ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВЫПУСКНИКОВ ФАКУЛЬТЕТА ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВЫПУСКНИКОВ ФАКУЛЬТЕТА ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Скобелева О.А. 1, Островская И.В. 1
1ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реферат

В данной статье представлены результаты изучения научно-исследовательских компетенций медицинских сестер на примере выпускных квалификационных работ (ВКР) выпускников факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы (ФВСО и ПСР) Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Оценка содержания, применяемых методов и результатов исследований в рамках ВКР позволили выявить проблематику компетентностного подхода в обучении, который позволит при подготовке медсестер-менеджеров повысить качество научно-исследовательской работы, профессионализм обучающихся и быструю адаптацию выпускников ФВСО и ПСР в профессиональной деятельности.

Введение

Актуальность исследованияпроцесса формирования научно-исследовательских компетенций обусловлена недостаточной изученностью проблемы и её социально-экономической значимостью. В современной системе здравоохранения сестринское дело остается важнейшей составной частью, располагающей значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения ожидаемых потребностей общества в услугах системы здравоохранения. Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и использования среднего медицинского персонала, как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения [3].

Реалии развития системы высшего профессионального образования на современном этапе показывают, что происходит не только ее структурно-содержательное реформирование, но и определяется новая нормативно-правовая основа, а также содержание профессиональной подготовки. В связи с этим одним из направлений модернизации системы научно-исследовательской подготовки специалистов должно стать развитие компетентностного подхода. Выпускник ВУЗа должен обладать многофункциональными компетенциями, позволяющими ему быстро адаптироваться к производственным условиям, быть готовым к постоянному повышению уровня своей профессиональной компетентности, обучению в течение всей жизни и трудовой деятельности.

Сестринские научные исследования — это систематический процесс изучения клинической или управленческой проблемы, который проводится медицинскими сестрами, пытающимися получить новую информацию для улучшения помощи пациентам и/или разрешения проблемных ситуаций [5]. Таким образом, на современном этапе развития здравоохранения необходимо повышение профессиональной научно-исследовательской компетентности медицинских сестер с высшим образованием и вовлечение специалистов сестринского дела в активную исследовательскую работу.

Медицинская сестра-исследователь должна уметь черпать новую информацию из различных источников, формировать собственную точку зрения, уметь определять приоритетные направления исследований, определять цели и задачи исследования, аргументировано отстаивать самостоятельную позицию. Необходимо владеть общими методологическими, методическими и, особенно, инновационными исследовательскими приемами работы. Становятся необходимыми специальные знания, знания в области смежных дисциплин, компьютерная подготовка [4], умение работать с большим объёмом информации.

С позиций формирования компетентностного подхода модернизация научно-исследовательской подготовки студентов предусматривает:

– усиление практико-ориентированной направленности научно-исследовательской работы студентов;

– включение в содержание научно-исследовательской подготовки ситуаций деятельности, при которых происходит формирование компетенций и компетентности студентов;

– ориентация на формирование полифункциональной компетентности обучающихся;

– проектирование и реализация модели научно-исследовательской подготовки;

– формирование взаимосвязи компонентов компетентности.

В рамках компетентностного подхода у студентов формируются профессиональные научно-исследовательские компетенции (ПНИК), которые являются составной частью профессиональной компетентности будущего работника, это характеристика личности, проявляющаяся в готовности и способности осуществлять научно-исследовательскую деятельность. Исследователями определены содержательные компоненты ПНИК:

– когнитивный компонент предполагает наличие совокупности знаний и представлений для решения научно-исследовательских задач в профессиональной деятельности;

– мотивационный компонент предусматривает наличие сформированных мотивов и установок на осуществление научно-исследовательской деятельности;

– ориентировочный компонент включает наличие совокупности умений, позволяющих ориентироваться в профессиональной сфере для постановки задач, построения исследовательского процесса, проектирования условий, в которых будет проходить экспериментальная работа;

– операционный компонент представляет собой совокупность умений и способов осуществлять исследовательскую деятельность [2].

