ГОТОВНОСТЬ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГОТОВНОСТЬ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ

Ивлева Н.А. 1, Камынина Н.Н. 1
1ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Москва, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реферат

В данной статье представлен анализ готовности сестринского персонала к осуществлению профилактической работы среди населения. Проведённое исследование направлено на изучение отношения бакалавров сестринского дела и медицинских сестёр со средним профессиональным образованием к расширению роли медицинской сестры первичного звена здравоохранения в профилактике неинфекционных заболеваний и укреплении здоровья населения.

В условиях реформирования сестринского дела, роль медсестры в проведении профилактической работы среди населения неизмеримо возрастает – она функционирует как самостоятельный специалист, выполняющий уникальные обязанности. Между тем, на практике отмечается явная недооценка роли сестринского персонала, в связи, с чем его потенциал используется далеко не полностью.

Введение

В настоящее время в России назрела настоятельная потребность реализации профилактических программ национального масштаба, направленных как на борьбу с факторами риска, так и на раннее выявление и адекватное лечение предотвратимых заболеваний. Медицинские сёстры, как самая многочисленная категория работников отрасли, могут и должны внести важный вклад в профилактику через участие в разработке стратегии и алгоритмов профилактики на разных уровнях; создание у населения мотивации к укреплению здоровья и предотвращению заболеваний и пропаганду здорового образа жизни, использование эффективных, способных выявлять факторы риска; оценку индивидуального риска, консультирование и обучение навыкам здорового образа жизни, мониторирование не только статистических показателей здоровья, но и факторов его определяющих.

Согласно определению ВОЗ, профилактика заболеваний (diseases prevention) – мероприятия, направленные на предупреждение болезней: борьба с факторами риска, иммунизация, замедление развития заболевания и уменьшение его последствий (ВОЗ, 1999). Если основные усилия в здравоохранении будут направлены преимущественно на улучшение диагностики и лечения различных заболеваний, то повлечёт за собой рост выявляемости заболеваний, повышения качества и продления жизни больных, но при этом никак не скажется на таком факторе, как заболеваемость. На заболеваемость прямое влияние оказывает медицинская профилактика. Именно медицинская профилактика как вид профессиональной деятельности в здравоохранения призвана влиять на показатели здоровья и оптимизировать ресурсы здравоохранения. И здесь одна из главных ролей отводится медицинским сёстрам: они должны выступить инициаторами и катализаторами процессов, способствовать развитию профилактики как повседневного, востребованного самой жизнью вида профессиональной деятельности. [3]

Медицинские работники должны предоставлять максимально полную информацию о различных аспектах здоровья, помогать людям в формировании ответственного и позитивного отношения к своему здоровью и здоровью общества в целом, менять не всегда здоровые привычки своих сограждан и содействовать развитию навыков ЗОЖ. [1]

Во многих странах мира растет спрос на сестринский персонал, так как их практика гибко реагирует на демографические, экономические и социальные перемены. В результате этого сестринская деятельность превратилась в ключевой компонент медицинского обслуживания в любых условиях. Сфера деятельности медицинских сестер включает оказание широкого спектра услуг в рамках первичной медико-санитарной помощи и участие в проведении высокотехнологичных научных исследований. [5]

Методы

Исследование готовности сестринского персонала к осуществлению профилактической работы среди населения проводилось среди бакалавров сестринского дела и медицинских сестёр со средним профессиональным образованием. Всего в предварительном исследовании приняло участие 37 человек, которые были разделены на две группы: группа 1 – медицинские сёстры со средним медицинским образованием – 11человек и группа 2 – бакалавры сестринского дела – 26 человек. Основная часть группы медицинских сестёр со средним профессиональным образованием представлена медицинскими сёстрами общей практики, медицинскими сёстрами участковыми взрослыми и педиатрическими. Количество и структура респондентов по занимаемым должностям приведено в табл.1

Таблица 1. Респонденты среднего медицинского персонала

Группа

респондентов

Всего

респондентов

Медицинская сестра врача терапевта участкового

Медицинская сестра врача общей практики

Медицинская сестра врача педиатра

Прочее

Группа 1

медицинские сёстры со средним профессиональным образованием

11

4

3

2

2

Группа 2 –

бакалавры сестринского дела

26

2

2

2

20

ИТОГО по двум группам

37

6

5

4

22

На рисунке 1 наглядно продемонстрированы результаты выборки по возрастному критерию.

Рис. 1. Распределение респондентов по возрасту

В эмпирическом исследовании с целью проведения анализа готовности сестринского персонала к осуществлению профилактической работы среди населения применялись следующие методики:

- тестирование с помощью специально разработанной анкеты.

