ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Филиппова С.Н. 1, Островская И.В. 1
1Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Реферат

В данной статье представлен анализ федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего и среднего профессионального образования (СПО) по специальности Сестринское дело и направлению подготовки Сестринское дело с целью выявления возможностей использования потенциала бакалавров сестринского дела для осуществления образовательной деятельности в системе профессионального образования средних медицинских работников.

В настоящее время в России происходят серьезные изменения в системе среднего и высшего профессионального образования страны для обеспечения повышения качества образования выпускников. Нововведения не обошли стороной и подготовку специалистов сестринского дела: сформирована многоуровневая система подготовки, введены новые государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования (ВПО), которые основаны на принципиально новом понимании профессиональной деятельности сестринского персонала.

В современной системе здравоохранения сестринское дело остается важнейшей составной частью, располагающей значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения ожидаемых потребностей общества в услугах системы здравоохранения. Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и использования среднего медицинского персонала, как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения [6].

Проблема подготовки высококвалифицированного специалиста в учреждениях СПО в условиях глобализации образования, технологизации процессов обучения приобретает особую актуальность. Современные системы образования и здравоохранения, сложившиеся в стране, предъявляют качественно новые требования к преподавателям медицинских училищ и колледжей. Одним из требований к условиям реализации образовательной программы ФГОС СПО является наличие у педагогических кадров высшего образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины (модуля) [4].

В настоящее время в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – бакалавриат; 3) высшее образование – специалитет, магистратура; 4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации [9].

Система профессионального образования должна обеспечить дифференцированную подготовки сестринских кадров в зависимости от потребностей населения и рынка услуг, и гарантировать соответствующую квалификацию и компетентность в решении профессиональных задач. Созданная многоуровневая система подготовки сестринских кадров является важным шагом совершенствования профессионального образования и необходимым условием обеспечения качества сестринской помощи [3].

На научно-практической конференции «Роль бакалавров сестринского дела в практическом здравоохранении», проведенной 12.03.2013 года в Москве некоммерческим партнерством «Ассоциация специалистов с высшим сестринским образованием» при поддержке ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения», президент Ассоциации медицинских сестер России В.А. Саркисова отметила, что одной из основных проблем сестринского дела в здравоохранении РФ на сегодняшний день является дефицит педагогических кадров по специальности Сестринское дело [8].

В рамках этой конференции обсуждался вопрос «Какие должности могли бы занимать бакалавры сестринского дела?». 10,5% респондентов считают, что будущие бакалавры сестринского дела могли бы заниматься педагогической деятельностью [2].

В 2015 году в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова впервые состоится выпуск бакалавров по направлению подготовки Сестринское дело. Роль и место бакалавров в здравоохранении должны определять содержание их подготовки. Бакалавры – это будущие медицинские сестры для высокотехнологичной помощи, медицинские сестры, работающие автономно: школьная медицина, профессиональная медицина; медицинские сестры общественного здравоохранения – специалисты по укреплению здоровья и профилактике [5].

Ведущей тенденцией сестринского образования в Евросоюзе является переход к университетской подготовке медицинских сестер в форме бакалавриата как более фундаментальной и профессионально ориентированной [7].

Бакалавр по направлению подготовки 060500 Сестринское дело готовится к следующим видам профессиональной деятельности: лечебно-диагностическая; реабилитационная; медико-профилактическая; организационно-управленческая; исследовательская. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса [5].

Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (1 зачетная единица (ЗЕ) соответствует 36 аудиторным часам): гуманитарный, социальный и экономический цикл (30-35 ЗЕ); математический и естественнонаучный цикл (30-35 ЗЕ); профессиональный цикл (120-130 ЗЕ), – и разделов: физическая культура (2 ЗЕ); учебная и производственная практики (30–33 ЗЕ); итоговая государственная аттестация (15 ЗЕ) [5, 7].

Дисциплины гуманитарного, социального и экономического циклов способствуют повышению общеобразовательного уровня, развивают студента как личность, формируя у него способность к критическому мышлению.

Дисциплины математического и естественнонаучного цикла дают фундаментальные знания, необходимые для выработки и совершенствования профессиональных навыков.

Дисциплины гуманитарного, социального и экономического циклов: философия, правоведение, история, латинский язык и основы терминологии, иностранный язык, психология – способствуют повышению общеобразовательного уровня, развивают студента как личность, формируя у него способность к критическому анализу.

Дисциплины математического и естественнонаучного цикла: математика, информатика, медицинская генетика, анатомия человека, нормальная физиология, общая патология; микробиология, вирусология, иммунология; фармакология – дают фундаментальные знания, необходимые для выработки и совершенствования профессиональных навыков.

Дисциплины профессионального цикла имеют два блока: общепрофессиональные и специальные.

Общепрофессиональные дисциплины: здоровый человек и его окружение, гигиена и экология человека, больничная гигиена, эпидемиология, правовые основы охраны здоровья, психология в профессиональной деятельности, педагогика с методикой преподавания, теория управления, менеджмент в здравоохранении, медицинское и фармацевтическое товароведение, безопасность жизнедеятельности, организация профилактической работы с населением, статистический учет в здравоохранении, стандартизация в здравоохранении, общественное здоровье – способствуют выработке профессиональных знаний в области медико-профилактической, педагогической и управленческой деятельности в здравоохранении.

