ИНИЦИАТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ СЕСТРИНСКОЙ СЛУЖБЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНИЦИАТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ СЕСТРИНСКОЙ СЛУЖБЫ

Христенко Е.В. 1, Пьяных А.В. 1
1ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

До 2011 года в 45 ВУЗах страны функционировали факультеты высшего сестринского образования (ВСО), где велась подготовка специалистов по специальности «Сестринское дело» квалификации «Менеджер»[7].Первые два факультета по подготовке вышеуказанной специальности были открыты в 1991 году - в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и Самарском государственном медицинском университете. В соответствии с приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 28.06.91 № 313 специальность «Сестринское дело» вошла в перечень специальностей высших учебных заведений и была закреплена за учебно-методическим объединением по медицинскому образованию. Уже после распада бывшего Союза специальность 040600 Сестринское дело определена Комитетом по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ в качестве одного из 4 направлений высшего образования в области здравоохранения России [8]. В 2009 году вузы последний раз набирали студентов на эту специальность, т.к. в 2011 году в России была начата подготовка бакалавров сестринского дела. За период с 1991 год по 2011 было подготовлено 20 тысяч менеджеров сестринского дела[1].

Выпускники по специальности «Сестринское дело» могут работать руководителями сестринской службы, но, чтобы получить данную управленческую должность, им надо проявлять себя как эффективными организаторами, аналитиками, маркетологами, исследователями сестринской службы в медицинских организациях. Проявление вышеуказанных качеств у выпускников, по мнению некоторых специалистов, связано с развитием у них социальной адаптивности, мобильности, предприимчивости, инициативности [3,7]. При этом инициативность является одной из важнейших характеристик, влияющих на формирование эффективной личности руководителя сестринской службы[6,8].

По мнению некоторых авторов, выпускники по специальности «Сестринское дело» квалификация «Менеджмент» имеют потребность работать руководителями сестринской службы на разных управленческих должностях, начиная со старшей медицинской сестры и заканчивая заместителем врача по сестринскому персоналу, или вообще директором хосписа [2]. Однако нельзя не отметить, что на практики далеко не все выпускники ВСО работают на управленческих должностях[4].По нашему мнению, одной из причин этому является недостаточное проявление инициативности у данных выпускников. Поэтому целью исследования является: анализ влияния уровня инициативности у выпускников с высшим сестринским образованием на уровень занимаемой ими управленческой должности в практическом здравоохранении.

Для достижения поставленной цели мы сформулировали и решили следующие задачи исследования:

1.Провести анализ научной и научно-методической литературы по проблеме инициативность как фактор успеха руководителя сестринской службы.

2. Разработать анкету и провести анкетирование студентов и интернов с целью выявления их социально-демографической характеристики.

3. Опросить с помощью тест-опросника «Пять уровней инициативности» студентов и интернов.

4. Провести сравнительный анализ результатов тестирования и анкетирования.

В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных и литературно-методических источников, анкетирование с предложенными вариантами ответов, тестирование с использованием тест-опросника «Пять уровней инициативности» (компания BIRC), описательный метод, статистический метод с количественным анализом, метод ранговой корреляции по критерию Спирмена.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данное исследование проводилось на кафедре управления сестринской деятельностью и социальной работы Первого МГМУ имени И.М. Сеченова.

В исследовании приняли участие 161 студент и интерн факультета ВСО и ПСР Первого МГМУ им. И.М.Сеченова. Все респонденты совмещают учебу с работой и занимают следующие должности: директор, заместитель главного врача по сестринскому персоналу, главная медицинская сестра, старшая медицинская сестра, врач-статистик, медицинские сестры и фельдшеры. Из них почти основная часть группы респондентов (72%) занимают должности, относящиеся к категории руководитель и более 1/3 части группы респондентов (38%) занимают должности, относящиеся к категории специалист. Основную часть группы респондентов (73%) составили респонденты с возрастным интервалом от 31 до 50 лет и являются представителями женского пола (96%). Более половины группы респондентов (61%) имеют стаж работы в системе здравоохранения от 11 и до 25 лет и состоят в браке (61%). Из них более 1/3 части группы респондентов имеют несовершеннолетних детей (35%).