Анкета – опросник состоит из основной части – 17 вопросов, направленных на выявление профессионального отношения медицинских сестёр к профилактической работе на нынешнем этапе, степени удовлетворённости исполнением данного аспекта в своей деятельности, заинтересованности и готовности к самостоятельному ведению профилактических мероприятий, и вспомогательной части – 8 вопросов, посвящен изучению характеристик респондента: возраст, стаж работы, образование, семейное положение и т.д.

Респондентам было предложено ответить на вопросы составленной анкеты. Далее проводилась статистическая обработка результатов, и на ее основе производился анализ показателей.

Результаты исследования

Сравнительный анализ ответов двух групп респондентов выявил достаточно интересные результаты.

На вопрос «Считаете ли Вы важным аспектом в своей профессиональной деятельности профилактическую направленность работы?» участники опроса ответили следующим образом. В группе 1, медицинские сёстры со средним профессиональным образованием, считают очень важной профилактическую направленность – 9 человек (81,8%), допускают, что важна – 1 человек (9,1%) и так же 1 человек (9,1%) считает этот аспект бесполезным в своей профессиональной деятельности. В группе 2 – бакалавры сестринского дела, 17 человек (65,4%) относят профилактическую направленность к очень важному аспекту, 8 человек (30,8%) считают, что эта направленность возможно важна, 1 человек (3,8%) оценили, как не очень важную. Таким образом, можно подвести итог, что в целом респонденты двух групп считают важным аспектом профилактическую направленность работы медицинской сестры.

Было интересно узнать мнение медицинских сестёр и бакалавров сестринского дела то, как они оценивают влияние профилактической работы на здоровье обслуживаемого населения. Следует отметить, что и в первой, и во второй группах затруднились ответить на данный вопрос 1 человек (9,1 %) и 4 человека (15,4%) соответственно. Считают, что затраченные усилия не соответствуют получаемому результату – 1 человек (9,1%) из группы 1 и 3 человека (11,5%) из группы 2. В том, что профилактические мероприятия способствуют формированию здорового образа жизни у населения, уверены 5 человек (45,5%) из 1-ой группы и 12 человек (46,2%) из 2-ой группы. Основную роль в профилактической работе 4 человека (36,4%) 1 группы и 7 человек (26,9%) из 2 группы отвели регулярному наблюдению диспансерных групп населения. На рисунке 2 можно наглядно рассмотреть, как распределились мнения респондентов.

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Как вы оцениваете влияние профилактической работы на здоровье обслуживаемого населения?»

Вопрос № 3 следовал в анкете с формулировкой: «Достаточно ли времени Вы уделяете профилактической работе с населением?». Считаем, что данный вопрос актуален только для первой группы, т.к. оценивает работу непосредственных участников профилактического процесса. Из всех медицинских сестёр, которые непосредственно связаны с профилактической работой, только 1 человек (9,1%) уверены в том, что времени данной работе они уделяют достаточно, и 4 человека (36,4%) лишь допускают то, что времени достаточно. И в то же время 4 человека (36,4%) сомневаются в том, что уделяют профилактической работе достаточно времени, т.е. отвечают на вопрос «Скорее нет, чем да», 1 человек (9,1%) точно знают, что не работают в данном направлении. У одного человека (9,1%) с ответом на этот вопрос возникли затруднения (рис 3).

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Достаточно ли времени Вы уделяете профилактической работе с населением?»

Оценивая данные результаты, считаем целесообразным, сравнить их с ответами на вопрос № 6 «Что, на Ваш взгляд, мешает эффективно выполнять профилактическую работу?». Данный вопрос, имеет тесную взаимосвязь с третьим вопросом, т.к. направлен на обсуждение причин неэффективности профилактической работы (рис. 4).

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Что, на Ваш взгляд, мешает эффективно выполнять профилактическую работу?»

Анализ ответов медицинских сестёр, вошедших в состав респондентов 1 группы, явно указывает, что, по их мнению, основной причиной неэффективной профилактической работы является недостаток времени у медицинского персонала – так ответили 5 человек (45,5%). Равное количество человек видят причину в неэффективности «Отсутствие желания персонала заниматься данной работой» и «Низкая заинтересованность населения» - по 2 человека (18,2%). Следует отметить, что «Дефицит кадров», как причину неэффективной профилактической работы не называет никто из респондентов первой группы, но 1 человек (9,1%) видит все перечисленные ответы (в том числе и дефицит кадров) причинами низкой результативности в медицинской профилактике.

