ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня для принятия эффективных управленческих решений собственникам и руководству предприятия часто требуется информация о стоимости бизнеса. В проведении оценочных работ заинтересованы и другие стороны: государственные структуры (контрольно-ревизионные и другие органы), кредитные организации, страховые компании, поставщики, инвесторы и акционеры.

Оценка бизнеса – это определение стоимости компании как имущественного комплекса, способного приносит прибыль его владельцу. При проведении оценочной экспертизы определяется стоимость всех активов компании: недвижимого имущества, машин и оборудования, складских запасов, финансовых вложений, нематериальных активов. Кроме того, отдельно оценивается эффективность работы компании, ее прошлые, настоящие и будущие доходы, перспективы развития и конкурентная среда на данном рынке, а затем проводится сравнение оцениваемой компании с предприятиями-аналогами. На основании такого комплексного анализа определяется реальная оценка бизнеса, как имущественного комплекса, способного приносить прибыль [ 1 ].

Актуальность темы раскрывает само понятие оценки бизнеса - это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.

Результаты оценки бизнеса, получаемые на основе анализа внешней и внутренней информации, необходимы не только для проведения переговоров о купле-продаже, они играют существенную роль при выборе стратегии развития предприятия: в процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы предприятия, степень его устойчивости и ценность имиджа; для принятия обоснованных управленческих решений необходима инфляционная корректировка данных финансовой отчетности, являющейся базой для принятия финансовых решений; для обоснования инвестиционных проектов по приобретению и развитию бизнеса нужно иметь сведения о стоимости всего предприятия или части его активов.

Оценку бизнеса осуществляют с позиций трех подходов: доходного, затратного и сравнительного[ 1].

Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

В основе доходного подхода лежит предпосылка, что стоимость недвижимости обусловлена способностью оцениваемого объекта генерировать потоки доходов в будущем.

Основными факторами, влияющими на величину стоимости, и учитываемыми в рамках доходного подхода являются:

  • качество и количество дохода, который объект недвижимости может принести в течение своего срока службы;

  • риски, характерные как для оцениваемого объекта, так и для региона.

Достоинства доходного подхода:

  • в большей степени отражает представления инвестора о недвижимости, как источнике дохода;

  • через ставку дисконтирования учитывается влияние рыночной среды.

Недостатки доходного подхода:

  • сложность составления прогноза;

  • субъективность расчета ставки дисконтирования

Затратный подход основан на определении суммы затрат, необходимых для воспроизводства или замещения объекта оценки с учётом его физического и морального износа. При этом оценка предприятия проводится с точки зрения реализации накопленных им активов с учётом возмещения имеющейся задолженности кредиторам.

Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учёта, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В результате перед оценщиком встает задача проведения корректировки баланса предприятия. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия. Данный метод позволяет оценить стоимость предприятия с позиции владельца, полностью контролирующего весь бизнес.

Особенностью сравнительного подхода к оценке собственности является ориентация итоговой величины стоимости, с одной стороны, на рыночные цены купли-продажи акций, принадлежащих сходным компаниям; с другой стороны, на фактически достигнутые финансовые результаты.

Общая характеристика сравнительного подхода

Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется той суммой, за которую она может быть продана при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной ценой стоимости оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.[ 2 ].

В условиях рынка невозможно эффективно руководить любой компанией без реальной оценки бизнеса. Оценка стоимости предприятия выступает универсальным показателем эффективности любых управленческих стратегий. Многие проблемы в этой области еще не решены. Тем не менее, накопленный отечественный опыт открывает возможность осуществления оценочных действий с учетом в полной мере особенностей состояния российской экономики.

Библиографический список

1 Щербакова, Н.А Оценка стоимости предприятия (бизнеса) [Текст]: учебник / Н.А. Щербакова. -2-е изд., . — М. : Омега-Л, 2006. — 288 с.

2 Валдайцев, С..В Оценка бизнеса[Текст]: учебник / С.В. Валдайцев. – 2-е изд., изм.-М.: Издательство «Вильямс», 2008.-340с.

Просмотров работы: 1718