Специальные дисциплины: теория сестринского дела, основы сестринского дела, сестринское дело в терапии, педиатрии, хирургии, акушерстве и гинекологии, при инфекционных болезнях и курсе ВИЧ-инфекции, в психиатрии и наркологии, гериатрии, основы реабилитации – обеспечивают освоение медицинских навыков, знакомят с современными теориями сестринского дела.

Сравнительный анализ видов деятельности бакалавра с ГОС ВПО по специальности 040600 – Сестринское дело [1] показал, что в образовательном стандарте по подготовке бакалавров по направлению подготовки Сестринское дело имеются виды деятельности, которые были в предыдущем образовательном стандарте – это организационно-управленческая, медико-профилактическая и исследовательская. Появились новые виды деятельности, которые отсутствовали в предыдущем образовательном стандарте, а именно: реабилитационная, лечебно-диагностическая деятельность. Однако следует отметить, что в образовательном стандарте по подготовке бакалавров сестринского дела отсутствуют такие виды деятельности, которые были ранее в ГОС ВПО по специальности 040600 – Сестринское дело, а именно: воспитательно-педагогическая, методическая, инновационная, маркетинговая, консультативная.

Таким образом, содержание и виды деятельности образовательного стандарта по подготовке бакалавров сестринского дела существенно отличаются от образовательных стандартов по подготовке специалистов сестринского дела. В рамках его обучения выпускник готовится не только к организационно-управленческой работе, но и к работе медицинской сестры с углубленной подготовкой по реабилитации и медико-профилактической деятельности [7].

Таким образом, можно констатировать, что бакалавры сестринского дела получают всестороннее образование на основе синтеза междисциплинарных знаний и по уровню подготовки соответствуют высшему образованию.

Для того чтобы выяснить, всеми ли необходимыми знаниями и умениями владеет бакалавр сестринского дела для осуществления образовательного процесса в системе профессионального обучения среднего медицинского персонала, проанализируем вступивший в силу с 1 сентября 2014 года ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело (утвержден Приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 № 502) [4].

Обязательная часть программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки включает в себя следующие циклы: общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл (444 аудиторных часа), математический и общий естественнонаучный учебный цикл (110 ауд.ч.), профессиональный учебный цикл (1642 ауд.ч.), состоящий из общепрофессионального цикла (604 ауд. ч.) и профессиональных модулей (1038 ауд.ч.) [4]. На прохождение студентами учебной и производственной (по профилю специальности) практик выделено 23 недели, производственной преддипломной практики – 4 недели. Государственная итоговая аттестация (6 недель) предусматривает написание и защиту выпускной квалификационной работы.

В программе базовой подготовки имеет четыре профессиональных модуля, каждый из которых состоит из междисциплинарных курсов:

  1. ПМ «Проведение профилактических мероприятий» (здоровый человек и его окружение, основы профилактики, сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению).

  2. ПМ «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» (сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, основы реабилитации).

  3. ПМ «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях» (основы реаниматологии, медицина катастроф).

  4. ПМ «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» (профессия, рекомендуемая к освоению, – младшая медицинская сестра по уходу за больными).

Программа подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки включает в себя еще два профессиональных модуля:

  1. ПМ «Осуществление организационной и исследовательской сестринской деятельности» (экономика и управление в здравоохранении, исследования в сестринском деле, организация сестринской деятельности).

  2. ПМ «Организация и проведение лечебно-диагностических, реабилитационных и профилактических мероприятий в отношении пациентов всех возрастных категорий в системе первичной медико-санитарной помощи в учреждениях специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи».

Соответствие образовательных программ бакалавриата и среднего профессионального образования представлено в табл. 1.

Таблица 1 – Сравнение преподаваемых модулей по программе СПО и дисциплин профессионального цикла бакалавриата

Профессиональные модули и их междисциплинарные курсы, изучаемые в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Дисциплины профессионального цикла, изучаемые в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 060500 Сестринское дело (квалификация (степень) «бакалавр») в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова

ПМ «Проведение профилактических мероприятий»

Междисциплинарные курсы (МДК):

  • Здоровый человек и его окружение

  • Основы профилактики

  • Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению

Здоровый человек и его окружение

Гигиена и экология человека

Организация профилактической работы с населением

Правовые основы охраны здоровья

Первичная медико-социальная помощь

Школы здоровья для больных (сахарным диабетом, гипертонической болезнью, бронхиальной астмой)

Производственная практика «Профилактическая работа»

ПМ «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК:

  • Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

  • Основы реабилитации

Сестринское дело в терапии

Сестринское дело в педиатрии

Сестринское дело в хирургии

Сестринское дело в акушерстве и гинекологии

Сестринское дело при инфекционных болезнях и курсе ВИЧ-инфекции

Сестринское дело во фтизиатрии

Эпидемиология

Сестринское дело в психиатрии и курсе наркологии

Сестринское дело в гериатрии

Основы реабилитации

Продолжение табл. 1

 

