходимость проведения грамотного и своевременного лечения, проводить ознакомление с современными методами специфической и неспецифической терапии, обучать правильному использованию лекарственных препаратов, различным мерам профилактики обострений заболевания, психологической реабилитации, самоконтролю, знакомить с последними научными достижениями в области аллергологии и иммунологии [4].

Первым шагом в лечении AP является устранение аллергена, однако для контроля симптомов и предупреждения более серьезных осложнений часто требуется медикаментозная терапия. На протяжении многих лет основой лечения АР были антигистаминные средства, которые обеспечивают не только симптоматический эффект, но и улучшают качество жизни, уменьшают психомоторные нарушения, связанные с последствиями аллергии [3].

Высокой эффективности терапии АР можно добиться, повышая приверженность пациентов к лечению. Считается, что низкая приверженность является главной причиной уменьшения выраженности терапевтического эффекта, существенно повышает вероятность развития осложнений основного заболевания, ведет к снижению качества жизни больных и увеличению затрат на лечение [5].

Комплаентность (приверженность к лечению) – это степень соответствия поведения больного (в отношении приема препаратов, соблюдения диеты и других мер изменения образа жизни) рекомендациям, полученным от врача. Под отсутствием комплаентности (неприверженностью) понимают любое невыполнение пациентом инструкций врача [5].

Считается, что низкая приверженность является главной причиной уменьшения выраженности терапевтического эффекта, существенно повышает вероятность развития осложнений основного заболевания, ведет к снижению качества жизни больных и увеличению затрат на лечение [5].

Таким образом, повышение комплаентности у пациентов с АР позволит получить максимально возможные результаты по улучшению их здоровья при минимально необходимом (оптимальном) расходовании ресурсов.

Поэтому актуальность нашего исследования комплаентности пациентов при этом заболевании не вызывает сомнения. Также нужно учитывать, что роль медицинской сестры, которая по современным представлениям, обязана научить пациента здоровьесберегающему поведению, сформировать у него устойчивую мотивацию к лечению и обучить приемам самоконтроля, очень велика.

Методы

Для исследования были отобраны пациенты с АР, не имеющие другой аллергической патологии. Выборочная совокупность составила 30 человек, отобранных типологическим методом, разного возраста и пола, с разной длительностью заболевания, с выявленной сенсибилизацией к различным группам аллергенов, с различным влиянием повреждающих факторов и симптомов заболевания на повседневную деятельность пациентов.

Все пациенты подписали информированное согласие на участие в научном исследовании «Организация оказания медицинской помощи пациентам с АР на базе КПО НИИ ВС им. И.И. Мечникова РАМН».

Для изучения комплаентности пациентов в условиях современного здравоохранения, которым установлен диагноз АР была разработана анкета, состоящая из 69 вопросов.

При проведении исследования были использованы методы: анкетирование; графический метод; квалиметрический метод; метод контент-анализа; метод случайной выборки.

Среди наших респондентов были пациенты с разным стажем заболевания. Стаж заболевания более 10 лет имели 33% анкетируемых, более 3 лет – 21%, более 5 лет - 16%, менее 1 года – 16%, менее 3 лет – 14%.

Степень приверженности пациентов к лечению мы оценивали и рассчитывали по принципу квалиметрии.

Так как «золотого стандарта» для оценки приверженности к лечению не существует, мы выделили следующие критерии для пациентов:

- отношение к профилактике обострения заболевания;

- прием препаратов в соответствии с предписанием врача;

- поддержание гипоаллергенного быта;

- соблюдение пациентом гипоаллергенной диеты;

- изучение этикетки продукта на предмет наличия нерекомендованных компонентов;

- исключение из рациона нерекомендованных продуктов, содержащих специи, мед, орехи.

Показатели приверженности к лечению оценивали по пятибалльной шкале.

Результаты исследования

После проведения анкетирования пациентов и обработки анкет мы получили данные по каждому критерию. Все показатели представлены в табл. 1.

Таблица 1. Общая оценка критериев комплаентности

Критерии оценки комплаентности

Оценка в баллах

Оценка в %

Поддержание гипоаллергенного быта

135

90

Прием препаратов в соответствии с предписанием врача

115

77

Изучение этикетки продукта на предмет наличия нерекомендованных компонентов

106

71

Исключение из рациона нерекомендованных продуктов, содержащих специи, мед, орехи

97

65

Проведение профилактики обострения заболевания

94

62

Соблюдение пациентом гипоаллергенной диеты

90

60

При анализе была выявлена приверженность к лечению у пациентов – 70,7% (637 баллов из 900 возможных). Учитывая длительность заболевания и сезонность проявления АР, мы посчитали это хорошим показателем.

При оценке элементов комплаентности было установлено, что лучше всего больные выполняют рекомендации по соблюдению и поддержанию гипоаллергенного быта и принимают препараты в соответствии с предписанием врача. Менее всего пациенты соблюдают рекомендованную им гипоаллергенную диету.

