ОЖИРЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОЖИРЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Маклаева Н.Н. 1, Камынина Н.Н. 1
1ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье рассмотрены причины возникновения и меры по борьбе с ожирением и малоподвижным образом жизни и заболеваниями, напрямую связанные с ними. Социальная значимость данной проблемы говорит о необходимость принятия мер по борьбе с дальнейшим распространением ожирения.

Ожирение - это глобальная проблема здравоохранения. Интерес к проблеме ожирения повсеместно усиливается. Во всех средствах массовой информации мы часто слышим: «Ожирение - эпидемия 21 века», «Ожирение - глобальная катастрофа»... Во всех газетах, сайтах, журналах, рекламах мы видим средства для похудения, различные диеты, методы похудения...

Но как часто мы задумываемся о самой проблеме? Проблема ожирения стоит уже не первый век. В далеком прошлом способность накапливать жир была эволюционным преимуществом, позволявшим человеку выживать в периоды вынужденного голодания. Полные женщины служили символом плодородия и здоровья. Они были увековечены на полотнах многих художников, например, Кустодиева, Рубенса, Рембрандта. От гениального изобретения природы – жира, носившего в прошлом защитную функцию, теперь страдают миллионы людей. В целом эта проблема становится одной из глобальных, затрагивающих все страны. По данным ВОЗ, в мире насчитывается более 1,7 млрд людей, имеющих избыточный вес или ожирение. По статистическим данным ВОЗ, с 1980 года число лиц во всем мире, страдающих ожирением удвоилось. В 2012 году более 40 миллионов детей в возрасте до 5 лет имели избыточный вес или ожирение.

Поэтому проблема ожирения в наше время становится все более актуальной и начинает представлять социальную угрозу для жизни людей.

Социальная значимость проблемы ожирения определяется угрозой инвалидизации пациентов молодого возраста и снижением общей продолжительности жизни в связи с частым развитием тяжелых сопутствующих заболеваний. К ним можно отнести: сахарный диабет 2 типа, артериальную гипертонию, дислипидемию, атеросклероз и связанные с ним заболевания, репродуктивную дисфункцию, желчекаменную болезнь, остеохондроз. Ожирение снижает устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, кроме того, резко увеличивает риск осложнений при оперативных вмешательствах и травме [11].

Лица, страдающие выраженным ожирением, с трудом могут устроиться на работу. Тучные люди испытывают дискриминационные ограничения при продвижении по службе, повседневные бытовые неудобства, ограничения при передвижении, в выборе одежды, неудобства в проведении адекватных гигиенических мероприятий; зачастую наблюдаются сексуальные расстройства.

Общество пока окончательно не осознало необходимость создания и реализации программ по профилактике ожирения. Безусловно, такая программа – вещь очень дорогостоящая, но и проблема ожирения тоже стоит больших денег. Нужно рассматривать, как положительно, то, что общество начало тратить деньги на создание программ профилактики таких заболеваний, как гипертоническая болезнь, инсулиннезависимый сахарный диабет и ишемическая болезнь сердца. Патогенез этих заболеваний очень тесно переплетается с патогенезом ожирения. Ожирение связано с наиболее распространенными и требующими больших затрат на лечение заболеваниями: инсулиннезависимым сахарным диабетом (ИНСД), артериальной гипертензией, ишемической болезнью сердца (ИБС), рядом опухолей. В организме человека ожирение нарушает деятельность, по крайней мере, девяти систем органов.

Современное общество провоцирует непреднамеренное ожирение у своих граждан, способствуя потреблению высококалорийной пищи с большим содержанием жиров, и в то же время, благодаря техническому прогрессу, стимулирует малоподвижный образ жизни. Эти социальные и техногенные факторы способствуют росту распространенности ожирения в последние десятилетия.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) пришла к заключению, что основной причиной эпидемии ожирения в мире стал недостаток спонтанной и трудовой физической активности населения в сочетании с чрезмерным потреблением жирной высококалорийной пищи. Ожирение значимо уменьшает продолжительность жизни в среднем от 3 до 5 лет при небольшом избытке веса, до 15 лет при выраженном ожирении. Практически в двух случаях из трех смерть человека наступает от заболевания, связанного с нарушением жирового обмена и ожирением. [11]

В обществе отношение к больным с ожирением зачастую неадекватное, на бытовом уровне считается, что ожирение – это наказанное чревоугодие, наказанная лень, поэтому лечение тучности – личное дело каждого. Действительно, общественное сознание еще далеко от представлений, что полные люди – это больные люди, и причина их заболевания чаще не в безудержном пристрастии к еде, а в сложных метаболических нарушениях, ведущих к избыточному накоплению жира и жировой ткани [11].