Среднемесячный доход семьи на одного человека у более половины группы респондентов (70 %) составляет более 12500 руб.

При изучении мотивации поступления респондентов на ФВСО были получены следующие результаты: основная часть группы респондентов основным мотивом поступления выбрала возможность самореализоваться (46%) и в дальнейшем добиться карьерного роста (36%), более половины группы респондентов (65%) считают, что у них есть возможность профессионального роста после обучения, но им пока не хватает знаний и практики, лишь у 12% респондентов есть и возможность и знания, и умения для профессионального роста в организации.

Результаты ответов респондентов по тест-опроснику компании BIRC«5 уровней инициативности» представлены на рис.1

Рис.1 –Распределение респондентов по уровню инициативности (в%)

Как видно из рис.1, менее половины группы респондентов при анализе ответов показали 5-ый уровень инициативности (41%), который называется «Делать самостоятельно до завершения и докладывать периодически». К 4-ому уровню инициативности с названием «Инициировать действия» было соотнесено 16% респондентов. К 3-ему уровню инициативности с названием «Предлагать идеи» было соотнесено 13% респондентов. 1/5 часть группы респондентов (20%) при анализе ответов показали 2-ой уровень инициативности с названием «Спрашивать, что делать?». И самой малочисленной группой среди респондентов оказались студенты, набравшие баллы по тесту, которые соответствуют 1-ому уровню инициативности (10%) с названием «Ждать указаний».

Таким образом, большая часть респондентов показали результат, который соответствует 5-ому уровню инициативности (41%) и самой малочисленной группой среди респондентов оказались студенты, набравшие баллы по тесту, которые соответствуют 1-ому уровню инициативности (10%).

Частота распределения ответов респондентов в зависимости от уровня инициативности от занимаемыми ими должностями представлена на рис.2.

Рис.2– Частота распределения ответов респондентов в зависимости от уровня инициативности и занимаемыми ими должностями

Как видно из рис.2, респонденты с 1 и 2 уровнем инициативности в основном занимают должности специалистов. Респонденты с 3 уровнем инициативности занимают как должности специалистов, так и должности руководителей низшего звена. Респонденты с 4 уровнем инициативности в основном представлены руководителями низшего звена. Респонденты с 5 уровнем инициативности в основном занимают должности руководителя низшего, второго и высшего звена.

Таким образом, респонденты с 1 и 2 уровнем инициативности в основном занимают должность специалиста, а респонденты с 4 и 5 уровнем инициативности занимают управленческие должности разного уровня.

Данное распределение было подтверждено с помощью метода корреляционного анализа по Спирмену(rs), который позволил выявить статистически значимую обратно пропорциональную взаимосвязь (rs = - 0,204,р< 0,01) между занимаемыми должностями и уровнем инициативности, а именно чем выше уровень управленческой должности (которой соответствует наивысший ранг в анкете), тем выше уровень инициативности (которому соответствует 5 уровень) и наоборот, чем ниже уровень управленческой должности (которой соответствует наименьший ранг в анкете), тем ниже уровень инициативности (которому соответствует 1 уровень).

Данная значимая корреляционная взаимозависимость позволяет сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза: чем выше уровень инициативности у респондентов, тем выше занимаемая ими управленческая должность в медицинской организации, полностью подтвердилась.

Частота распределения ответов респондентов в зависимости от уровня инициативности и от стажа представлена на рис.3.

Рис.3– Частота распределения ответов респондентов в зависимости от уровня инициативности и от стажа

Как видно из рис.3, респонденты с 1 и 2 уровнем инициативности имеют небольшой стаж работы, до 5 лет. У респондентов с 3 уровнем инициативности стаж работы от 11 до 15 лет. Респонденты с 4 уровнем инициативности за своими плечами имеют разный стаж работы в системе здравоохранения, он варьируется от 11 до 25 лет. Респонденты с 5 уровнем инициативности имеют стаж работы от 16 и более 25 лет.