Роль медицинских сестер в усилении комплаентности пациентов

Одной из задач в работе медицинских сестер по усилению приверженности к лечению является формирование у больных мотивации к лечению. Для этого, прежде всего, требуется установить контакт с пациентом и правильно проводить его обучение.

Медицинская сестра должна понимать, что осведомленность пациентов о мероприятиях, снижающих риск возникновения ухудшения состояния, является необходимым, но недостаточным условием для формирования мотивации, если не предпринимаются соответствующие действия. Цель – не просто информировать больных о таких мероприятиях, а убедить их изменить образ жизни. Ни обучения, ни действия не может быть без мотивации.

Во время беседы с пациентом медицинская сестра должна использовать эффективные коммуникативные техники:

- применять простые, немедицинские термины,

- использовать соответствующий языковой уровень,

- не перегружать пациента ненужной информацией,

- выделять наиболее важные для пациента темы,

- при необходимости повторять важную информацию несколько раз,

- применять конкретные примеры,

- добиться положительного отношения пациента к переменам, сопутствующим правильному образу жизни при АР.

При плановой работе с пациентами медицинская сестра должна:

- во время каждого посещения обсуждать с пациентом случаи ухудшения его состояния;

- на каждом посещении контролировать соблюдение пациентом рекомендаций, предупреждать пациента о предстоящем контроле;

- поощрять поведение, направленное на выполнение рекомендаций лечащего врача;

- после приема врача убедиться, что пациент правильно понял рекомендации в отношении режима терапии и профилактики случаев обострения заболевания;

- напомнить пациенту дату следующего приема, прежде чем он покинет кабинет или отметить дату следующего посещения в листе выполнения врачебных назначений;

- напоминать пациенту, не приверженному к лечению о предстоящем посещении врача по телефону, электронной почте;

- устанавливать контакт с пациентами, пропустившими прием врача по телефону, электронной почте;

- при согласии пациента обучать членов его семьи для обеспечения ежедневной поддержки гипоаллергенных быта и диеты

- при необходимости направлять пациента к специалистам для углубленного консультирования по определенным проблемам.

В своей работе с пациентами медицинская сестра обязательно должна использовать наглядные пособия. В нашем отделении сестры обеспечивают пациентов памятками по организации и соблюдении гипоаллергенных быта и диеты, которые подбираются индивидуально, учитывая проблемы пациента, обучают правильному использованию ингаляторов, спейсеров, пикфлуометров, небулайзеров, используя предметы по уходу за больными. Кроме этого, медицинские сестры указывают пациентам на необходимость проводить дезинфекционные мероприятия по обработке предметов медицинского назначения. Для удобства пациентов ведутся листы выполнения врачебных назначений, где отмечаются проведенные процедуры и манипуляции. Наши медицинские сестры обучают пациентов поведению в непредвиденных ситуациях, связанных с непроизвольным нарушением назначенного режима, разбирают случаи невыполнения врачебных назначений, объясняют пациентам причину возникновения обострений заболевания при нарушении гипоаллергенного режима.

Выводы

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

1.Учитывая длительность заболевания и сезонность проявления АР получен хороший показатель приверженности к лечению пациентов с АР (70,7%).

2.Работа медицинских сестер КПО позволяетповысить эффективность терапевтических вмешательств по формированию и поддержанию приверженности пациентов с АР к здоровому образу жизни и терапии заболевания.

3. Задача медицинских работников на современном этапе: совместно с пациентом и его ближайшим окружением разработать индивидуальную программу обследования, лечения, профилактики, обучения для предотвращения возникновения ухудшения состояния, и тем самым повысить комплаентность пациента и, следовательно, качество его жизни.

4. Только такой подход позволит реализовать полностью концепцию качества медицинской помощи пациентам с аллергическими заболеваниями, повысит роль профилактических мероприятий, сделает медицину рентабельной и эффективной.

Список используемых источников

1. Винникова Т.И., Богач С.Б., Галь И.Г. Применение инновационных технологий в сестринской деятельности на амбулаторном уровне (опыт работы отделения профилактики и медико–социальной работы ГП № 107 г. Москвы) // Главная медицинская сестра. – 2009. - № 3. - С. 10 – 22.

2. Вылегжанина Т.Г. Взаимосвязь аллергического ринита и бронхиальной астмы. Consillium medicum. – 2001. - т.3. - № 12. - С. 579.

3. Гущин И.С., Курбачева О.М. Аллерген-специфическая иммунотерапия атопических заболеваний. Пособие для врачей. - М. – 2002. - С. 32.

4. Емельянов А. В., Тренделева Т. Е. Оценка связи качества жизни, клинических симптомов и уровня назальной проходимости у больных аллергическим ринитом. // Терапевтический архив. - 2004 . - № 4.- С.72.

5. Конради А.О. Значение приверженности к терапии в лечении кардиологических заболеваний. // Справочник поликлинического врача. - 2007. - №6. – С.8-12.

Просмотров работы: 2624