В странах, где активно внедряется просветительская работа по первичной профилактике, и реализуются образовательные технологии в ходе реабилитационных программ для пациентов в группах риска (Канада, Великобритания, США, Финляндия), отчетливо видна динамика снижение сердечно-сосудистой заболеваемости, частоты инфарктов миокарда и смертности. Основными компонентами реабилитационных программ являются профилактическое обучение (обучение здоровому образу жизни), физические тренировки и психологическая поддержка.

Типичный для пациента с экзогенно-конституциональным ожирением анамнез выглядит следующим образом. Пациенты убеждены, что они едят мало и подчеркивают, что утром они вообще не едят. Выпиваемая ими чашка кофе с сахаром и бутерброд с сыром и маслом обычно не учитываются как еда. На работе больные начинают перекусывать, обычно это калорийная пища с высоким содержанием жиров. Нередко они жуют и на работе и дома автоматически, не замечая этого, едят при волнении, перед сном и даже ночью.

Поэтому основной стратегической целью лечения избыточной массы тела и ожирения является не только снижение массы тела, т.е. улучшение антропометрических показателей, но и непременное достижение полноценного контроля метаболических нарушений, предупреждение развития тяжелых заболеваний, часто появляющихся у больных ожирением, и длительное удержание достигнутых результатов. Следовательно, успешным может считаться только такое лечение, которое приводит к улучшению здоровья пациента в целом. Необходимо, чтобы все понимали, что ожирение – серьезное заболевание, и считали обязательным мероприятием включение в свои задачи мер, направленных на профилактику и лечение этого «заболевания века».

Большинство неинфекционных заболеваний являются результатом конкретного неправильного поведения (употребление табака, отсутствие физической активности, нездоровое питание и вредное употребление алкоголя), которые приводят к четырем основным метаболическим и физиологическим изменениям: повышенное кровяное давление, избыточный вес/ожирение, повышенный уровень глюкозы в крови и повышенный уровень холестерина. Риски развития ишемической болезни сердца, ишемического инсульта и сахарного диабета 2 типа неуклонно возрастают с увеличением индекса массы тела (ИМТ). Повышенный ИМТ увеличивает риск возникновения новообразований молочной железы, толстой кишки, предстательной железы, эндометрия, почек и желчного пузыря. Смертность возрастает с увеличением степени избыточной массы тела, выявленная с помощью измерения ИМТ [3].

Для достижения долговременных положительных изменений здоровья населения исключительно важна роль правительства. Правительства, в первую очередь, несут ответственность за ориентацию и контроль в плане инициации и развития стратегии, обеспечивая ее осуществление и проводя мониторинг воздействия в долгосрочной перспективе.

Правительствам необходимо обеспечить правильную и сбалансированную информацию, необходимо рассмотреть возможность принятия мер, которые обеспечат сбалансированную информацию для потребителей, с тем чтобы им было легко принимать решения в пользу здорового выбора и обеспечить наличие надлежащих программ укрепления здоровья и санитарного просвещения. В частности, информация для потребителей должна готовиться с учетом уровней грамотности, коммуникационных барьеров и местной культуры, и она должна быть понятна для всех слоев и групп населения. В некоторых странах программы укрепления здоровья строили таким образом, чтобы учесть соображения такого рода о рационах питания и физической активности. Некоторые правительства уже взяли на себя юридическое обязательство обеспечивать положение, при котором фактическая информация позволяет потребителям принимать вполне обоснованные решения по таким вопросам, которые могут оказать влияние на их здоровье.

Медико-санитарные службы, особенно первичная медико-санитарная помощь, но также и другие службы (например, социальные) могут сыграть важную роль в профилактике ожирения. Регулярное изучение основных привычек в отношении питания и физической активности, в сочетании с простым консультированием на протяжении всей жизни, может охватить значительную часть населения и оказаться эффективным с точки зрения затрат мероприятием. Выявление конкретных групп, подверженных высокому риску, и определение мер для удовлетворения их потребностей, включая возможные фармакологические меры, являются важными компонентами. Ключевыми факторами для осуществления этих мер являются: подготовка работников здравоохранения, наличие соответствующих руководств и возможные стимулы.

Вопрос о глобальном рассмотрении вопросов питания и физической активности звучал так же и в докладе ВОЗ/Всемирного экономического форума на совместном мероприятии «Профилактика неинфекционных болезней на рабочих местах с помощью рациона питания и физической активности».

Для установления приоритетных направлений работы по профилактике ожирения ВОЗ предлагает несколько разных методов. Всем этим подходам присущи следующие общие этапы:

• Выявление проблемы и анализ потребностей.

• Выявление возможных решений.

• Оценка и определение приоритетности возможных решений.

• Выработка стратегии.