Таким образом, респонденты с 1 и 2 уровнем инициативности имеют небольшой стаж работы, а респонденты с 4 и 5 уровнем инициативности имеют стаж работы в системе здравоохранения от 11 и старше 25 лет.

Данное распределение было подтверждено с помощью метода корреляционного анализа по Спирмену(rs), который позволил выявить статистически значимую прямо пропорциональную взаимосвязь ( rs = 0,428,р< 0,01) между стажем в системе здравоохранения и уровнем инициативности, а именно чем ниже стаж (которому соответствует наименьший ранг в анкете), тем ниже уровень инициативности (которому соответствует 1 уровень) и наоборот, чем выше стаж (которому соответствует наивысший ранг в анкете), тем выше уровень инициативности (которому соответствует 5 уровень).

Частота распределения ответов респондентов в зависимости от уровня инициативности и от возраста респондентов представлена на рис.4.

Рис.4– Частота распределения ответов респондентов в зависимости от уровня инициативности и от возраста

Как видно из рис.4, 1 и 2 уровень инициативности в основном представлен молодыми респондентами, в возрасте до 30 лет. Респонденты с 3 уровнем инициативности в возрасте от 31 до 40 лет. А 4 и 5 уровень инициативности в основном представлен респондентами в возрасте от 41 до 55 лет.

Таким образом, 1 и 2 уровень инициативности в основном представлен молодыми респондентами, а в 4 и 5 уровень инициативности входят респонденты старшего возраста.

Данное распределение было подтверждено с помощью метода корреляционного анализа по Спирмену(rs), который позволил выявить статистически значимую прямо пропорциональную взаимосвязь ( rs = 0,415; р< 0,01) между возрастом респондентов и уровнем инициативности, а именно чем меньше возраст респондентов (которому соответствует наименьший ранг в анкете), тем ниже уровень инициативности (которому соответствует 1 уровень) и наоборот, чем больше возраст респондентов (которому соответствует наивысший ранг в анкете), тем выше уровень инициативности (которому соответствует 5 уровень).

Частота распределения ответов респондентов в зависимости от уровня инициативности и от возможностей их профессионального роста после окончания обучения представлена на рис.5.

Рис.5– Частота распределения ответов респондентов в зависимости от уровня инициативности и от возможностей их профессионального роста после окончания подготовки

Как видно из рис.5, респонденты с 1 и 2 уровнем инициативности в основном считают, что нет возможности и желания профессионального роста. Респонденты с 3, 4 и 5 уровнем инициативности настроены оптимистически и считают, что у них есть возможность для профессионального роста после окончания обучения и все для этого есть, но в каких-то ситуациях не всегда хватает знаний и практики.

Таким образом, респонденты с 1 и 2 уровнем инициативности в основном считают, что у них нет возможности для профессионального роста, а респонденты с 3, 4 и 5 уровнем инициативности считают, что у них есть возможность для профессионального роста после окончания обучения.

Данное распределение было подтверждено с помощью метода корреляционного анализа по Спирмену(rs), который позволил выявить статистически значимую прямо пропорциональную взаимосвязь (rs = 0,273,р< 0,01) между возможностями профессионального роста респондентов после окончания обучения и уровнем инициативности, а именно чем ниже возможности профессионального роста (которой соответствует наименьший ранг в анкете), тем ниже уровень инициативности (которому соответствует 1 уровень) и наоборот, чем выше возможности профессионального роста (которой соответствует наивысший ранг в анкете), тем выше уровень инициативности (которому соответствует 5 уровень). Мотивация была построена от внешних мотивов (которой соответствует наименьший ранг), к более высокой внутренней самореализации (которой соответствует наивысший ранг). И чем выше у респондентов внутренний мотив, тем выше у них уровень инициативности.

Следует отметить, что метод корреляционного анализа по Спирмену(rs)позволил выявить еще одну интересную, на наш взгляд, статистически значимую прямо пропорциональную взаимосвязь ( rs = 0,245,р

Просмотров работы: 1208