ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТИЯ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В СИСТЕМЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТИЯ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В СИСТЕМЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Зимина Е.В. 1, Островская И.В. 1
1Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной статье представлен анализ системы медико-социальной реабилитации на основе российского и зарубежного опыта, а также определение возможных направлений деятельности и функциональных обязанностей бакалавра сестринского дела.

Реформирование системы сестринского образования за последние годы, обусловлено быстрым развитием технологического прогресса и созданием широкого рынка медицинских услуг. Внедрена двухступенчатая система (бакалаврмагистр) медицинского академического образования, получаемого на факультетах высшего сестринского образования медицинских академий и университетов. В связи с изменениями в системе современного здравоохранения, изменяется понимание роли и статуса медицинской сестры. Однако, главное ее назначение не изменилось и заключается в оказании помощи пациенту в различных сферах его жизни. На сегодняшний день активное развитие реабилитационной и профилактической медицины, обусловлено ростом заболеваемости, с временной потерей трудоспособности и инвалидизацией детского и взрослого населения. Ведется поиск новых решений направленных на восстановление функциональных резервов человека, поддержание социально-бытовой независимости и улучшение качества жизни.

Понятие «реабилитация» очень объемное, говорить о нем можно много и долго, но не в рамках данной статьи. Если коротко, то реабилитация – это общественно необходимое, функциональное, социально-трудовое восстановление больных и инвалидов различных возрастных групп. Существуют три основных вида реабилитации: медицинская реабилитация, социальная (бытовая) и профессиональная.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что медико-социальная реабилитация является своего рода гибридом, который в настоящее время оформился как вполне самостоятельный вид реабилитационной деятельности. Цель медико-социальной реабилитации — профилактика инвалидности в период болезни, помощь больным в достижении физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую они способны в рамках существующего заболевания [5]. Соблюдение основных принципов, таких как комплексный медико-социальный подход; максимально раннее начало реабилитации; непрерывность, преемственность и этапность, определяют итог реабилитационного лечения.

Такой многогранный процесс требует привлечения специалистов различных направлений. С пациентом работает мультидисциплинарная команда, состоящая из врача по медицинской реабилитации, медицинской сестры по реабилитации, врача-физиотерапевта, медицинской сестры по физиотерапии, медицинской сестры по массажу, врача ЛФК, специалистов по двигательной реабилитации (инструкторы ЛФК, методисты ЛФК, эрготерапевты), клинического психолога, нейропсихолога, логопеда-афазиолога, педагога-дефектолога, социального работника [7].

Наша зона интереса ограничивается должностью и функциональными обязанностями медицинской сестры по реабилитации. Поскольку одним из профессиональных видов деятельности для бакалавра сестринского дела прописана реабилитационная деятельность, включающая в себя проведение реабилитационных программ и мероприятий, а также организацию сестринского обеспечения реабилитационной работы [10].

В реальной жизни на должности медицинской сестры по реабилитации медицинские сестры не работают, да и мало, где штатное расписание укомплектовано такими ставками. Однако, в номенклатуру должностей она введена в 2012 году [6]. Кто она, медицинская сестра по реабилитации? На этот вопрос ответы очень размытые: инструктор ЛФК, медицинская сестра по физиотерапии или массажу? Все эти проблемы от того, что нет такой специальности и сертификации соответственно, нет дополнительного образования, например, магистратуры по медико-социальной реабилитации или реабилитологии.

За рубежом ситуация другая, чтобы подать документы на сертификацию по специальности «реабилитация», необходим диплом бакалавра, год практики клинической медсестрой и успешная сдача экзамена, включающего около 175 вопросов (68% которых из фундаментальной медицины; 15% - этические, экономические, правовые; 12% - по реабилитационной работе; 5% - по моделям и теориям восстановительного лечения). Существует также «продвинутый уровень» медицинских сестер - это не менее 2-х лет в реабилитационной работе или степень магистра сестринского дела. Такие сестры получают возможность проводить самостоятельно диагностику и уход. В Эстонии, вообще, предложили всех специалистов, занимающихся реабилитацией, называть физиотерапевт или физический терапевт. На этой должности там работают врачи, медсестры, выпускники спортивных университетов [12].

Ассоциация реабилитационных сестер (ARN) выделяет возможные места для трудоустройства – это может быть клиника, госпиталь, реабилитационные центры, хосписы, лонг-термы (учреждения длительного содержания), частная практика, главные учреждения здравоохранения, общественные и государственные учреждения, страховые компании, организации по поддержанию здоровья, школы и университеты. В России мы вполне могли использовать бакалавров сестринского дела в аналогичных организациях. Честно говоря, не хочется, чтобы функционал бакалавров приравнивался к стандартам СПО, ни в коей мере не принижая важности последних. Наоборот, необходимо вывести медицинских сестер на новый уровень отношений, теперь партнерских: врач – медицинская сестра.

Из клинических направлений деятельности приоритетными являются: геронтология, кардиология, педиатрия, управление болью. В европейском подходе пациенты с выраженным двигательным дефицитом не всегда выделяются в отдельное направление. Они испытывают трудности в движении, но не в передвижении, скажем, по городу и даже стране, соответственно социально они более защищены. У нас ситуация обратная. Достаточно большое количество пациентов (инсульт, черепно-мозговая и спинальная травмы, рассеянный склероз, ДЦП), просто «закрыто» в квартирах, испытывая медико-социальный дефицит. Это еще одно потенциальное направление деятельности открыто для бакалавров.