Приступая к установлению приоритетов, важно понять, что ни одна отдельно взятая мера вмешательства не будет в состоянии предупредить ожирение. Детерминанты ожирения сложны и многообразны, поэтому и решения проблемы должны быть многогранными. В зависимости от района, области или страны, одни меры или конкретные варианты политики будут более важными, уместными и осуществимыми, чем другие. Поэтому представляется необходимым, чтобы решения в отношении вариантов политики и приоритетных направлений работы принимались на местном уровне. Потенциальные направления работы должны тщательно анализироваться, при этом должны приниматься во внимание факторы, специфичные для данной местности, области или страны. Например, необходимо учитывать исторические, политические, культурные, социальные и экономические факторы или ограничения, существующие и имеющиеся в наличии ресурсы и действующие стратегии и системы. Также признается, что профилактическая работа и реализация политики часто проходит бессистемно, от случая к случаю [9].

Правительство РФ выразило свое согласие с положениями глобальной стратегии ВОЗ в области питания и физической активности и здоровья, признание ее своевременности и актуальности.

В РФ с 1 января 2006 года стартовал национальный проект «Здоровье». В рамках проекта в 2012 году проведен III Всероссийский конкурс проектов по здоровому образу жизни «Здоровая Россия». Анализ проектов показал, что большая их часть были посвящены больше борьбе с табакокурением, а не направлены на формирование здорового питания и физической активности. Также часть проектов уделили внимание борьбе с последствиями ожирения, такими как сердечно-сосудистые заболевания и их осложнения.

В национальном проекте «Здоровье», к сожалению, нет программы по борьбе с ожирением и малоподвижным образом жизни. Вероятно, это связано с тем, что в нашей стране ожирение рассматривается как сопутствующее заболевание. Например: «ожирение и ИБС», «ожирение и гипертоническая болезнь, «ожирение и рак молочной железы», «ожирение и метаболический синдром», «ожирение и диабет» и др. Поэтому нет точной статистики ожирения.

Давно созрела необходимость рассматривать ожирение как самостоятельное заболевание. Оно является первопричиной многих заболеваний и поражает многих людей. Считается, что ожирение – это личная проблема человека. Ни одно заболевание не подвергается самолечению в таких масштабах, как ожирение. Для многих лишний вес – это всего лишь то, что портит фигуру. Стараясь сбросить лишний вес, люди сидят на диетах, и через некоторое время снова набирают лишние килограммы.

Стремительно возрастающая распространенность ожирения в Российской Федерации требует незамедлительных действий, эффективной стратегии и новаторских решений, адаптации имеющегося в других странах опыта к условиям нашей страны. Распространенность избыточной массы тела в возрасте от 20+ обоих полов по данным ВОЗ за 2008 год в РФ 57,8 %.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ в рамках исполнения пункта 21 Поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 27 марта 2012 года № ВП-П12-1763 с целью организации эффективной профилактики заболеваемости и смертности, связанных с избыточной массой тела, разработало "Оказание медицинской помощи взрослому населению по снижению избыточной массы тела" [12].

Методические рекомендации содержат описание организации оказания медицинской помощи лицам с избыточной массой тела и ожирением в учреждениях первичной медико-санитарной помощи (ПМСП).

Здоровье нации является высшей общественной ценностью, основой национального богатства и безопасности России. Однако россияне не склонны заботиться о своем здоровье, думать о нем как о собственном ресурсе и капитале. Этот фактор во многом является ключевым для динамики смертности и заболеваемости в нашей стране.

Поэтому перед профилактической медициной и перед всем обществом стоит непростая задача, направленная на создание таких условий, когда человеку будет выгодно соблюдать здоровый образ жизни и сохранять здоровье на долгие годы.

Создание в системе первичного звена здравоохранения так называемых “Школ здоровья” способствует решению данной проблемы. “Школа здоровья” является особой формой работы с пациентами. Учебные программы для “Школ здоровья” основаны на активном обучении и укреплении способностей пациента в планировании и разработке собственного непрерывного обучения, сотрудничестве пациентов друг с другом и партнерстве медработника и пациента в управлении здоровьем. Подготовка по данным программам должна стать частью последовательного обучения работников здравоохранения и может быть включена в базовое медицинское образование врачей, медицинских сестер и других медработников. Обучение в “школе” должно повысить уровень знаний и практических навыков пациентов в управлении риском, способствовать улучшению качества жизни, сохранению и восстановлению трудоспособности. Роль пациента в лечении хронического заболевания не может ограничиваться пассивным подчинением медицинским назначениям. Он должен быть активным, ответственным участником терапевтического процесса, и помочь ему в этом может медицинский работник, в полной мере владеющий медицинскими знаниями, навыками организатора, психолога и педагога.