О.К. Поведская отмечает, что формирование исследовательских компетенций студентов будет проходить наиболее результативно при соблюдении ряда следующих условий:

• подготовки студентов в области методологии научного познания (через соответствующие дисциплины, семинары, консультации);

• проведения постоянной целенаправленной и всеохватывающей работы по развитию у студентов исследовательских умений и навыков (в ходе освоения всех учебных дисциплин, практики);

• мониторинга качества руководства исследовательской работой студента профессионально-подготовленным преподавателем;

• активной научно-методической и научно-исследовательской позицией профессорско-преподавательского состава учебного заведения [1].

Выпускная квалификационная работа студента является одним из видов исследовательской деятельности. Это законченная разработка, в которой на основании изучения и обобщения современных проблем здравоохранения и подготовки сестринских кадров с высшим образованием предлагается самостоятельное решение частной научно-исследовательской или практической задачи.

С 1995 по 2013 год студентами ФВСО и ПСР выполнено 1666 ВКР. Это богатый исследовательский опыт, поэтому целью нашего исследования было определено изучение научно-исследовательских компетенций выпускников ФВСО и ПСР, сформированных в процессе обучения.

Исследование проводилось на кафедре управления сестринской деятельностью и социальной работы ФВСО и ПСР Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Методы

Был проведен анализ периодической, нормативно-правовой, учебной литературы и интернет-источников по проблематике вопроса. Для систематизации, анализа и статистической обработки полученной информации была создана электронная база данных «Выпускные квалификационные работы студентов ФВСО и ПСР» в программе «Microsoft Office Access 2010».

Результаты исследования

За время существования факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы его студентами было выполнено 1667 выпускных квалификационных (ВКР) работ. Нами были изучены 721 ВКР, защита которых состоялась в период с 2008 по 2012 годы.

Исследовательская деятельность студентов осуществлялась на пяти кафедрах Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. За пятилетний период наибольшее количество дипломных работ было выполнено на кафедре общественного здоровья и здравоохранения (31%) и на кафедре права (21,5%). 47,5% ВКР распределены следующим образом: кафедра управления сестринской деятельностью и социальной работы - 17,8%, маркетинга и товароведения в здравоохранении – 15,7% педагогики и медицинской психологии – 14%. Руководителями дипломных работ выступили 58 преподавателей кафедр (рис. 1).

Анализируя распределение исследований по различным учебным дисциплинам, отмечено, что более четверти работ (26,1%) проводились в сфере организации здравоохранения; особенности правового обеспечения в медицине изучали 21,6% студентов. В таких дисциплинах, как маркетинг в здравоохранении, менеджмент и лидерство, психология проведено от 12 до 15,7% исследований. Общественному здоровью и здравоохранению посвящены 5,4% работ, экономике здравоохранения и педагогике – 1,8% и 1,3% соответственно (рис. 2).

Рис. 1 - Распределение студентов, выполняющих ВКР, по кафедрам 2008 – 2012 гг.

Рис 2. - Распределение исследований по учебным дисциплинам 2008 – 2012 гг.

При выборе направления исследования предпочтения исследователей были отданы изучению вопросов организации сестринской деятельности (12,5%) и маркетинговым исследованиям медицинских услуг (12,2%). От 5,8 до 7,2% работ посвящены изучению организации и анализу деятельности медицинских организаций, психологии личности, управлению качеством сестринской помощи и прав граждан в сфере охраны здоровья. Профилактике заболеваний или осложнений уделено внимание 3,7% исследователей, правовая ответственность медицинских работников изучалась в 3,6% ВКР, а обучение сестринских кадров – в 3,2%. Доля каждого из остальных направлений исследований составляет не более 2,8% (рис. 3).

Рис. 3 - Распределение ВКР по направлениям исследований 2008 – 2012 гг. (фрагмент).

Примечание:

1 - Организация сестринской деятельности.

