При продаже организацией товаров, выполнении работ или оказании услуг другим юридическим и физическим лицам и при осуществлении расчетов с ними возникают краткосрочные и долгосрочные обязательства, представляющие собой дебиторскую задолженность [1].
Под кредиторской задолженностью понимается задолженность данной организации другим организациям и физическим лицам – кредиторам (платежи за приобретенную продукцию, оказанные услуги, задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и т.д.). В состав кредиторской задолженности также включается задолженность своему трудовому коллективу по оплате труда, задолженность перед органами социального и медицинского страхования, банковские ссуды, неоплаченные счета других предприятий и т.д. [1].
Общие рекомендации по управлению дебиторской задолженностью:
1) установить контроль за состоянием расчетов с покупателями;
2) следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и привлечения дополнительно дорогостоящих источников финансирования;
3) использовать предоставление скидок при долгосрочной оплате [2].
Ускорить платежи можно путем совершенствования расчетов, своевременного оформления расчетных документов, предварительной оплаты, применения вексельной формы расчетов и т.д.
Следующее мероприятие по совершенствованию управления дебиторской задолженностью заключается в оценке надежности покупателя. Одним из мероприятий по управлению дебиторской задолженностью является обеспечение эффективности системы мотивации, ориентированной на снижение объема просроченной дебиторской задолженности, на заинтересованность каждого сотрудника в достижении запланированного уровня дебиторской задолженности. Одним из наиболее действенных мероприятий, предлагаемых в работе и позволяющих максимизировать поток денежных средств и снизить риск возникновения просроченной дебиторской задолженности, является система скидок и штрафов [3].
Управление кредиторской задолженностью может быть проведено при помощи двух основных вариантов: оптимизации кредиторской задолженности и минимизации кредиторской задолженности.
Оптимизация - поиск новых решений, с помощью которых кредиторская задолженность и ее изменение смогут оказывать на предприятие положительное влияние (увеличение уставного капитала, увеличение резервного капитала и др.).
Минимизация - механизм управления кредиторской задолженностью, при котором существующая кредиторская задолженность сводится к ее уменьшению, вплоть до полного погашения [2].
Ключевым моментом оптимизации и минимизации управления кредиторской задолженностью является управление материальными потоками, которые возникают в ходе закупки материалов или сбыта продукции и сопровождаются финансовыми потоками.
При формировании политики управления кредиторской задолженностью необходимо целенаправленно изменить некоторые условия расчетов с кредиторами. В качестве способа решения проблемы возможно либо увеличение суммы платежей дебиторов, либо уменьшение суммы платежей кредиторам. Для увеличения числа дней оборотов кредиторской задолженности и снижении затрат по оплате поставщикам необходимо пересмотреть договорные отношения с поставщиками.
Предложенные мероприятия позволят определить:
1)оптимальные параметры кредитной политики в режиме запаздывания финансового потока (отсрочки платежа за поставленную продукцию) - дебиторскую задолженность, затраты, потери, цену, рентабельность, спрос и в режиме опережения финансового потока (предоплата за поставленную продукцию) и кредиторскую задолженность, затраты, потери, цену, рентабельность, спрос;
2)оптимальные параметры взаимоотношений с каждым покупателем, группой покупателей и в целом по всем контрагентам [3].
Список использованных источников:
1. Финансовый менеджмент [Текст] : учебное пособие / Р. Р. Яруллин [и др.]. - Уфа : Мир печати, 2010. - 160 с.;
2. Зарецкая, В. Г. Оценка и анализ дебиторских задолженностей с учетом фактора времени [Текст] / В. Г. Зарецкая // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 6. - С. 58-66.;
3. Галимова, Э. И. Совершенствование учета и контроля расчетов с контрагентами [Текст] / Э. И. Галимова, Г. А. Хабиров // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. - 2014. - № 1 (29). - С. 109-111.