Вопрос № 4 нашей анкеты-опросника был направлен на определение того, как видят медицинские сёстры свои профессиональные обязанности в области профилактики на сегодняшний день. В данном случае важным является то, что медицинские сёстры со средним профессиональным образованием видят свои обязанности при проведении профилактики как участие в работе по формированию групп диспансерных больных и диспансерного наблюдения – таким образом ответили 8 человек (72,7%), а бакалавры сестринского дела определяют эти обязанности как консультирование по вопросам формирования здорового образа жизни – 11 человек (42,3%). Следует отметить так же, что медицинские сёстры из 1 группы не считают, что в обязанности при проведении профилактической работы входят такие действия как проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию и образованию обслуживаемого населения и проведение занятий в школах здоровья (рис. 5).

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «Опишите, в чём заключаются ваши профессиональные обязанности в области профилактики на сегодняшний день?»

Продолжая выяснять, отношение медицинских сеттер и бакалавров сестринского дела к профилактической работе мы задали такой вопрос: «Как Вы отнесётесь к тому, если из Ваших обязанностей исключить профилактическую работу с населением?». Результаты опроса 2-х групп респондентов представлены на диаграмме (рис. 6).

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос «Как Вы отнесётесь к тому, если из Ваших обязанностей исключить профилактическую работу с населением?»

На диаграмме видно, что большинство респондентов из двух групп считают, что профилактическая работа должна проводиться именно медицинскими сёстрами – 8 человек (72,7%) из 1 группы и 14 человек (53,8%) из 2 группы. По одному человеку из каждой группы считают, что профилактикой всё-таки должен заниматься только врач. Во второй группе 2 человека (7,7%) предложили свой вариант ответа на это вопрос: и оба варианта – профилактической работой могут заниматься медицинские сестры с высшим профессиональным образованием (бакалавры сестринского дела).

Рассмотрим распределение ответов медицинских сестёр, которые отвечали на вопрос: «Какова, на Ваш взгляд, роль среднего персонала в проведении профилактических мероприятий?» (рис. 7).

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос «Какова, на Ваш взгляд, роль среднего персонала в проведении профилактических мероприятий?»

Интересным выводом является тот факт, что медицинские сестры из первой группы видят себя в профилактической работе только как помощники врача – 6 человек (54,5%), а бакалавры сестринского дела определяют роль медицинской сестры как наставника пациентов по вопросам здорового образа жизни – 19 человек (73,1 %).

Оценивая возможность самостоятельного участия медицинских сестёр в профилактической работе с населением, респонденты 1 группы затрудняются с однозначным определением в данном вопросе: 4 человека (36,4%) не смогли дать определённого ответа, 3 (27,3%) – против самостоятельности, и только 4 человека (36,4%) считают, что самостоятельность медицинских сестёр повысит эффективность профилактической работы. Совершенно противоположная картина в группе: больше половины (65,4%) ответили положительно на данный вопрос, только один человек (3,8%) отрицает возможность самостоятельного участия в профилактической работе. Достаточно высокий процент опрашиваемых – 30,8% в данной группе всё-таки затруднился с ответом на этот вопрос (рис. 8).

Рис. 7. Распределение ответов об отношении к самостоятельному участию в профилактической работе с населением

В свете полученных результатов оценки отношения к самостоятельной работе интересно рассматривать ответы на вопрос о готовности стать самостоятельным и активным участником медицинской профилактики в первичном звене. В группе 1 отмечается достаточно большой процент медицинских сестёр – 45,5 % (5 человек), которые хотели бы быть самостоятельными, но при этом боятся ответственности. В группе 2 среди бакалавров сестринского дела хочется отметить тот факт, что из 17 человек оценивающих положительно самостоятельность медицинских сестёр в профилактической работе только 13 человек (50 %) готовы стать самостоятельным участником медицинской профилактики в первичном звене, 3 (11,5%) – готовы, но боятся ответственности.

Следующий вопрос направлен на то, чтобы выяснить при каких условиях медицинские сёстры согласились бы исполнять большую часть профилактических мероприятий самостоятельно. На диаграмме видно (рис. 8), что в 1 группе медицинские сёстры согласились бы взять выполнять больший объём обязанностей в области профилактики при получении дополнительных знаний по медицинской профилактике – 5 человек (45,5%). Во 2 группе большое количество бакалавров сестринского дела допускают увеличение самостоятельного выполнения большего объёма мероприятий профилактической направленности только при условии более высокой заработной платы – 11 человек(42,3%).

Рис. 8. Распределение ответов об условиях увеличения объёма самостоятельно выполняемой работы профилактической направленности

Вопрос о том считают ли медицинские сёстры, что полученное среднее профессиональное образование в медицинском колледже достаточным для выполнения качественной профилактической работы и вопрос о необходимости специальной подготовки для повышения эффективности профилактической работы следует анализировать параллельно. На рисунке 9 отчётливо видно, что недостаток знаний на уровне базового образования отмечается в двух группах большинством респондентов: 1 группа – 64 %, группа 2 – 65 %. Соответственно считают, что необходимо получение дополнительной специальной подготовки для эффективной профилактической работы абсолютное большинство во второй группе (100%) и 8 человек (73%) из первой группы.