2 - Маркетинговые исследования медицинских услуг.

3 - Права граждан в сфере охраны здоровья.

4 - Управление качеством сестринской помощи.

5 - Психология личности.

6 - Организация и анализ деятельности медицинской организации.

7 - Профилактика заболеваний/осложнений.

8 - Правовая ответственность медицинских работников.

9 - Обучение сестринских кадров.

10 - Управленческие возможности руководителя.

11 - Управление трудовыми ресурсами.

12 - Мотивирование и стимулирование сестринского персонала.

13 - Оборот лекарственных/наркотических средств и психотропных веществ.

14 - Прочее.

Для анализа таких данных, как выбор базы и методов исследования, нами была сформирована выборка ВКР за 2012 год.

Базами для проведения научно-исследовательских работ были выбраны городские и центральные (городские и районные) больницы (17,1%), специализированные больницы, центры и диспансеры (17,1%) и амбулаторно-поликлинические учреждения (10,5%). В 5,2% исследования проводились в военных и ведомственных медицинских организациях. В университетских клиниках Первого МГМУ им. И.М. Сеченова выполнено 6,9% работ. По 4% исследований посвящено изучению вопросов, связанных с организацией и деятельностью военных либо ведомственных медицинских организаций и детских городских поликлиник. 20,6% работ выполнены в различных организациях, таких как многопрофильное лечебное учреждение, негосударственные клиники и центры, районные больницы, лаборатории, родильные дома, инфекционные клинические больницы, районные больницы, медицинские училища и детские сады (по 1,7%), станция скорой и неотложной помощи, медико-санитарная часть, сельская амбулатория (по 0,6%). Часть студентов (14,9%) проводила исследования с использованием теоретических источников информации (литература, интернет, нормативно-правовая и учетно-отчетная документация, и др.) (рис. 4).

Рис. 4 - Базы для проведения научно-исследовательских работ 2012 г. (фрагмент).

Примечание:

1 Городская/центральная клиническая больница

2 Специализированная клиника/центр/диспансер

3 Теоретические источники

4 Амбулаторно-поликлиническое учреждение

5 Университетская клиническая больница/поликлиника ПМГМУ им. И.М. Сеченова

6 Военное/ведомственное лечебно-профилактическое учреждение

7 Детская городская поликлиника

8 Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

9 Детская клиническая больница

10 Прочее.

Один из наиболее важных вопросов: проблемы каких отраслей медицины и смежных отраслей студенты изучают в своих работах? Анализ данных показал, что проблемы сестринского дела в хирургии/травматологии и педиатрии изучаются чаще прочих (10,3% и 9,1% соответственно). Вопросы акушерства и гинекологии рассматриваются в 4,6% дипломных работ. 4% исследователей изучали проблемы таких отраслей, как анестезиология, реанимация, интенсивная терапия и столько же в сфере инфекционных болезней. Проблемам сестринского дела в стоматологии уделили внимание 3,4% исследователей, кардиологии, психиатрии и терапии по 2,9%. Доля остальных исследований мала (1,7% и менее), она посвящена организации здравоохранения, медико-социальной работе, психиатрии, психологии, эндоскопическим исследованиям, репродуктивному здоровью и планированию семьи и др. (рис. 5).

Рис. 5 – Отрасли исследований 2012 г. (фрагмент).

Примечание:

