На данный момент у предприятия есть высокая вероятность, что иностранные поставщики могут в любой момент отказать в сотрудничестве, и поставке сырья и материалов для производства продукции. В связи с этим может увеличиться себестоимость продукции.
Как известно себестоимость продукции является важнейшим показателем, характеризующим работу предприятия, также от уровня себестоимости зависят финансовые результаты деятельности организации. Анализ себестоимости продукции позволяет:
выяснить тенденции данного показателя;
выявить план по его уровню;
определить влияние факторов на его рос/спад;
оценить работу предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их покупки, заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их покупки с учетом расходов на транспортировку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, и которые готовы к длительному сотрудничеству, и бесперебойной поставки сырья и материалов.
Рассмотрим затраты на производство продукции.
Таблица 1. Затраты на производство продукции за 2013 год.
элементы затрат |
сумма, млн.руб. |
структура затрат,% |
материальные затраты |
705,9 |
53,2 |
расходы на оплату труда |
414,4 |
31,2 |
отчисления на социальные нужды |
126,4 |
9,6 |
амортизация |
39,6 |
2,9 |
прочие затраты |
41,4 |
3,1 |
полная себестоимость |
1327,7 |
100 |
Схема 1. Структура затрат (%)
Из таблицы видно, что большую часть затрат на производство продукции составляют материальные затраты – 53%, и расходы на оплату труда – 31,2. Для более детального анализа будем рассматривать конкретный продукт, в нашем случае – вакцина Гриппол (вакцина против гриппа), в себестоимость которой включаются материальные затраты, а именно первичная упаковка (ампулы).
Всем известно, что большинство наших предприятий закупают материалы у иностранных производителей, так как они предлагают более низкую цену и хорошее качество. В настоящее время в связи с внешними экономическими условиями, по отношению к России, может быть прекращена поставка сырья и материалов (первичной упаковки). ФГУП НПО «Иммунопрепарат» на данный момент сотрудничает с такими иностранными поставщиками как:
- Хорватская компания Piramida D.D;
- Китайская компания Dongying Linuo Glass Co.,Ltd.
Но в связи с нынешними условиями, можем предложить таких отечественных поставщиков первичной упаковки как:
- «Курскмедстекло»;
- «Клинфармаглас»;
- SCHOTT Заволжье.
В дальнейшем для более широкого анализа будут рассмотрены:
1) удельный вес материалов (первичной упаковки) в себестоимости готовой продукции;
2) цены иностранных и российских поставщиков на сырье и материалы;
3) сравнение цен, и формирование итоговой рекомендуемой себестоимости продукции с ценами отечественного поставщика.
Использованная литература:
1. Каримова, Р.К. Дорога длинною в век.: Юбилейное научно – популярное издание. - М.: Скифф, 2005. – 352 с.
2. НПО «Иммунопрепарат» г. Уфа [электронный ресурс]. У., 1905-2013. URL:http://mbjejti.ru/
3. ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России. г. Москва [электронный ресурс]. М., 1905-2013. URL: http://www.microgen.ru/