Список должностей для реабилитационных медицинских сестер, представленный ARN, выглядит следующим образом: case-manager (управление делами пациента, можно сказать, его представитель), администратор, консультант, координатор, исследователь, педагог, клиническая медсестра, реабилитационная медсестра на дому. А у нас только одна - «медицинская сестра по реабилитации», и то эта должность определена пока только для СПО.

Также реабилитационные медицинские сестры могут выступать в качестве мультисистемных интеграторов, лидеров команды, работающих с врачами и другими специалистами, чтобы минимизировать проблемы и способствовать максимальной самостоятельности пациента [11].

Учитывая дисциплины, количество академических часов, которые осваиваются бакалаврами сестринского дела в процессе обучения, они вполне могли бы заниматься не просто проведением реабилитационных мероприятий (для этого есть инструктора ЛФК, медицинские сестры по физиотерапии, массажу), а быть координатором реабилитационного курса, неся научно-исследова-тельскую нагрузку [10]. Медицинская сестра-бакалавр может определять приоритетность привлечения необходимых специалистов, оценивать динамику и этапность лечения, в рамках своей компетенции, оказывать консультативную помощь по питанию, по подбору средств ортезии.

Работа реабилитационных медсестер требует объемных теоритических знаний и практических умений и базируется на следующих принципах: многогранность; структурированность; пациенториентированность; независимость.

Из большого арсенала задач, которые стоят перед практикующей реабилитационной медсестрой, можно выделить основные:

  1. Выявить пациентов, нуждающихся в реабилитационной помощи.

  2. Эффективно взаимодействовать с членами команды.

  3. Научить пациента адаптироваться к временным или постоянным нарушениям, ограничивающим двигательную активность.

  4. Подготовить пациента и членов его семьи к трудностям, которые готовит реабилитация.

  5. Помочь пациенту вернуться к привычной социальной жизни.

Бакалавры сестринского дела, на сегодняшний день, являются нереализованным кадровым потенциалом в сфере реабилитации.

Затронутая нами тема очень важная, невероятно интересная с любых ракурсов организации, профилактики, клиники, науки и педагогики. Ведь реабилитационным пациентам, будь то малыши или старики, приходится заново постигать мир – пить, есть, говорить, писать, сидеть и ходить. Учиться самим и учить нас терпению, милосердию, доброте.

Выводы

  1. Академический образовательный стандарт бакалавров сестринского дела дает возможность занять пустующую нишу в сфере медико-социальной реабилитации.

  2. Создание высшей ступени образования — магистратуры – позволит медицинским сестрам по реабилитации обеспечить высокий уровень автономии и экспертной квалификации в реабилитационной практике.

  3. В будущем названия должности и обязанности будут продолжать меняться и развиваться, чтобы соответствовать потребностям общества и системы оказания медицинской помощи.

  4. Введение обязательной сертификации по специальности позволит обеспечить высококвалифицированную практическую медико-социальную реабилитацию и защиту населения.

Список используемых источников:

  1. Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. Высшее сестринское образование в России. Итоги 20-ти лет развития // Экономика здравоохранения. - 2011. - № 5-6. – С. 58-60.

  2. Воробьева В.А. Роль бакалавров сестринского дела в практическом здравоохранении. // Медицинская сестра. - 2013. - № 6. - С.7-8.

  3. Камынина Н.Н. Подготовка сестринского персонала: зарубежный и российский опыт // НП «Ассоциация специалистов с высшим сестринским образованием» при поддержке ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Научно-практическая конференция «Роль бакалавров сестринского дела в практическом здравоохранении». – Москва, 12 марта 2013 года. // Режим доступа: http://nursemanager.ru

  4. Колесников П.И. Результаты общественного обсуждения вопроса «Какие должности могли бы занимать бакалавры сестринского дела? // НП «Ассоциация специалистов с высшим сестринским образованием» при поддержке ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Научно-практическая конференция «Роль бакалавров сестринского дела в практическом здравоохранении». – Москва, 12 марта 2013 года. // Режим доступа: http://nursemanager.ru

  5. Мартыненко А.В. Технологии социальной работы в здравоохранении // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. П.Д. Павленка. - М.: Дашков и Ко, 2004. - 235 с.

  6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20 декабря 2012 г. N 1183н г. Москва "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников".

  7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г. №1705н "О Порядке организации медицинской реабилитации" Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70330294/#ixzz3LWNvuhgc

  8. Пьяных А.В., Бурковская Ю.В. Профессиональные и образовательные стандарты: взаимодействие, перспективы и развитие на примере программ для бакалавров сестринского дела // Проблемы стандартизации в здравоохранении. – 2013. № 7-8. С. 3-7.

  9. Саркисова В.А. Основные направления развития сестринского образования в России. // НП «Ассоциация специалистов с высшим сестринским образованием» при поддержке ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Научно-практическая конференция «Роль бакалавров сестринского дела в практическом здравоохранении». – Москва, 12 марта 2013 года. // Режим доступа: http://nursemanager.ru

  10. ФГОС по специальности ВПО 060500 «Сестринское дело», квалификация «Бакалавр» от 17 января 2011 г.

  11. Association of Rehabilitation Nurses. (2006). Staff Nurse Role Description. Retrieve November 17, 2013, from http://www.rehabnurse.org/uploads/ files/uploads/File/rdstaffnurse11.pdf

  12. Association of Rehabilitation Nurses. (2008). Standards and scope of rehabilitation nursing practice. Glenview, IL: Association of Rehabilitation Nurses.

Просмотров работы: 2077