1 Хирургия, травматология

2 Педиатрия

3 Акушерство и гинекология

4 Теория сестринского дела

5 Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия

6 Инфекционные болезни

7 Психология

8 Стоматология

9 Кардиология

10 Менеджмент и лидерство

11 Психиатрия

12 Терапия

13 Фармацевтика

14 Прочее

Студенты использовали широкий спектр методов научных исследований. В каждой работе изучалась теоретическая база по проблеме исследования, проводился анализ научной и учебно-методической литературы, нормативно-правовых актов, документов статистической отчетности, информация из интернет-источников. Выбор методов исследования определялся целью и задачами исследования. Так, наиболее частыми методами при выполнении работ в области медицинского права были сравнительно-правовой анализ, системный анализ, метод правового моделирования. В работах по маркетингу и товароведению в медицине основными методами стали статистические методы, методы математической статистики, изучение факторов внешней среды методом STEP-анализа; изучение внутренней среды организации методом SWOT-анализа, сегментирование, метод экспертных оценок, оценка конкурентоспособности. В работах по общественному здоровью и организации здравоохранения, менеджменту и лидерству распространены социологические методы: анкетирование, опрос, наблюдение, интервью, беседа и графоаналитический метод. При изучении организации деятельности среднего медицинского персонала одними из применявшихся методов были хронометраж и фотохронометраж. В работах по психологии и педагогике исследователи опираются на психодиагностические методики и обработку их результатов (табл. 4).

Таблица 1 – Методы исследований 2012 г.

 

Название метода

Частота применения в общем кол-ве ВКР

1

Анализ теоретических источников

175

2

Анкетирование

71

3

Статистический метод

63

4

Аналитический метод

54

5

Социологический метод

40

6

Анализ документации

32

7

Графоаналитический метод

25

8

SWOT-анализ

20

9

Наблюдение

19

10

Тестирование

18

11

STEP-анализ

17

12

Психодиагностические методики

17

13

Опрос

16

14

Метод сравнительного анализа

15

15

Сравнительно-правовой анализ

15

16

Методы математической статистики

14

17

Исторический/историко-логический метод

12

18

Системный анализ

12

19

Сегментирование

11

20

ABC-анализ

10

21

Метод правового моделирования

10

22

Метод экспертных оценок

9

23

Ранжирование

9

24

Хронометраж

8

25

Монографический метод

5

26

Синтез

5

27

Беседа

4

28

Библиографический метод

4

29

Позиционирование

4

30

Интервью

3

31

не определен

3

32

Оценка конкурентоспособности

3

33

Проблемный анализ

3

34

Фотохронометраж

3

35

Частотный анализ

3

36

VEN-анализ

2

37

Прогнозирование

2

38

Корелляционный анализ

1

39

Метод оценки факторов макросреды с учетом тенденции их изменения (по О.А. Васнецовой)

1

40

Метод стандартизации

1

Обсуждение результатов исследования

Анализ исследовательской деятельности студентов ФВСО и ПСР показал, что:

1. Большинство студентов ФВСО и ПСР являются практикующими медицинскими работниками. Это позволяет им проводить научные исследования по месту трудоустройства, выделять приоритетные направления исследований, формировать оптимальную выборку для исследования, дает возможность работать с информацией из первоисточников.

2. Выбор кафедры, учебной дисциплины и направления исследования продиктован, как правило, назревшими вопросами в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала и медицинских сестер – руководителей. По данным нашего исследования, проблем, требующих анализа и поиска путей их решения больше в сфере организации здравоохранения (26,1% работ). Много вопросов возникает в рамках правового обеспечения в медицине (21,5% работ). К сожалению, экономике здравоохранения и педагогике будущие менеджеры здравоохранения уделяют мало внимания – 1,8% и 1,3% соответственно. Вероятно, это можно объяснить сложностью учебных дисциплин, либо недооцениванием медицинскими сестрами значимости этих наук в своей повседневной работе.

3. Выбор базы исследований, как правило, определяется местом работы студента. По данным нашего исследования можно определить, что основное количество студентов – работники больниц, специализированных клиник, центров и диспансеров и амбулаторно-поликлинических учреждений, расположенных в Москве и Московской области (17,2%, 17,2% и 9,8%). Проведение исследования по месту трудовой деятельности, статистическая обработка результатов и разработка рекомендаций для решения исследуемой проблемы могут быть использованы в деятельности менеджера для повышения качества сестринской деятельности, оптимизации работы медицинских сестер, улучшению качества ухода за пациентами.