Оценка состояния здоровья пациента

Паллиативная помощь

Производственная практика «Уход за больными», «Реабилитационная работа»

ПМ «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях»

МДК: Основы реаниматологии. Медицина катастроф

Сестринское дело в анестезиологии и реаниматологии

Безопасность жизнедеятельности

ПМ «Выполнение работ по одной или

нескольким профессиям рабочих,

должностям служащих» [4]:

МДК:

  • Теория и практика сестринского дела

  • Безопасная среда для пациента и персонала

  • Технология оказания медицинских услуг

Теория сестринского дела

Основы сестринского дела

Больничная гигиена

Эпидемиология

Паллиативная помощь

Учебная практика: «Уход за больными», «Манипуляционная».

Производственная практика «Помощник палатной медицинской сестры», «Помощник процедурной медицинской сестры»

ПМ «Осуществление организационной и исследовательской сестринской деятельности»

МДК:

  • Экономика и управление в здравоохранении

  • Исследования в сестринском деле

  • Организация сестринской деятельности

Теория управления

Менеджмент в сестринском деле

Статистический учет в здравоохранении

Стандартизация в здравоохранении

Общественное здоровье

Доказательная сестринская практика

Инновации в сестринском деле

Учебная практика «Научно-исследовательская»

Производственная практика «Организационно-управленческая деятельность на уровне подразделения», «Организационно-управленческая деятельность на уровне организации»

Опыт написания ВКР

ПМ «Организация и проведение лечебно-диагностических, реабилитационных и профилактических мероприятий в отношении пациентов всех возрастных категорий в системе первичной медико-санитарной помощи в учреждениях специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи»

МДК:

  • Сестринская помощь детям

  • Современные медицинские технологии в системе первичной медико-санитарной помощи

  • Сестринская помощь в специализированных и высокотехнологичных структурных подразделениях ЛПУ

Специальные дисциплины

Организация профилактической работы с населением

Первичная медико-социальная помощь

Медико-социальная экспертиза

Медико-социальная реабилитация

Паллиативная помощь

Из табл. 1 видно, что все междисциплинарные курсы, осваиваемые студентами средних профессиональных образовательных учреждений, изучаются и в вузе, причем значительно глубже и в большем объеме.

Для формирования у бакалавров психолого-педагогических знаний и умений, необходимых как для повышения общей компетентности в межличностных отношениях, так и для профессиональной преподавательской деятельности, в учебный план основной образовательной программы ВПО по направлению подготовки 060500 Сестринское дело в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова включены такие дисциплины, как педагогика с методикой преподавания (4 ЗЕ), психология (5 ЗЕ), психология в профессиональной деятельности (4 ЗЕ), профессиональное развитие (3 ЗЕ), управление конфликтами (2 ЗЕ), информационные технологии в здравоохранении (3 ЗЕ).

Выводы

  1. Полученное бакалаврами высшее образование соответствует профилю преподаваемых в медицинских училищах и колледжах профессиональных модулей и включенных в них междисциплинарных курсов.

  2. Получение медицинской сестрой степени «бакалавр» как ступени высшего образования позволяет ей выбрать не только лечебно-диагностическую, реабилитационную, медико-профилактическую, организационно-управленческую или исследовательскую, но и педагогическую деятельность.

  3. Бакалавры сестринского дела могут рассматриваться как кадровый потенциал в системе профессиональной подготовки среднего медицинского персонала.

Список используемых источников

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040600 – Сестринское дело (утвержден Министерством образования Российской Федерации от 15.03.2000 г. № 239 МЕД/СП).

  2. Колесников П. И. Результаты общественного обсуждения вопроса «Какие должности могли бы занимать бакалавры сестринского дела?» – http://nursemanager.ru/images/stories/files/news/4_Kolesnikov_rezultaty_obsuzhdeniia_itogovaia.pdf

  3. Котельников Г.П. Сестринское дело. Административно-управленческие дисциплины / 2-ое изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 666 с.

  4. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 № 502 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело».

  5. Приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 № 57 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500 Сестринское дело (квалификация (степень) «бакалавр»)».

  6. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы – http://nursemanager.ru/pravo/sports/programma-razvitiya-sestrinskogo-dela-v-rossijskoj-federaczii-na-2010-2020-gody.html [Дата обращения: 03.12.2014]

  7. Пьяных А.В. Подготовка медицинских сестер в высшей медицинской школе // Сборник тезисов V Общероссийской конференции с международным участием «Медицинское образование-2014» – М.: Издательство Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2014. – С. 408-411.

  8. Саркисова В.А. Основные направления развития сестринского образования в России. – http://nursemanager.ru/meropriyatiya/141-13032013-rezultaty-konferenczii-lrol-bakalavrov-sestrinskogo-dela-v-prakticheskom-zdravooxraneniir.html [Дата обращения: 02.12.2014]

  9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012 г. (вступил в силу 01.09.2013).

Просмотров работы: 3378