Коммерческий банк является кредитной организацией (предприятием), поэтому целью его деятельности является получение максимальной прибыли, обеспечивающей его финансовую устойчивость и условия дальнейшего развития. Методологический подход к управлению прибылью в системе финансового менеджмента коммерческого банка, как единого комплекса, осуществляется на различных уровнях: на высшем - макроуровне (уровне банка в целом); на микроуровне (уровне отдельных направлений деятельности банка, конкретных банковских продуктов, отдельных рабочих мест, взаимоотношений с клиентами) [2].
Управление прибылью является важной составной частью банковского менеджмента, цель которой заключается в максимизации прибыли при допустимом уровне рисков и обеспечении ликвидности баланса.
Прибыль коммерческого банка - это финансовый результат деятельности банка в виде превышения доходов над расходами [1] .
Полученная прибыль является базой для увеличения и обновления основных фондов банка, прироста его собственного капитала, гарантирующего стабильность финансового положения и ликвидность баланса, обеспечения соответствующего уровня дивидендов, развития и повышения качества банковских услуг [1].
Управление прибылью банка осуществляется через систему элементов, которые тесно взаимосвязаны между собой. Можно выделить основные элементы управления прибылью в коммерческом банке :
- планирование доходов, расходов и прибыли банка;
- определение подразделений банка, которые участвуют в процессе управления прибылью;
- применение способов оценки уровня прибыльности банковской деятельности;
- определение методов текущего регулирования прибыли.
В управлении прибылью банка принимают участие различные его подразделения:
1) функциональные подразделения - управления и отделы, прямо участвующие в проведении активных и пассивных операций банка;
2) казначейство или другое сводное управление - составление плана доходов и расходов банка как составной части бизнес-плана, разработка рекомендаций о величине достаточной процентной маржи и т. д. ;
3) бухгалтерия - обеспечивает аналитические службы казначейства и функциональных подразделений необходимой информацией;
4) служба внутреннего контроля - контроль за правильностью формирования и использования прибыли.
Управление прибылью коммерческого банка осуществляется на различных уровнях : на уровне банка в целом, на уровне отдельных направлений деятельности банка, взаимоотношений с клиентом, отдельных рабочих мест, конкретных банковских продуктов..
Таким образом цель управления прибылью коммерческих банков заключается в максимизации прибыли при допустимом уровне рисков и обеспечении ликвидности баланса.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Коробова, Г. Г. Банковское дело [Текст]: учебник / Г. Г. Коробова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2012. - 590 с.
2. Радковская, Н. П. Методологические подходы к управлению прибылью коммерческого банка [Текст] : Н. П. Радковская // Финансы и кредит, 2006. - №1.