4. Студенты показали знание и умение применять широкий спектр методов научных исследований. В каждой работе изучалась теоретическая база по проблеме исследования, проводился анализ литературы, нормативно-правовых актов, документов статистической отчетности, информации из интернет-источников. Наиболее частыми методами при выполнении работ в области медицинского права были сравнительно-правовой анализ, системный анализ, метод правового моделирования. В работах по маркетингу и товароведению в здравоохранении основными методами стали статистический метод, методы математической статистики, STEP-анализ; SWOT-анализ, сегментирование, метод экспертных оценок, оценка конкурентоспособности. В работах по общественному здоровью и организации здравоохранения, менеджменту и лидерству распространены социологические методы: анкетирование, опрос, наблюдение, интервью, беседа и графоаналитический метод. В работах по психологии и педагогике исследователи опираются на психодиагностические методики и обработку их результатов.

5. Авторы двух третей студенческих исследовательских работ проводили исследование с использованием собственных разработок – анкет, опросников, тестов. Среди них – анкеты для медицинских сестер, врачей, пациентов, студентов и родителей. Разработано 9 учебно-методических пособий и рекомендаций и 5 курсов лекций для проведения обучения медицинского персонала. Навыки подобных разработок могут быть использованы в реализации педагогической составляющей профессиональной деятельности медицинской сестры – менеджера.

6. Оформление ВКР, в подавляющем большинстве, соответствует предъявляемым требованиям, соблюдены этапы проведения исследования, текст структурирован, оформлены ссылки на литературные источники, работы иллюстрированы. Уровень оценки работ рецензентами достаточно высок.

Выводы

1. Наше исследование показало, что на ФВСО и ПСР накоплена большая база исследовательских данных, основанных на обобщении теоретической и эмпирической составляющих профессиональной деятельности. Полученные за время учебы в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова знания по специальности «Сестринское дело» помогают приобретать навыки научного исследователя. Медсестры могут выступать в роли участника либо руководителя исследования.

2. Анализ ВКР студентов ФВСО и ПСР показал, что будущие медицинские сестры - менеджеры могут выявить проблемы практического здравоохранения, основываясь на личном опыте медицинского работника. Студенты-исследователи демонстрируют сформированность научно-исследовательских компетенций: умеют определить направление, цели, задачи исследования, провести анализ литературных и других источников, делают верный выбор методов исследования и их сочетания в соответствии с целями и задачами работы.

3. Исследовательский опыт из различных областей медицины позволит консолидировать усилия энтузиастов сестринского дела в решении актуальных задач сестринской службы, повышения качества сестринской помощи и ухода за пациентами.

4. Электронная база данных «Выпускные квалификационные работы ФВСО и ПСР», созданная в программе «Microsoft Office Access 2010» на кафедре управления сестринской деятельностью и социальной работы ФВСО и ПСР Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, позволит хранить, обобщать, анализировать данные проведенных исследований и в дальнейшем. Эта информация может помочь определять приоритетные направления сестринских исследований и выявлять области, требующие более пристального внимания медицинских сестер-исследователей.

Список используемых источников

Поведская О. К. Организация научно-исследовательской работы студентов и преподавателей в рамках компетентностного подхода в образовании // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 1. - С. 88-90. Проблемы становления профессионала: материалы международной научно-практической конференции 25–26 сентября 2013 года. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013 – 139 с.
  1. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы // sestrinskoe-delo.med.cap.ru URL: http://www.sestrinskoe-delo.med.cap.ru/Page.aspx?id=580888 (дата обращения: 20.03.2014).

Прокди Р. Г., Тихомиров А. Н., Колосков П. В. Весь Office 2010. 8 книг в 1. Полное руководство (+DVD). - СПб.: Наука и техника, 2011. - 624 с.
  1. Теория сестринского дела: Учебник для студентов медицинских вузов / Г.М. Перфильева, Н.Н. Камынина, И.В. Островская, А.В. Пьяных, - М.: ГЭОТАР-Медиа , 2009. - 256 с.

Просмотров работы: 1729