Рис. 9. Распределение ответов о полученном базовом образовании и необходимости получения специальных знаний

В вопросе получения знаний медицинской сестрой для осуществления качественной работы профилактической направленности приоритетными направлениями в первой группе отмечаются знания о факторах риска развития заболеваний – 45,5 % (5 человек) и 27,7 % (3 человека) уверены, что это знания по гигиеническому воспитанию и обучению населения. Во второй группе предпочтения распределились следующим образом: 9 человек (34,6%) выделяют знания о факторах риска развития заболеваний, 8 человек (30,8%) – знания по гигиеническому воспитанию и обучению населения и 7 человек (26,9%) считают, что необходимо получить комплекс знаний, в который должны войти знания, по мимо перечисленных, такие как знания по организации и проведению противоэпидемических мероприятий и по диагностике заболеваний.

В какой форме предпочитают получать знания можно увидеть на диаграмме (рис. 10). Можно отметить, что предпочтение в обоих группах отдаётся сертификационным курсам с выдачей документов о получении сертификата. Достаточно небольшой процент (27,3% в первой группе и 19,2 % во второй группе) считает, что необходимые знания будут освоены при получении высшего сестринского образования.

Рис. 10. Формат получения знаний профилактической направленности

В вопросе о том, может ли медицинская сестра с высшим сестринским образованием (бакалавр) самостоятельно проводить профилактическую работу среди населения первая группа медицинских сестёр считает, что может – 8 человек (72,7%). Во второй группе мнения по данному вопросу разошлись: с полной уверенностью считают самостоятельное проведение профилактической работы 9 человек (34,6%), не так уверены в ответе, но отвечают положительно – 12 человек (46,2%), с отрицательным оттенком было получено 3 ответа (11,5%), испытали затруднения в данном вопросе – 2 человека (7,7%) (рис. 11).

Рис. 10. Распределение ответов бакалавров сестринского дела о возможности самостоятельной работы профилактической направленности

Обсуждение результатов исследования

Большая часть респондентов двух групп, участвующих в опросе считают важным аспектом профилактическую направленность первичного звена. Для повышения эффективности медицинской профилактики среднему медицинскому персоналу необходимо становится самостоятельным и активным участником данного процесса.

Для заинтересованности медицинских сестёр в самостоятельном проведении профилактических мероприятий необходимо работать в направлении специальной подготовки медицинских сестёр в области профилактики.

Вторым аспектом в решении данного вопроса возможно более широкое привлечение к проведению профилактической работы, как самостоятельного участника медицинской профилактики, медицинских сестёр с высшим образованием – бакалавров сестринского дела.

Выводы

На основании проведённого анализа готовности сестринского персонала к осуществлению профилактической работы среди населения можно сделать выводы.

Достаточно большая часть опрашиваемых медицинских сестер готова заниматься профилактической работой, как приоритетным направлением первичного звена.

Можно заметить, что высшее образование медицинских сестёр меняет отношение к собственному потенциалу в профессиональной деятельности, в данном случае в проведении профилактических мероприятий. Бакалавры сестринского дела в большей мере готовы самостоятельно заниматься профилактической работой среди населения, в то время, когда медицинские сёстры со средним профессиональным образование ощущают себя лишь «помощниками врача» и ставят себя на второй план в осуществлении во взаимодействии с населением по профилактической направленности.

Для эффективного осуществления профилактической работы медицинским сёстрам просто необходимо получение дополнительных знаний по данному вопросу. В первую очередь необходимо получение знаний по таким направлениям, как знания о факторах риска развития заболеваний и знания по гигиеническому воспитанию и обучению населения. Предпочтительной формой являются сертификационные курсы с выдачей соответствующих документов.

Список используемых источников

1. Иргашев Ш. Б. Формирование здорового образа жизни или санитарно просветительная работа. Журнал «Организация и управление здравоохранением № 1 2.2010

2. Органова Р.Г., Хальфин Р.А. Руководство по медицинской профилактике – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 464с.

3. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия». 2000. — 208 с.

4. Гендин А. М. Условия и факторы формирования здорового образа жизни учащейся молодёжи в современных условиях – Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – 228 с.

5. Двойников С. И. Медицинская сестра общей практике: проблемы и перспективы//Медицинская сестра. − 2002. − № 5. − С. 39–41.

Просмотров работы: 4750