Занятия в школе предполагают повышение грамотности населения в вопросах здорового образа жизни, улучшения показателей здоровья и качества жизни. Преподавательскую функцию по формированию у населения ответственности за свое здоровье возьмут на себя медицинские сестры с высшим образованием, прошедшие специальную подготовку. Это должно способствовать росту профессионального и организационно-правового статуса сестринского персонала. Для упорядочивания данной работы необходимо вводить код медицинской услуги, отражая медико-преподавательскую деятельность в школе здоровья. Оформление отчетной документации будет являться важным критерием для адресного финансирования работы среднего медицинского персонала.

В современных условиях развития здравоохранения и загруженности врачей, медицинские сестры должны взять на себя ответственность за развитие профилактического воспитания населения, ведение школ здоровья, пропаганды здорового образа жизни.

В настоящее время роль сестринского персонала заключается в использовании современных технологий, профилактике и формировании медицинской активности населения по таким важным направлениям, как здоровый образ жизни, профилактика заболеваний, отравлений, несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и др.

Медицинские сестры должны иметь представление о методах проведения профилактической работы с населением, способах и приемах популяризации здорового образа жизни, а также профессионально проводить сестринскую работу в лечебных учреждениях, школах, в семьях, и т.д.

Такими специалистами являются медицинские сестры, имеющие высшее образование по специальности “Сестринское дело” (квалификация “менеджер”), и медицинские сестры-бакалавры.

Эти специалисты подготовлены к решению задач, касающихся анализа состояния здоровья населения; организации и проведения профилактических, оздоровительных мероприятий, осуществления педагогической и воспитательной деятельности.

Выводы:

  1. Проблема ожирения актуальна независимо от социальной и профессиональной принадлежности, зоны проживания, возраста и пола.

  2. Профилактика ожирения является одним из основополагающих принципов оздоровления нашего общества, так как основная причина высокой смертности тучных людей – это не само ожирение, а его тяжелые сопутствующие заболевания.

  3. Необходимо создание в системе первичного звена здравоохранения “школ коррекции питания”.

  4. Именно на медицинскую сестру ложится ответственность за обучение и мотивацию пациентов в поддержании их стремления в борьбе с ожирением.

Список используемых источников

  1. Глобальная стратегия в области режима питания, физической активности и здоровья ВОЗ от 22.05.2004 г. // http://www.gnicpm.ru/UserFiles/ Global_strategy_voz_diet.pdf. [дата обращения 14.12.14 г.].

  2. Глобальная стратегия ВОЗ по питанию, физической активности и здоровью: руководство для стран по мониторингу и оценке по осуществления 2009 г.// http://www.who.int/dietphysicalactivity/DPASindicators/ru/ [дата обращения 17.12.14 г.].

  3. Доклад ВОЗ/Всемирного экономического форума о совместном мероприятии Профилактика неинфекционных заболеваний на рабочих местах. – 2008 г. - С.47 // http://www.who.int/dietphysicalactivity/workplace-report-Russian.pdf [дата обращения 14.12.14 г.].

  4. Информационный бюллетень ВОЗ Ожирение и избыточный вес - 2014 - №311 // http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs311/ru/.

  5. Ершова E.В. и др. Морбидное ожирение – возможности консервативной терапии // Ожирение и метаболизм. - 2010. - №.4. - С. 40-43.

  6. Еганян Р.А., Калинина А.М. Школа здоровья Избыточная масса тела – М. - Геотар-Медиа – 2013. – С.186.

  7. Куфтарева Ю. Ф. Школы здоровья: роль сестринского персонала в проведении группового консультирования // Главная медицинская сестра. - 2010. – N 9. - С. 146-153.

  8. Мировая статистика здравоохранения отчет ВОЗ за 2013 год // http://www.who.int/gho/publications/world_health_statistics/2013/ru/.

  9. Методические разработки, помогающие государствам-членам определять и устанавливать приоритетные направления работы. Определение приоритетных направлений работы в области популяционной профилактики детского ожирения // http://www.who.int/dietphysicalactivity/childhood/tools/ru/.

  10. Методические рекомендации Оказание медицинской помощи взрослому населению по снижению избыточной массы тела.

  11. Родионова Т.И., Тепаева А.И. Ожирение глобальная проблема современного общества // Медицинские науки фундаментальные исследования №12. - 2012 г. - С. 132.

  12. Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. № 14-3/10/1-2816 О методических рекомендациях "Оказание медицинской помощи взрослому населению по снижению избыточной массы тела" http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70074548/#ixzz3MATxmmiA.

  13. Поручение правительства РФ от 13 февраля 2012 г. по реализации положений статьи Председателя Правительства РФ В.В. Путина "Строительство справедливости. Социальная политика для России".

  14. Постановление правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 294 Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения».

Просмотров работы: 10003